Госкомпания «Транснефть» (оператор магистральных нефтепроводов России) выкупает долю Новороссийского морского торгового порта (ПАО НМТП) у ГК «Сумма» Зиявудина Магомедова (активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоме и нефтегазовом секторе), что позволит ей управлять крупнейшим портовым оператором России. Ранее эти два акционера порта находились в корпоративном конфликте по поводу взглядов на развитие порта. «Совершение сделки приведёт к установлению косвенного контроля ПАО “Транснефть” над 50,1% голосующих акций ПАО НМТП», — говорится в сообщении ФАС по поводу сделки. «Мы, как стратегический инвестор, заинтересованы в контроле в своих активах. При этом приватизация НМТП до сих пор не состоялась. Время идёт, мы бы хотели потратить его на развитие бизнеса. “Транснефть” сделала нам хорошее предложение, и мы его обсуждаем», — прокомментировали сделку в пресс-службе ГК «Сумма». В НМТП действия акционеров не комментируют.
Инвестиционная компания «ФИНАМ» оценивает сделку в 2,8 млрд долларов. «Мы не исключаем, что “Транснефть” может заплатить хорошую премию к текущей рыночной цене. Напомним, что в 2010 году “Сумма” и “Транснефть” заплатили около двух миллиардов долларов за 50 процентов группе НМТП, а значит, общая рыночная капитализация порта оценивалась примерно в четыре миллиарда долларов», — сообщили в инвесткомпании. Аналитики «ФИНАМ» считают, что «Транснефть» может заплатить «Сумме» как минимум ту же цену.
Группа НМТП ведёт деятельность в трёх ведущих портах России — в Новороссийске, в порту Приморск и контейнерном терминале в порту Балтийск Калининградской области. Компания является третьим по грузовым мощностям оператором в Европе. По данным годового отчёта 2016 года, рыночная доля компании от грузооборота всех морских портов России составила 20,3%. Выручка компании в 2016 году — 58 млрд рублей, чистая прибыль — 42,3 млрд рублей. Консолидированный грузооборот терминалов группы в 2017 году составил 143,5 млн тонн.
Ранее два ключевых акционера порта, «Сумма» и «Транснефть», находились в корпоративном конфликте из-за разногласий по поводу развития портовых мощностей. «Сумма» была заинтересована в развитии перевалки навалочных и контейнерных грузов, в «Транснефти» считали, что это ущемляет их интересы. Корпоративный конфликт угас только после вмешательства государства к 2016 году. Обе стороны объявили: «взаимные консультации прошли в конструктивном русле, были согласованы практические шаги по оптимизации схемы управления портом».
В рамках постоянно тлеющего акционерного конфликта «Сумме» инвестировать в сухогрузные, контейнерные и прочие мощности очень сложно, поэтому компания может продать свой пакет «Транснефти», считает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. По его словам, для «Суммы» сегодня приоритетным проектом является железнодорожный оператор «Трансконтейнер», а не Новороссийский порт.
«Не вижу ни одной причины продавать “Сумме” этот актив, кроме той, что у холдинга нет денег и огромные проблемы. И это никак не повлияет на развитие порта. “Транснефть” точно хуже “Суммы” управлять портами не будет, потому что “Сумма” никаких инноваций в порт не принесла и не развивала этот актив», — прокомментировал «Эксперту ЮГ» источник на рынке зернотрейдинга.
При этом группа НМТП летом 2017 года приняла новую программу развития на пять лет, в которой заявлено 65 млрд рублей инвестиций в расширение и модернизацию Новороссийского порта. Как рассказывал «Эксперту ЮГ» бывший гендиректор компании Султан Батов, основная цель — расширение мощностей для увеличения перевалки сухих грузов на 31 миллион тонн к 2023 году.
«Программа развития — это поддержание современного уровня порта, а не точка роста. В теории порт можно расширять, но в рамках постоянно тлеющего акционерного конфликта инвестировать в сухогрузные, контейнерные и прочие мощности очень сложно. Кроме того, запущенный недавно проект Тамань способен перехватить грузовые потоки, поэтому для НМТП ситуация становятся в плане развития напряжённой», — говорит Алексей Безбородов.
Аналитики указывают на тот факт, что порт — непрофильный актив для «Транснефти». «Нефть и нефтепродукты приносят всего около 30 процентов в EBITDA порта, а оставшаяся часть приходится на контейнеры и сухогрузы. Есть несколько вариантов: сохранить статус-кво; консолидировать 100 процентов порта, купив долю государства и миноритариев; разделить нефтяные и ненефтяные терминалы, а затем продать последние инвесторам; приватизировать порт», — говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко.
«Для “Транснефти” интерес представляет только перевалка нефти и нефтепродуктов. На наш взгляд, после получения контроля “Транснефть”, вероятно, вернётся к обсуждению темы, которую неоднократно уже озвучивала. Это разделение активов порта по профилям. Возможен и другой вариант — поиск нового партнёра, например, РФПИ с партнёрами, однако они, скорее всего, будут заинтересованы в контрольном пакете, и тогда со временем на следующем этапе встанет вопрос о выходе из актива “Транснефти” — с выделением нефтеперевалочных мощностей», — комментирует старший аналитик ИАА SeaNews Лилия Аксёнова.
Анатолий Вакуленко также увязывает продажу пакета порта с подготовкой к его приватизации: «Консолидация пакета даст возможность увеличить размер пакета на продажу, и при этом сохранить часть у государства, которая может быть продана позже». По его словам, на саму работу порта сделка никак не повлияет: «Порт развивается и будет развиваться, через него будут и дальше переваливаться те же грузы, что и раньше, в том числе наливные. Продолжится реализация проектов как в порту, так и на подходах к нему, развитие инфраструктуры и сервиса. То есть, какие бы организационные и юридические решения ни принимались, порт продолжит работу, ведь именно работающий, загруженный порт представляет наибольшую ценность. В этом заинтересованы власти и акционеры».