Благоустройство желает подружиться с бизнесом

Марина Клочкова
23 апреля 2018, 00:00

Власти городов стараются активно подключать бизнес к благоустройству общественных пространств, но чёткого механизма, как это сделать, пока нет

Концессионный опыт по благоустройству ростовской набережной ляжет в основу типовой модели Минстроя РФ
Читайте Monocle.ru в

Принципы государст­вен­но-частного партнёрства в сфере благоустройства в России пока развиты слабо, о чём говорят и на уровне правительства. И из-за расплывчатых формулировок в законе о ГЧП возникает много споров между органами местного самоуправления, гражданами и предпринимателями. «Судебная практика обычно шла по пути защиты прав частной собственности, исходя из того, что эстетический вид, архитектурный облик зданий, земельных участков — это исключительно частное дело, хотя такой подход и противоречит мировой практике. Очевидно, что внешний архитектурный облик зданий, сооружений — во всяком случае, той части, которая обращена к общественному пространству, — представляет общественный интерес», — говорил в 2017 году на совещании в правительстве вице-премьер Дмитрий Козак. Сегодня вопросы благоустройства, формирования архитектурно-планировочной структуры, архитектурного облика городов и поселений — зона ответственности органов местного самоуправления. Но, к сожалению, в силу различных причин, в том числе финансовых, эти задачи не всегда у них в приоритете. Частные инвестиции в сферу благоустройства привлекаются со скрипом.

ГЧП как правило

Как считает директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков, пока что социальная ответственность бизнеса проявляется прежде всего в добросовестной уплате налогов и в том, чтобы на предприятиях вовремя платили зарплату. Иногда к этому добавляется определённый соцпакет. Вместе с тем многие компании, как правило, относящиеся к крупному бизнесу, дополнительно инвестируют в социальную инфраструктуру. Например, производитель влажных кормов для домашних животных Mars в 2017 году запустил в Ростове пилотный проект «Город для тех, кто делает нас лучше», оборудовав в местных парках несколько специальных площадок для выгула собак. Сейчас этот опыт активно тиражируется во многих городах страны.

Более красноречивый пример — деятельность краснодарского бизнесмена Сергея Галицкого. «Он не только построил стадион и парк, но практически взял на себя стратегическое развитие Краснодара, — говорит Александр Водяник, помощник секретаря Общественной палаты РФ Валерия Фадеева, эксперт КБ “Стрелка”, преподаватель Школы городского планирования “Яуза”. — В планах уже строительство нового парка, значительно большего по площади — 194 гектара, реконструкция знакового для города кинотеатра “Аврора”, строительство транспортных развязок. Такого пока нет в других городах».

Но подобные проекты правильнее назвать меценатством либо маркетинговым ходом, но никак не государственно-частным партнёрством. Пока один из самых успешных примеров концессионного сотрудничества в рамках ГЧП — обустройство ростовской набережной. Срок действия концессионного соглашения, заключённого в 2013 году между ООО «Донской причал» и администрацией города, составляет 32 года, а стоимость работ по благоустройству — 330 млн рублей. Это тот случай, когда капиталовложения работают и на бизнес, и на интересы всех горожан. Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень на форуме, посвящённом развитию комфортной городской среды, высоко оценил ростовский опыт. Он заявил, что городской опыт ляжет в основу типовой модели, которую разрабатывает федеральное министерство для применения концессий в благоустройстве.

В июне 2017 года администрация Волгограда подписала концессионное соглашение с ООО «Парк» о создании Центрального парка культуры и отдыха. Инвестиции концессионера составят порядка 330 млн рублей. Срок соглашения — 39 лет. ООО «Парк» предстоит восстанавливать объект практически с нуля. По плану территория площадью 25 га будет благоустроена в несколько этапов. Кроме того, концессионер обязуется проводить за свой счёт текущий и капитальный ремонты, осуществлять модернизацию, замену устаревшего в ходе эксплуатации оборудования, а также нести расходы на содержание имущества. При этом парк останется в муниципальной собственности.

Остальные южнороссийские регионы только прорабатывают развитие механизмов ГЧП. Так, в феврале этого года на инвестиционном форуме в Сочи к внедрению ГЧП-стандарта и повышению инвестиционной привлекательности своих территорий присоединились Краснодарский край и Северная Осетия. Согласно рейтингу регионов России по уровню развития ГЧП-2017, Краснодарский край разместился на 41-м месте, а Северная Осетия делит с другими северокавказскими республиками последние позиции. На первом месте — Москва, а регионы ЮФО едва приблизились к «золотой середине». Как показало исследование Центра развития ГЧП, в настоящее время доля привлекаемых частных инвестиций в России не достигает и 3% от общего объёма вкладываемых средств в развитие инфраструктуры. Однако для обеспечения темпов роста экономики страны на уровне не ниже среднемировых необходимо в течение ближайших 5–7 лет обеспечить рост инвестиций в транспортную, энергетическую, социальную и коммунальную инфраструктуру примерно на 6–10% в год.

Концессия и искусство

Был период, когда власти Ростова-на-Дону намеревались развивать городские парки за счёт передачи их в концессию. За два года чиновники планировали отдать в «хорошие руки» сразу несколько объектов. Речь шла о парках имени 1 Мая, Максима Горького, Николая Островского, Собино. Но пока только два парка находятся в долгосрочной аренде у бизнеса — имени города Плевена и парк имени Октябрьской революции. Парки были отданы предпринимателям ещё в середине 2000-х. В благоустройство парка «Плевен» было вложено 500 млн рублей, на его территории построены дельфинарий и ледовый каток. Парк имени Октябрьской революции, отданный «Группе Агроком», тоже с каждым годом преображается, обрастая новыми «точками притяжения». В 2016 году инвестор установил на его территории третье по величине в России колесо обозрения, инвестировав более 100 млн рублей. Хотя все эти затраты пока не приносят высокой прибыли. Как ранее признавался генеральный директор «Группы Агроком» Сергей Сапотницкий, парк существует на грани рентабельности.

Другой отрицательный фактор — отсутствие мотивации. Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при президенте РФ, руководитель проектного бюро «Платформа», эксперт по вопросам развития территорий Ирина Ирбитская объясняет низкую степень вовлечённости бизнеса в сферу благоустройства тем, что в России нет механизмов стимулирования частных компаний. «В Голландии до конца 1990-х годов было социально ориентированное государство. Существовало жёсткое правило: в любом девелоперском проекте должно быть не меньше 10 процентов “искусства”, — говорит Ирина Ирбитская. — Это могло быть что угодно: уникальный фасад, благоустройство общественного пространства, скульптура, которая будет стоять рядом с этим зданием. Если 10 процентов от общей стоимости проекта голландский девелопер тратил на “искусство”, то государство уменьшало ему налоги». По её мнению, в ближайшие пять лет Россия тоже к этому придёт.

Государственно-частные резервы благоустройства

Ещё один резерв для благоустройства — объявленный на Форуме малых городов и исторических поселений в Коломне президентом Владимиром Путиным конкурс. В его рамках муниципалитетам необходимо разработать проекты развития конкретных общественных территорий на основе проведённого исследования культурного и исторического наследия города, подчеркивающие его индивидуальность. По словам Михаила Меня, в качестве одного из ключевых критериев оценки проектов предлагается установить требование об обязательной поддержке такого проекта гражданами и общественными организациями и проведении соответствующих общественных обсуждений. Проекты будут оцениваться федеральной комиссией, которая выставит каждому предложению баллы в соответствии с публичной шкалой оценки.

Кстати, на коломенском форуме выступал глава администрации Азова Владимир Ращупкин. Одно из его предложений по поддержке малых городов касалось перераспределения НДФЛ в пользу местных бюджетов. Президент предложил изучить этот вопрос или найти иной механизм поддержки исторических территорий.

В целом благоустройство городской среды, особенно в новых микрорайонах, всегда происходит за счёт частного инвестора. По словам вице-президента по строительству ГК «Интеко» Максима Малыгина, сегодня конкуренция между застройщиками очень высокая, и комфортная городская среда, в которую вписан объект, повышает его привлекательность для покупателя. Поэтому в Москве соинвестирование благоустройства уже становится повсеместной практикой, но в Ростове это пока редкая инициатива отдельных застройщиков. Компания застраивает в донской столице несколько районов. При застройке одного из ЖК на берегу реки Темерник она за свой счёт благоустроила участок берега, примыкающий к объекту, хотя это территория муниципалитета. «Вывод напрашивается простой: необходима стандартизация механизма соинвестирования и разработка чётких правил сотрудничества властей и девелоперов», — отмечает Максим Малыгин.