Занимаясь исследованием активности городских сообществ в южных городах, мы поняли, что именно они создают новые культурные, общественные и деловые пространства. В последнее время эта активность чаще происходит на месте бывших промышленных объектов. Поскольку вынос фабрик и заводов за пределы постиндустриальных городов сегодня приобретает необратимый характер, появляется много пространств, олицетворяющих новый «городской смысл».
В Ростове-на-Дону — крупном индустриальном центре на юге России — вынос промышленных объектов начался в 2000-х годах. В других южных городах тренд носит менее масштабный характер, но и там есть бывшие промзоны, которые уже перепрофилированы. В России эту тенденцию можно разделить на два направления — точечный и комплексный редевелопмент. И если комплексный, как правило, подразумевает плотную жилую застройку, то точечный — это создание по-своему уникальных объектов.
Такие объекты уже вписаны в имеющуюся инфраструктуру — это, например, здания бывших НИИ, фабрик или заводов. Их превращают в галереи, лофты или коворкинги. Площадь такого объекта порядка 10–30 тысяч кв. м. Особый интерес представляют старые объекты, построенные на рубеже 19-20 веков. Важно, что точечный редевелопмент создаёт новый городской смысл и центр притяжения людей. Первыми городами в России, где из бывших фабрик сделали креативные пространства, стали Москва и Петербург. Московский коворкинг «Красный Октябрь», центр современного искусства «Винзавод», дизайнерские мастерские «Даниловская мануфактура», дизайн-завод «Флакон» и т. д. Сейчас настаёт черед других городов, в том числе и на Юге.
«Такие объекты становятся центрами с разными функциями — рекреационными, культурными, деловыми, — говорит директор архитектурного бюро “Проект” Анатолий Мосин. — У каждого такого здания, как правило, есть некая легенда и история, а они всегда хороши для города».
«Ещё 15 лет назад проекты редевелопмента промышленных территорий в можно было увидеть только в редких учебных работах студентов архитектурных вузов. Тогда ещё никто не думал о выносе производств. В Ростове-на-Дону эта тенденция оформилась с 2010-х годов и продолжается сегодня», — поясняет архитектор Артур Токарев. По его словам, потенциал редевелопмента в городе довольно велик, но интересные проекты возможны только со стороны отдельных предпринимателей-энтузиастов.
С Токаревым соглашается руководитель «Центра прикладной урбанистики» Свят Муранов: «В регионах часто не хватает пользователей таких пространств, и эти пространства не могут развиваться полноценно». Чтобы проекты развивались, нужно создавать разный входящий поток, считает г-н Муранов. Тогда лофты становятся местом приложения талантов и обеспечивают новое качество деловой среды, которое интересно и туристам, и горожанам, и бизнесу.
«Такие пространства формируют деловую среду в том понимании, в котором она изначально существует, — это пространство для обмена мнениями, опытом, возможностями», — говорит представитель ВЭБа в Краснодарском крае Александр Полиди. По его словам, для бизнеса здесь важно снижение транзакционных издержек на поиск партнёров и содержание собственной инфраструктуры, поэтому такие пространства будут появляться и дальше. «Южные города торгуют климатом. А климат и качественная деловая среда — это главная составляющая постиндустриальных городов, которые в России только начинают формироваться», — добавляет г-н Полиди.
Мы выявили 10 самых интересных, с нашей точки зрения, примеров редевелопмента в южных городах. Эти объекты созданы как силами крупных компаний, так и силами общественных деятелей. Общая для всех особенность — сохранение идентичности, городской патриотизм, желание создавать очаги культуры.
Креативное бизнес-пространство «Лофт1890», Волгоград
Что было: единственное сохранившееся здание Жигулёвских пивных складов конца XIX века города Царицына, памятник архитектуры регионального значения
До того как компания ООО «Интер-Нова» отреставрировала в Волгограде контору царицынских Жигулёвских пивных складов, об историческом здании площадью 1000 кв. м знали не все краеведы, рассказывает арт-директор «Лофт1890» Юлия Шилихина. При реставрации был восстановлен оригинальный облик постройки краснокирпичного стиля XIX века, использовались кирпич XIX века, старая амбарная доска, вековые деревянные балки из заброшенных домов, цементная плитка ручной работы, воссозданная по найденным во время гидроизоляционных работ фрагментам. В 2017 году проект получил федеральную премию «Феникс» как лучший проект приспособления промышленного объекта. «Как собственники мы были обязаны привести историческое здание в порядок, но для этого, по закону, хватило бы снятия прежней краски и нанесения нового покрытия. Нас этот вариант не устроил. Мы заказали проект глубокой и продуманной реставрации здания», — говорит Юлия. В Волгограде не было концептуальных бизнес-центров, которые могли стать точкой притяжения, поэтому содержание «Лофта1890» рассчитано на креативные индустрии. Они же создают входящий поток — здесь постоянно проходят выставки, лекции, курсы. Компания инвестировала 50 млн рублей в реставрацию здания, при этом собственники называют проект некоммерческим — окупить его практически невозможно. «Нам хотелось показать, что Волгоград — это не только Великая Отечественная война, что у него возможно и другое содержание. У нас есть большой пласт истории Царицына, который фактически исчез из культурного кода города, и у нас есть талантливые молодые люди, которые способны наполнять город новым содержанием», — говорит Юлия Шилихина.
Центр творческих индустрий «Рама», Севастополь
Что было: советский художественно-промышленный комбинат
Здание севастопольского художественно-промышленного комбината с 12-метровыми потолками до создания там Центра творческих индустрий существовало по всем законам ненужного архитектурного наследия — скульптурный цех использовался под склад, часть зданий — для аренды Союза художников, которые не умеют создавать входящий поток. В 2017 году в Союз вступила Алёна Минина и предложила создать в цехах арт-центр, который смог бы объединить творческие сообщества города. «Я предложила художникам открыться городу и бесплатно предоставлять площадку для творческих инициатив. В апреле мы провели арт-субботник в цеху и объявили, что здесь теперь можно реализовывать любые идеи бесплатно», — говорит Алёна. Новый центр быстро разросся сообществами и людьми, готовыми реализовывать проекты. А отремонтировали цех за 300 тысяч рублей по студенческому гранту. В 2017 году «Рама» выиграл ещё и президентский грант и смог провести более 150 мероприятий на своей площадке. В графике у Алёны запланировано шесть фестивалей. «Рама» привозит в Севастополь «материковые» выставки и собирается расширяться — создавать на территории коворкинг и новые мастерские. «В Севастополе очень мало мест, где можно получать такой контент. Когда в городе писали “Стратегию 2020”, позвали молодых активистов, и их основной тезис был такой: “Нам неинтересно в городе”. Мы делаем так, чтобы было интересно. Чтобы было не только куда ходить, но и где реализовывать свои идеи», — считает Алёна Минина.
Арт-центр Makaronka, Ростов-на-Дону
Что было: здание бывшей макаронной фабрики
Создание арт-центра Makaronka началось с фестиваля современного искусства в 2013 году, когда художники разрисовали граффити помещения бывшей макаронной фабрики. Фестиваль проводила галерея современного искусства 16thLine, построенная ростовским предпринимателем и коллекционером Евгением Самойловым. После фестиваля он решил взять часть помещения в аренду и создать арт-центр, где могли бы работать художники. Сейчас в этом здании находится выставочный комплекс, мастерские художников и частный театр 18+, который ставит современную драматургию и привозит её со всей России. «У этого здания есть история, и нам хотелось её сохранить, поэтому стены фабрики практически не трогали, фабрику просто сделали пригодной для современного использования и проведения мероприятий. Сама фабрика работает вместе с галереей как общий культурный кластер, — рассказывает Ксения Протосевич, представитель арт-центра. — Здесь сконцентрирована современная культура города. Попадая сюда, человек понимает, чем живёт сегодняшний Ростов».
Креативный кластер c52, Ростов-на-Дону
Что было: производственный склад
Креативный кластер c52 в центре Ростова-на-Дону в заброшенном производственном складе площадью 2000 кв. м придумал в 2011 году генеральный директор ГК «База» Денис Зубков, занимающийся дизайном и проектированием. Потом к нему подключился основатель просветительского проекта «Лекториум» Александр Кулешов, который сейчас управляет c52 и является его собственником. Проект задумывался как офисное пространство для компаний в сфере креативных индустрий — медиа, рекламы, дизайна и т. д., где будет можно общаться и обмениваться идеями, создавать совместные проекты. «Мы хотели сделать проект с идеологией лофта, которая развивалась в США, Европе, в Москве и Петербурге, а в Ростове подобного ничего не было. Атмосфера была первостепенной, некоторых арендаторов я специально звал “для атмосферы”. Реконструкция шла постепенно из-за выбранной финансовой модели: управляющей компанией ремонтировались зоны общего пользования, арендаторы заезжали и делали ремонт под себя», — рассказывает Александр Кулешов. Сейчас здесь 51 арендатор, а первый этаж здания считается ключевым креативным пространством города с плотным графиком выставок, курсов, лекций. По словам г-на Кулешова, подобные проекты оправдывают себя и экономически: «На долгосрочную перспективу экономически выгоднее делать такие пространства, чем просто склады в центре города».
Культурный центр «Типография», Краснодар
Что было: здание бывшей типографии «Советская Кубань»
В 2012 году предприниматель Николай Мороз попал на выставку художественной группировки ЗИП, подружился с художниками и решил создать культурный центр. Это был год, когда в Краснодар приехал московский галерист Марат Гельман, и среди молодёжи резко повысился интерес к современному искусству. Подходящее здание в центре города нашли у «Советской Кубани», арендовали их бывшую типографию и приступили к строительным работам. «Это было весёлое время — “строительство весны” современного искусства в городе. Мы сами строили, вкладывая свои карманные деньги и физический труд. Потом нашли меценатов, которым небезразличны процессы, происходящие в городе, и интересовались искусством. “Строительство весны” продолжается», — рассказывает Николай Мороз, увлекшийся искусством настолько, что даже сам проводил перфоманс возле администрации Краснодара «Бой с тенью Евланова» в 2015 году. Акция была устроена для того, чтобы обратить внимание на закрытие бесплатного спортивного зала, где занимались боксёры. В «Типографии» работает самопровозглашённый институт современного искусства, основанный группировкой ЗИП. «Сегодня в Краснодаре хорошо организованы независимые культурные площадки. В городе очень популярен “Один театр”, который также возник по частной инициативе и не финансируется госорганами. Прогрессивная молодёжь (та, которая будет влиять на развитие страны в будущем) интересуется новым. Их мало интересуют заезженные любителями поучить “как надо” события и мероприятия. Им нужны такие площадки. Без новых, свободных, культурных площадок территория обречена превратиться в болото и оказаться на обочине истории», — добавляет г-н Мороз.
Бизнес-центр «Табачка. Центр» «Группы Агроком», Ростов-на-Дону
Что было: крупнейшее российское производство табака «Донской табак»
В 2005 году «Донской табак» переехал из исторического здания конца XIX века площадью более 30 тысяч кв.м в центре Ростова-на-Дону — табачных фабрик Василия Асмолова — в промзону на левом берегу Дона. В 2016 году «Донской табак» объявил тендер на бизнес-идею по использованию освободившегося здания фабрики. Одна из идей, о которой говорила компания, состояла в том, чтобы привести в здание мирового гостиничного оператора. В итоге комплекс зданий и сооружений был реконструирован под коммерческую недвижимость. Первыми, кто зашёл в бывшие цехи фабрики, были рестораторы. В 2010 году третий этаж зданий использовался для проведения Южного биеннале современного искусства. Планировалось, что в «Табачке» откроется Центр современного искусства. Но художники здесь не прижились. Сейчас у «Табачка. Центр» около 90 арендаторов, крупнейшие из них — муниципальный центр развития предпринимательства «Новый Ростов» и коворкинг «Место», а также несколько ресторанов.
По словам Сергея Зайченко, заместителя гендиректора ООО «Группа Агроком», директора бизнес-комплекса «Недвижимость», создавая на начальном этапе «ресторанный квартал», владельцы не прогадали. «Интуиция людей, принимавших решения в начале реализации проекта, сыграла положительную роль. Однако сегодня мы постепенно меняем стратегию. Перед нами стоят другие задачи. “Табачка.Центр” сегодня — это общественное креативное пространство, в котором люди работают, занимаются спортом, творчеством, отдыхают, общаются — проводят время с интересом и пользой», — говорит г-н Зайченко.
Национальное арт-пространство «Портал», Владикавказ
Что было: заброшенные ЖКХ-мастерские
История «Портала» выбивается из всех возможных сценариев редевелопмента. Во-первых, Владикавказ — небольшой город, где не было заброшенных индустриальных гигантов. Но мы не могли не включить в наш список это пространство, которое сформировано снизу, стихийно, без привлечения больших средств. А главное, брендом стало не само здание, а сообщество художников, которые смогли реорганизовать безжизненное пространство. «Портал» сначала существовал на территории замороженной стройки Национального музея Северной Осетии. Охранник Альберт Тогоев помогал мастерской древних национальных инструментов, а потом начал приводить друзей и устраивать концерты на этой стройке. Место стало обживаться художниками всех мастей. «Мы поняли, что в этом месте происходит больше интересных мероприятий, чем во всём городе. Каждый вечер там был перформанс — приходил новый человек и дополнял пространство своим видением», — вспоминает Альберт Тогоев. Стройку возобновили в 2017 году, художников стали вытеснять. Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров, узнав о конфликте, заявил: «необходимость сохранения этого оригинального объекта очевидна». В итоге муниципальные власти отдали под «Портал» заброшенные ЖКХ-мастерские на окраине города, которые участники художественного коворкинга ремонтируют своими силами. Сюда же ездят туристы. «Мы создаём пространства без границ в искусстве — в горах не было консерватории, но люди пели. Искусство не должно быть возведено в элитарный ранг и не должно закрываться от зрителя стенами», — говорит Альберт Тогоев.
Завод ЗИП, Краснодар
Завод ЗИП, Краснодар
Что было: старейший завод измерительных приборов в Краснодаре
Некогда известный краснодарский завод ЗИП начал терпеть убытки в нулевых годах, а потом остановил производство. Освободившиеся площади в 26 тысяч кв. м руководство завода начало сдавать как коммерческие помещения. Лофт сразу же привлёк художников. Группировка ЗИП, кстати, названа в честь завода, где у них была первая мастерская. У ЗИПовцев даже была работа «Завод Утопия», вдохновлённая самим местоположением. Сейчас на заводе работает не менее известная мастерская — краснодарских художников из арт-группы Recycle, которые представляли Россию на 57 Венецианской биеннале в 2017 году. В здании обосновались фотостудии, рестораны, клубы, магазины, фитнес-центры и небольшие производства.
Завод получил второе рождение не только в виде площадки для творческих, научных и образовательных индустрий, но и как площадка по развитию и продвижению разных направлений промышленности.
«Краснодарский ЗИП полностью сформировался как комплексный проект, направленный на развитие малого и среднего предпринимательства. Заявки на свободные помещения поступают ежедневно», — говорит генеральный директор ОАО «Краснодарский ЗИП» Дмитрий Барышников.
Центр современного искусства «Марс», Абрау-Дюрсо
Что было: цеха завода шампанских вин
Винный дом «Абрау-Дюрсо», который активно развивает туризм на своей территории, реконструировал часть своих столетних цехов в выставочное пространство и открыл первый региональный филиал московского Центра современного искусства «Марс» в 2016 году. «Здесь было много следов производства, старые лампы и коммуникации, — рассказывала архитектор проекта Наталья Масталерж, партнёр бюро Nowadays office, — но мы оставили всё как есть. Мы решили действовать методом максимального невмешательства». На открытие центра привезли восемь интерактивных инсталляций лаборатории аудиовизуального искусства Kuflex, а также серию видеороликов голландского медиахудожника Джулиуса Хорстиуса, доступные к просмотру в очках виртуальной реальности. Экспозиция стала первой персональной выставкой арт-группы Kuflex. «На нашей территории мы запускаем мультимедийную галерею, которая доказывает, что “Абрау-Дюрсо” идёт в ногу со временем, — прокомментировала исполнительный директор ЗАО “Абрау-Дюрсо” Юлия Пархоменко. — Сегодня это время молодых талантов, чего-то совершенно необыкновенного. Я очень благодарна команде Kuflex за поддержку, за то, что она вложила много труда, чтобы наша выставка, ведущая в мир мультимедийного искусства, стала в будущем лучшей в ЮФО».
Sochi Art Space, Сочи
Что было: производственная база
Сочинская архитектурно-строительная компания Dinastia Designs готовит к запуску свой новый проект — коворкинг для молодых архитекторов, дизайнеров и визуализаторов на производственной базе «Авангард». «Основными резидентами мы бы хотели видеть самых известных дизайнеров и архитекторов нашего города, кто так же, как и мы, смотрит на эту профессию, понимает, как важно иметь недорогую аренду и возможность проводить образовательные мероприятия и тренинги. Я думаю, среди них будут 7-10 лучших имен в сфере дизайна интерьеров и архитектуры Сочи, — говорит генеральный директор ООО “Династия Дизайнс” Павел Лесневский. — Владелец комплекса сразу понял и поддержал нашу идею и предложил хорошие условия. Наш проект — это первая очередь большой реконструкции “Авангарда”, задача которой — создать общее пространство для производственников и проектировщиков. Можно выйти из офиса, пройти 100 метров и посмотреть, как работают с мрамором или деревом, как режут стекло и собирают витраж (рядом находится крупный стекольный завод “Стекло Сочи”, для которого компания делала шоурум). Наша профессия требует глубокого понимания технических процессов. Важно видеть, как твои рисунки материализуются». Компания инвестирует в редевелопмент 8 млн рублей. «На сегодняшний день основная часть самых сложных работ завершена, но необходимо ещё выполнить ряд важных пунктов. Мы привлекаем собственные ресурсы, кредитные и партнёрские программы с нашими подрядчиками, для которых тоже важно иметь независимое пространство, где они могут собрать 50–60 проектировщиков и рассказывать о современных технологиях в строительстве и проектировании», — добавляет Павел Лесневский.