Крупнейшая отечественная независимая табачная компания «Донской табак» переходит под контроль транснациональной Japan tobacco international (JTI). Владелец «Донского табака» Иван Саввиди (номинально компанией владеет его супруга Киряки) продаёт свой актив за 1,6 млрд долларов, что для компании с годовой выручкой 24,3 млрд рублей является более чем щедрой ценой. За те 25 лет, в течение которых Саввиди контролировал «Донской табак», он выстроил не только табачную, но и пищевую империю, ядром которой стал мясоперерабатывающий бизнес. К 2004 году он сформировал многоотраслевой холдинг «Группа Агроком», куда вошёл и ростовский колбасный завод «Тавр». Саввиди любил рассказывать журналистам, что фактически спас завод, находившийся в состоянии банкротства, на деньги от табачного бизнеса. Именно на «табачные» деньги и развивалась вначале «Группа Агроком», пока другие бизнесы Саввиди (всего в группу входит 60 различных компаний) не стали на ноги. По собственным данным, в 2017 году оборот группы составил 83,6 млрд рублей.
В 2011 году в группу вошёл ещё один актив — крупнейший в Европе завод по производству пищевой оболочки «Атлантис-пак», который Саввиди приобрёл за 6,3 млрд рублей. Позже группа приобрела четырёхзвёздный отель под управлением Radisson в Ростове. Сейчас детище Саввиди поглощает другие крупные активы — гостиничный комплекс Don Plaza и недостроенный пятизвёздный комплекс Hyatt. Основные производства мясоперерабатывающего комплекса и комплекса по производству пищевой оболочки будут сосредоточены в одном кластере — общие инвестиции в его создание составят до 10 млрд рублей. Инвестиции в гостиничный бизнес совокупно могут дойти до 8 млрд рублей. С учётом проектов по строительству жилой недвижимости в Ростове, объём средств на создание новой империи равен почти 40 млрд рублей.
Закат табачной империи
С учётом долга «Донского табака» кредиторам (10 млрд рублей) сумма сделки с японцами составит около 100 млрд рублей (1,758 млрд долларов). «Переговоры и подготовка сделки велись более года. Решение взвешенное и продуманное. С учётом объективных обстоятельств, сложившихся на рынке, отрицательной динамики, ужесточения регулирования и акцизной политики, роста теневой составляющей, стало очевидным, что возможности для развития отдельного табачного предприятия, функционирующего вне рамок крупной международной табачной корпорации, год от года сокращаются», — сообщил о причинах продажи «Донского табака» гендиректор «Группы Агроком» Сергей Сапотницкий.
Сделка выглядит очень привлекательной на фоне того, что предприятие в 2017 году не показало рост выручки. «Донской табак» не публиковал финансовый отчёт за 2017 год, но пиар-директор «Группы Агроком» Татьяна Гордина рассказала «Эксперту ЮГ», что роста не было по причинам, которые приведены в комментарии Сергея Сапотницкого к сделке. «По нашим оценкам, стоимость “Донского табака” не превышает миллиарда долларов. Так что предложенную JTI цену можно назвать очень привлекательной. Вполне вероятно, что JTI пытается упрочить свои позиции лидера на российском рынке», — считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
При этом ещё в 2016 году «Донской табак» показывал рост выручки в 23,4% — до 24,3 млрд рублей, при падении рынка в России на 6%. Производитель не терял свою долю на российском рынке (7%) и активно наращивал её в Греции, где у «Донского табака» есть свои производственные мощности — SEKAP с чистым объёмом продаж 1,6 млрд рублей и долей на греческом рынке в 8%. Кроме того, «Донской табак» вышел на Ближний Восток. По итогам 2016 года предприятие произвело 35,7 млрд сигарет, из них на экспорт реализовано 10,3 млрд.
В Japan Tobacco покупку «Донского табака» объяснили желанием укрепить лидирующие позиции на табачном рынке России. «Сделка увеличит долю нашего рынка примерно до 40 процентов», — говорится в сообщении компании.
«“Донской табак” — уникальная компания. Если мы возьмём страны СНГ, да и всю Восточную Европу, то не увидим здесь местной компании такого масштаба, как “Донской табак”. И в этом, конечно, заслуга Ивана Саввиди, который её в 90-х годах поднимал и вывел на нынешний уровень, — говорит генеральный директор Ассоциации производителей табачной продукции Владимир Желнин. — Но местному производителю довольно трудно тягаться с мировыми компаниями на табачном рынке, даже в России. “Донской табак” очень силён на юге России, но претендовать на федеральную сильную позицию, наверное, ему было трудно. У мировой “большой тройки” табачников гораздо лучше устроена дистрибуция, охватывающая всю страну».
Транснациональные компании могут размещать свои мощности в любой части света, избегая высокой акцизов в России и продавая сигарет по конкурентной цене. Например, Phillip Morris производит «Мальборо» для российского рынка на белорусских фабриках, где акциз ниже российского. У мировых производителей также больше ресурсов для создания новых продуктов, в том числе с пониженной вредностью. «Донской табак» таких разработок не вёл.
Новые горизонты для «Агрокома»
По словам Татьяны Гординой, после закрытия сделки «Группа Агроком» сосредоточится на трёх направлениях — мясопереработке, производстве пластиковой упаковки и девелопменте. По всем трём направлениям «Группа Агроком» заявила крупные инвестиционные проекты.
Локомотивом группы в последние годы является мясной бизнес-комплекс. Основной актив — ООО «Ростовский колбасный завод — Тавр» (выручка в 2016 году 7,5 млрд рублей). В мясной комплекс также входят другие производства по переработке — «Мясокомбинат Новороссийский» и «Мясокомбинат Ростовский», собственная свиноферма ОАО «Батайское». «Тавр» выпускает 85% донского объёма производства колбасы. Доля «Тавра» в производстве колбасных изделий на рыке ЮФО — 20%.
В марте 2018 года «Группа Агроком» заявила о переносе «Тавра» в Южно-Батайский индустриальный парк Ростовской области к концу 2019 года. Компания построит новый завод мощностью 150 тонн переработки мяса в сутки. Объём инвестиций в проект составит 3 млрд рублей. Это сопоставимо с мощностью существующего завода в Ростове-на-Дону. «Тавр» планирует производить здесь не только готовую продукцию, но и полуфабрикаты. По данным компании, прирост продаж полуфабрикатов в 2017 году составил 30%. Свой АПК «Группа Агроком» закрепляет ритейлом. Компания развивает сеть «Тавровские мясные лавки» и партнёрскую сеть гипермаркетов «Ассорти», через которую реализует часть своей продукции.
Второй инвестиционный проект «Группы Агроком» — строительство второй очереди завода «Атлантис-Пак» за 3,7 млрд рублей, где будут производить барьерную плёнку для упаковки скоропортящихся пищевых продуктов. На рынок барьерной плёнки компания вышла в 2014 году, когда ввела в эксплуатацию первую очередь проекта — линию по выпуску термоусадочной барьерной плёнки в Аксайском районе.
«Атлантис-Пак» — крупнейшее в мире предприятие по производству пластиковой сосисочной и колбасной упаковки. В 2016 году выручка завода составила 7 млрд рублей, 37% из которой составляет экспорт. После продажи «Донского табака» «Атлантис-Пак» станет главным экспортным предприятием «Группы Агроком».
Кроме того, компания планирует построить в Южно-Батайском индустриальном парке крупный логистический комплекс стоимостью 1,5-2 млрд рублей. Это будет единый комплекс как для «Тавра», так и для «Атлантис-Пака». Объект рассматривается в качестве отдельной бизнес-единицы в составе «Группы Агроком», вся логистика будет построена вокруг него.
Таким образом, совокупные инвестиции в Южно-Батайский индустриальный кластер со стороны «Группы Агроком» составят 9 млрд рублей. Ростовская область получит новый промышленный кластер в сфере пищевой и легкой промышленности.
Cеть супермаркетов «Ассорти-продукт» Саввиди развивает в партнёрстве с другими предпринимателями (братьями Сичинава из Абхазии). После приобретения летом 2017 года магазинов волгодонского ритейлера «Артемида-Дон», «Ассорти продукт» насчитывает почти 160 магазинов в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Абхазии и Крыму. Средства от продажи табачного бизнеса могут быть направлены в том числе и в развитие «Ассорти-продукта».
Недвижимость на месте заводов
Бизнес в области недвижимости у «Группы Агроком» возник в связи с выносом собственных производств за черту Ростова. Первый проект в области коммерческой недвижимости — это редевелопмент фабрики «Донской табак» в центре Ростова. Табачники выехали оттуда в 2006 году на левый берег Дона, а через несколько лет «Группа Агроком» отреставрировала историческое здание и сделала из него многофункциональный доходный дом «Табачка. Центр». Выручка ЗАО «Красноармейская» (юрлицо «Табачки. Центр») в 2016 году составила более 120 млн рублей.
Куда масштабнее заявленные проекты. В 2015 году «Группа Агроком» планировала построить на месте старых снесённых цехов ростовского мясокомбината 440 тысяч кв. м жилья, инвестировав в проект 20 млрд рублей. Правда, в 2017 году реализацию масштабной застройки отложили из-за кризиса. Строительство жилья также планируется на месте старого завода «Тавр», мощности которого будут перенесены в Южно-Батайскую промзону.
В гостиничный бизнес «Группа Агроком» вошла благодаря таланту Ивана Саввиди подбирать проблемные объекты. В 2014 его компания за 200 млн рублей приобрела четырёхзвёздный отель Radisson на ростовской набережной, выкупив актив, который находился в залоге у «Сбербанк Капитала». В начале 2018 году Саввиди объявил о том, что будет достраивать ростовский Hyatt, строившийся к ЧМ-2018 с 2007 года, а также управлять отелем Don Plaza, который он приобретает у бывших собственников за долги, образовавшиеся при строительстве Haytt. Совокупные инвестиции в этот объект он оценил в 8 млрд рублей.
«В определённый момент вы начнете понимать, что деньги не являются целью, они вообще перестанут иметь для вас значение. Сам процесс создания бизнеса — вот то, что захватывает по-настоящему», —любил говорить греческий миллиардер Аристотель Онассис, который когда-то начинал строить свою империю именно с табачного бизнеса. Ростовский миллиардер Иван Саввиди любил говорить, что «табачники воспитали его». По сути, табак дал ему средства на строительство одной из самых интересных и многопрофильных бизнес-империй на юге России. И теперь она получила наиболее мощный стимул для развития за всю свою историю.