За последние три года производство тепличных овощей, по данным ассоциации «Теплицы России», увеличилось на 30%. В «рекордном» 2017 году валовой сбор тепличных овощей составил около 950 тысяч тонн, что на 17% выше уровня 2016 года. Как признают эксперты, собравшиеся на организованном Аналитическим центром круглом столе «Тепличный бизнес: какие проблемы сдерживают развитие?», отрасль находится на пороге «большого рывка», совершить который не позволяет целый ряд проблем, как доставшихся в «наследство» вместе со старой базой, так и новых — связанных с дороговизной ресурсов и чрезмерным администрированием отрасли со стороны государства.
Что мешает росту овощей
Несмотря на растущий объём выращиваемых в России овощей в закрытом грунте, они только на 40% покрывает потребности рынка потребления. Остальные 60%, или свыше 1 млн тонн, овощей в год в Россию поставляется из-за границы. По данным Минсельхоза России, последние три года показатели импорта, правда, снижаются — с 2013 года ввоз огурцов и томатов (основные тепличные культуры) в Россию в силу разных причин (от введения эмбарго на ввоз до беспрецедентной господдержки) снизился вдвое. В ближайшие годы отечественным производителям предстоит увеличить производство овощей на 100%, чтобы восполнить пробел, образовавшийся после ухода «иностранцев». Однако занять освободившееся место они пока не могут.
По словам президента ассоциации «Теплицы России» Аркадия Муравьёва, отрасль развивается благодаря двум видам господдержки: субсидиям на возмещение 20% затрат на строительство новых тепличных объектов, а также субсидированию процентных ставок по кредитам сельхозпроизводителям. Правда, льготы выдаются на строительство теплиц нового поколения с так называемой светокультурой (с возможностью круглогодичного освещения теплицы). Круглогодичные теплицы дают необходимую экономику для банка и для бизнеса. Сейчас их доля в общем объёме тепличных хозяйств — около 25%. Всё остальное — старые проекты. Ежегодный объём ввода в эксплуатацию новых тепличных хозяйств, по данным ассоциации— 150–200 га.
Однако темп роста теплиц мог быть более впечатляющим. По словам Аркадия Муравьёва, развитие отрасли сдерживают 12 основных причин (см. врез).
Алексей Востриков, ведущий консультант минсельхоза в Краснодарском крае, добавляет, что основные сдерживающие факторы, влияющие на себестоимость производства — затраты на приобретение технологического газа и электроэнергии. По его словам, власти стараются «находить точки соприкосновения с представителями естественных монополий».
Несмотря на это, площадь современных высокотехнологичных теплиц в крае выросла почти в три раза за последние пять лет. Сегодня на Кубани, с учётом личных хозяйств, выращивается порядка 11% овощей в защищённом грунте от всего российского производства. Край занимает лидирующие позиции в этом сегменте. Лидерами по урожайности и производству являются ТК «Зелёная линия» (входит в «Магнит»), ТК «Белореченский» и «Овощи Краснодарского края». По итогам года край планирует произвести 120 тысяч тонн овощей и довести к 2020 году общее производство овощей в закрытом грунте до 150 тысяч тонн.
По словам финдиректора ООО «Овощи Краснодарского края» Владимира Александрова, ещё одна проблема в тепличном бизнесе касается сроков получения субсидий: «по факту сроки получения субсидии — с июня по август. Затем средства, выделенные на компенсацию, заканчиваются». Вторая проблема связана со взаимодействием с Россельхознадзором. «У нас в сезон выходит до 15 машин в день. Основное требование сетей — получение карантинного сертификата на каждый автомобиль. По факту это привоз инспектора и длительная процедура согласования», — говорит г-н Александров.
Как отметил начальник отдела внутреннего карантина растений и семенного контроля Россельхознадзора по краю и Адыгее Владимир Абросимов, в целом ведомство «идёт навстречу бизнесу». «Если мы не выявляем карантинных объектов, то даём разрешительные письма на три месяца на вывоз продукции без сопровождения карантинными сертификатами. Это в значительной степени снижает затраты на оформление документов», — поясняет г-н Абросимов.
По словам Юрия Величко (владелец 2 га теплиц в Курганинском районе Краснодарского края), его предприятие, а также в целом мелкие производители испытывают трудности во взаимодействии с надзорными органами. «Если коротко, то мы покупаем теплицу итальянского производства. Однако для того, чтобы её установку одобрил Ростехнадзор, требуется пройти экспертизу. В итоге мы потратили два миллиона рублей и два года согласований. Зачем мы это делали, ведь мы купили готовое оборудование? Мы будем в тупике с таким госрегулированием», — возмущается г-н Величко.
По словам директора ЗАО ТК «Прогресс» (5,7 га) Амбарцума Назарова, основные проблемы — это всё же ресурсы и получение техусловий. Также есть проблема с отсутствием рабочей силы и нежеланием населения трудиться в «суровых тепличных условиях».
По мнению доктора сельскохозяйственных наук, заведующего кафедрой овощеводств КубГАУ Руслана Гиша, сегодня все производства работают в отрыве друг от друга — участники рынка предпочитают переманивать сотрудников друг у друга, а это «путь в никуда». «На всей территории России не осталось кафедр, где готовили бы специалистов по защищённому грунту. Специализированных кафедр всего две — в КубГАУ и в Тимирязевской сельхозакадемии. Есть предложение совместно готовить специалистов. Европейский опыт показывает, что компании на конкурсной основе могли бы отбирать молодых специалистов для работы и проводить учебно-производственную практику на производстве», — резюмирует Гиш.
Битва за урожай начинается с розетки
С Амбарцумом Назаровым соглашается и первый заместитель гендиректора ЗАО УК «Экогеос» (2 га) Виталий Кильо. При этом он отмечает, что конкурировать по стоимости с овощами из тёплых стран Россия может при условии более дешёвых энергоресурсов. Для этого нужны программы по субсидированию таких затрат.
По словам гендиректора ЗАО «Радуга» Хизира Джаримока, электроэнергия в Краснодарском крае дорогая лишь относительно энергопрофицитных регионов. В Адыгее её стоимость выше, чем где бы то ни было (до 10 рублей за киловатт). «Правда, наш комбинат отапливается геотермальными водами. Это дешевле газа, но вода агрессивна, поэтому есть издержки», — сетует Джаримок.
«Проблемы свойственны и представителям цветоводческой отрасли. Цветоводство сегодня не имеет господдержки. Надеемся, что будет принята программа поддержки, которая позволит сделать тариф максимально близким к тарифу ФСК», — комментирует генеральный директор «Юг-Агро» Сергей Куренёв.
Конкурировать с зарубежными производителями овощей в зимний период местным предприятиям невозможно по причинам климатического характера. С ноября по март в России мало солнца, получать продукцию в теплице, не оборудованной дорогостоящей системой искусственного освещения, невозможно. По словам менеджера по работе с ключевыми клиентами компании Syngenta в России Дмитрия Тосунова, возникает период с дефицитом предложения продукции тепличных комбинатов, и южные страны (Марокко, Турция, Италия) продолжают экспортировать свои овощи в Россию. При этом у себя на родине они также имеют различные опосредованные способы поддержки. «Российские торговые сети за границей заключают договоры с тепличными комбинатами, закупают для них семена тех гибридов, которые они хотят видеть на полках, а те, в свою очередь, выращивают для них требуемую продукцию», — продолжает Дмитрий Тосунов. По его словам, наши сети по таким прямым контрактам с отечественными производителями работают пока ещё не очень активно. Однако им круглогодично нужны овощи, причём в широком ассортименте. Семена для них готова предложить Syngenta.
По словам руководителя группы маркетинговых кампаний ООО «Сингента» Дмитрия Горобца, к проблемам тепличного бизнеса в России можно добавить и отсутствие необходимого количества сертифицированных средств защиты растений. Это усугубляется сложностями внедрения интегрированных решений, которые позволяют контролировать распространение вредных объектов внутри теплиц: «В ближайшее время мы заместим импорт огурцов и томатов в Россию. Однако надо задать себе вопрос: насколько 1,2 миллиона тонн тепличных овощей в год — это потолок для России?». По его словам, чтобы войти в список стран с высокой продолжительностью жизни, необходимо потреблять больше овощной продукции. «Поэтому необходимо влиять на создание спроса на эту продукцию на всех уровнях», — считает Дмитрий Горобец.
Шанс для отечественных технологий
Развитие тепличных хозяйств даёт шанс и отечественным технологиям. По словам генерального директора компании по производству туманообразующего оборудования «Туманко» (Таганрог) Юрия Горбова, последние десять лет на Западе теплицы не строятся без систем туманообразования. Эти системы позволяют контролировать влажность, охлаждать помещение, с их помощью можно обеззараживать теплицу. До недавних пор в России такое оборудование не производилось. Теперь оно выпускается, в том числе и в Таганроге. «Растения лучше переносят стресс при влажном, чем при сухом воздухе. Целиком стоимость системы ниже на 40–70 процентов, чем аналогов из Турции или Италии. При применении систем туманообразования можно увеличить срок реализации продукции в два-три раза», — говорит Юрий Горбов.
Развитие отечественных технологий наблюдается и в сфере производства субстратов. Руководитель направления «АГРО» корпорации «Технониколь» (производитель каменной ваты и субстратов для роста растений) Анатолий Зайцев говорит, что сегодня рядом с производством каменной ваты в Рязанской области построена одна из лучших в России лабораторий, позволяющая изучать новый продукт. Есть теплица, где испытывают новые виды субстратов. Отечественная продукция, как правило, дешевле импорта на 25–30%, что также идёт на пользу производителям овощей.
«Что важно, с выводом в 2016 году на рынок отечественных субстратов SPELAND ценовая политика других производителей изменилась — цены пошли вниз. Это тоже положительно влияет на себестоимость продукции тепличных хозяйств, — говорит Анатолий Зайцев. — В ближайшее время в промышленное производство будет запущена новая продукция SPELAND ECO, на принципиально новом связующем, которая, в том числе, пойдёт и на экспорт. “Технониколь” получила право на обладание и производство технологии этого продукта, подтвердила его в РФ, странах СНГ и ЕС».
Как попасть в «ласковые сети»
У многих производителей нарекания вызывает и работа с сетями. Диалог налажен, но необходимых документов и разрешительных сертификатов от производителя зачастую требуют больше, чем в банках. При этом продукция его и многих других тепличных хозяйств оказывается на полке через посредников, с которыми у сетей есть договоры.
«Мы понимаем, что у нас много обязанностей прописано в договорах, это может оттолкнуть производителей, особенно когда почитаешь раздел “штрафы”», — соглашается Юлия Тиханова, ведущий менеджер по закупкам и развитию компании «Лента». При этом она отмечает, что если работа поставщика и сети эффективно налажена, «никаких штрафов нет». По словам заместителя директора филиала «Южный» X5 retail group Алексея Полянского, если хозяйствующие субъекты хотят найти общий язык, они его найдут. «Что касается категории “фрукты-овощи”, то порядка 10 процентов продукции этого сегмента на полках составляет импорт. Но этот импорт касается в основном экзотических фруктов», — добавляет г-н Полянский.