Неиндустриальный призрак нового Ростова

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
26 марта 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» среди прочих партнёров привлечён к работе над стратегией развития Ростова-на-Дону до 2035 года — проектом в целом руководит Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). В начале марта мы провели мозговые штурмы, посвящённые диагностике состояния и возможностям делового Ростова, и получили на редкость внятную картинку, которую ещё предстоит загромоздить большим количеством оговорок. Однако очень хотелось бы, чтобы детали не сбили прицел, наведённый на действительно большую цель.

Ключевой тезис: чтобы город мог развиваться, он должен сформировать новый образ. Это далеко не всегда необходимо для того, чтобы развиваться.

Ростов в разные периоды развивался по-разному. В момент возникновения Темерницкой таможни рядом была граница, а потому роль «южных ворот» и обеспечивала его рост. Затем граница далеко отодвинулась — и место развивалось, скорее, как узел ярмарочной торговли регионального масштаба. А в конце XIX века начался индустриальный бум, который продолжился в советское время. Тот Ростов-на-Дону, к которому мы привыкли, возник и развивался как промышленный центр. Другие возможности не были вполне задействованы.

Развивается ли сегодня Ростов как индустриальный город? Желающим подтвердить это будет на что указать — «Роствертол» и «Ростсельмаш», мировые лидеры в своих сферах, находятся на пике и обеспечивают опережающую динамику всей промышленности. Как показывает рэнкинг 300 крупнейших производителей юга России, Ростов сейчас — локомотив индустриального роста не только для Ростовской области, но и для всего юга России.

В результате того, что современные стратегии регионов и городов разворачиваются к человеку, у развития появляется дополнительная характеристика — устойчивость, в том числе в условиях постоянно меняющейся среды. В экономике устойчивость предполагает три компонента — сохранение окружающей среды, долгосрочную конкурентоспособность и умение экономические успехи переплавлять в качество жизни.

Тест на устойчивость Ростов сегодня не проходит. Индустриальный рост зависит буквально от нескольких компаний, которые вообще-то не всегда растут. Целый ряд ростовских производителей свои инвестпроекты реализует за пределами города. Новые заводы в городе много лет не строились. Инвесторы, которые заходят в регион с промышленными проектами, предпочитают размещаться в индустриальных парках, три из которых имеются в ростовской агломерации — но опять-таки не в Ростове. Износ основных фондов нарастает, он уже на уровне 47%, темпы обновления замедляются. Вес индустриальных инвестиций в портфеле инвестпроектов, который сложился на начало 2018 года, по данным самой администрации города, — около 2%. Надо быть безрассудным оптимистом, чтобы увидеть в этой картине предпосылки для дальнейшего промышленного роста.

Следует напомнить, что индустриальное развитие само по себе устойчивого роста не обеспечивает. Объём промпроизводства в Волгограде наивысший в ЮФО, но этот город сегодня — аутсайдер по развитию малого бизнеса, имеет очень скромный потребительский рынок, в результате сокращает население и всерьёз стоит перед угрозой потери статуса миллионника. Промышленный рост не решает задачи развития города.

Альтернативные драйверы в Ростове не очень просматриваются, но их надо изобретать — как новую формулу роста. И как ни крути, эта новая формула должна быть связана с заявкой на интеллектуальное лидерство.

«Умная» стадия традиционных отраслей — это всегда кластер. Многие хотят кластеры создавать, немногие могут это сделать. Такие образования невозможны без сильного лидера, науки, трансфера технологий, создания возможностей для малого предпринимательства. Например, кластер сельхозмашиностроения отличается от эффективного завода «Ростсельмаш» тем, что это уже формат, который позволяет привлекать федеральные ресурсы (деньги, мозги) в развитие местной научно-образовательной и производственно-предпринимательской среды через работу над конкретными проектами.

В сегодняшних планах Ростова нет надежды на рост малого бизнеса — а он мог бы и расти. Через создание инфраструктуры вовлечения в предпринимательство — на базе вузов, институтов развития. Параллельно, как правило, развивается инфраструктура не просто «поддержки малого бизнеса», а решения глобальной проблемы — дефицита предпринимательских компетенций в этой среде. Особая же поддержка нужна лишь когда мы хотим развивать приоритетные сферы или отрасли, которых у нас пока нет. Создание новых отраслей сегодня — обязательная часть стратегий. В Ростове хватает очевидных пробелов — например, есть хорошее гуманитарное образование, но нечем занять человека с таким образованием — никаких тебе креативных индустрий.

Далее — если не управлять агломерацией, будет сложно управлять и Ростовом. Мысль о необходимости мастер-плана агломерации, создании системы управления ею не нова, но решения до сих пор нет.

Наконец, Ростов в намерении формировать свой новый образ активной позиции пока не занимал, что непозволительная роскошь для миллионника. Возможно, для того, чтобы начать делать это, нужно поверить в свои силы, но это суждение, конечно, выдаёт наш безрассудный оптимизм.

А теперь ключевой вопрос — где та голова во власти, которая способна этим всем заниматься? В нынешней системе администрации её нет и быть не может. Но решение придумано: современные стратегии заканчиваются одним общим управленческим ходом — созданием проектных офисов, которые вообще лишены иного занятия, чем реализация проектной части стратегии. Эту идеи легко загубить — сделать офис на базе существующего министерства или департамента. Прогрессивные регионы выдёргивают из каждого ведомства по паре светлых голов и дают новой команде полномочия координатора и интегратора.