Арест председателя совета директоров группы «Сумма» Зиявудина Магомедова повлечёт за собой ряд негативных последствий для юга России. Пока он привёл к неопределённости в отношении дальнейшей судьбы акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), но также может привести и к сворачиванию ряда социальных программ в Дагестане.
Магомедов, его брат Магомед Магомедов и экс-глава компании «Интэкс» (входит в «Сумму») Артур Максидов стали фигурантами крупнейшего уголовного дела против предпринимателей после истории с ЮКОСом. Подозреваемые находятся в СИЗО, обвинения им ещё не предъявлены. Суд отказался выпустить их под залог в 2,5 млрд рублей. Фигурантам дела инкриминируют деяния, предусмотренные ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества), ст. 159 (мошенничество) и ст. 160 (присвоение или растрата чужого имущества). Следствие считает, что фигуранты похищали госссредства в период работы над крупными подрядами (строительство стадиона в Калининграде) и на сделках компаний с госучастием (ОЗК). Общая сумма хищения, называемая следствием, — 2,5 млрд рублей. Задержанные свою вину отрицают.
ГК «Сумма» — одна из крупнейших российских компаний. У неё есть активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоме и нефтегазовом секторе. На Юге группа имеет пакеты акций в таких активах, как ПАО «Новороссийский морской порт» (третий по объёму грузооборота порт в Европе) и Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП, крупнейший российский терминал по перевалке зерна). Грузооборот НМТП в 2017 году составил 144 млн тонн, что на 2,3% меньше, чем в 2016 году. Выручка компании выросла на 4% — до 899,8 млн долларов.
В самой ГК «Сумма» заявили, что все структуры холдинга работают в штатном режиме. Менеджмент обеспечивает бесперебойную работу всех подразделений и активов. Тем не менее, из-за ареста предпринимателей «Транснефть» приостановила переговоры с «Суммой» о покупке доли в Новороссийском морском торговом порту, при этом интерес к сделке «Транснефть» сохраняет, сообщили в компании. «Транснефть» владеет ПАО «НМТП» совместно с «Суммой» на паритетной основе и является крупнейшим клиентом НМТП (по данным годового отчета НМТП, 14% от всех продаж приходится на «Транснефть»). «Транснефть» же инициировала выбор нового совета директоров НМТП, который впервые возглавил представитель государства — замминистра экономического развития РФ и руководитель Росимущества Дмитрий Пристанков.
По словам гендиректора отраслевого агентства Infranews Алексея Безбородова, сделка по продаже акций «Транснефти» в любом случае состоится, это вопрос времени и цены. Инвестиционная компания «Финам» до уголовного дела, связанного с «Суммой», оценивала сделку в 2,8 млрд долларов. Выручка НКХП в 2017 году составила 7,8 млрд рублей (на 51,6% больше, чем в 2016 году), «Сумме» принадлежит 50% минус одна акция Объединённой зерновой компании (ОЗК) — основного акционера НКХП. В пресс-службе «Суммы» сообщили, что не планируют продавать долю в ОЗК.
Арест предпринимателя активно комментируют в его родном Дагестане. При этом Магомедов, по собственному признанию, бизнеса в республике не вёл, но активно развивал социальные проекты через благотворительный фонд «Пери». Он направил в республику «сотни миллионов долларов»: строил детские сады, школы, восстанавливал музеи, которые «связаны с сохранением культурно-исторического наследия». Один из проектов предпринимателя — инновационный центр для поддержки талантливой молодёжи «Периметр» в Махачкале, строительство которого находится на завершающей стадии. Параллельно фонд развивает программы по робототехнике и программированию в школах республики, в том числе в горных сёлах. По программам фонда «Пери» в 2017 году обучилось более 14 тысяч детей. По словам сотрудника фонда Заура Омарова, в Дагестане образование — лучшее оружие против бедности и экстремизма.
«Сразу возникает вопрос, будут ли и дальше финансироваться образовательные проекты братьев в республике», — говорит директор института экономики Дагестанского научного центра РАН Сергей Дохолян. По его словам, у Магомедова не было репутации бандита. Он инвестировал в образовательные проекты и считается человеком с передовыми взглядами.
В поддержку Магомедова выступил боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов, сразу же после боя на чемпионате UFC, где он одержал победу и стал первым отечественным чемпионом за последние 20 лет. Зиявудин Магомедов — совладелец крупнейшей промоутерской компании Fight Nights Global, которая организовывает турниры по смешенным единоборствам, в том числе в Дагестане.
До уголовного преследования Зиявудин Магомедов считался королём госзаказов. Подрядные организации а Магомедова («Стройновация» и «Глобалэлектросервис») были связаны с крупными госзаказами, такими как строительство транспортного узла Восточный — Находка в Приморском крае (24 млрд рублей), строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск (10,5 млрд рублей), строительство аэродрома в Храброво (3,1 млрд рублей) и другие. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Эксперту ЮГ», что сумма выявляемых хищений будет расти. Следствию предстоит разбираться, каким образом «Сумма» получила госконтракты и был ли задействован административный ресурс.