Вышел бизнес из тумана

Марина Клочкова
23 апреля 2018, 00:00

Компания TumanCo из Ростовской области строит бизнес на инновационной технологии туманообразования, спектр применения которой объединяет сразу несколько отраслей

Читайте Monocle.ru в

Владелец российской компании TumanCo Юрий Горбов последние 12 лет в буквальном смысле делает деньги из тумана, благодаря адаптированной им же к российским условиям технологии. И вполне успешно. В минувшем году он вдвое нарастил оборот, заработав 20 млн рублей. В планах предпринимателя уже к 2020 году стать номером один на рынке систем туманообразования России и стран СНГ и в пять раз увеличить выручку.

До 2006 года таганрогский радиоинженер Юрий Горбов был далёк от «туманного» бизнеса. Долгое время он зарабатывал деньги на чужом счастье, выдавая соотечественниц замуж за иностранцев. Но вскоре ему пришлось закрыть брачное агентство. Эпоха социальных сетей и сайтов знакомств свела на нет некогда прибыльное дело.

«Два года я пытался реанимировать свой брачный бизнес. Но ничего не вышло. Чем буду заниматься дальше, я не знал. Пока я раздумывал, один мой клиент из Америки, Стив, предложил мне начать продавать в России системы туманообразования. Я смутно представлял себе, что это. Мне были непонятны все эти форсунки, трубки. Но его многолетний опыт меня вдохновил. Решил рискнуть, купив у него первую партию систем тумана», — рассказывает Юрий Горбов.

Системы из США пришлось адаптировать под российский рынок. Помогло инженерное образование. На Западе системы тумана активно используются в супермаркетах для охлаждения рыбы, овощей. Их часто устанавливают на верандах уличных кафе. Поэтому г-н Горбов надеялся, что его продукт обязательно заинтересует местных рестораторов. Но на деле всё вышло иначе.

«Я объехал все кафе и рестораны левого берега Дона в надежде найти первых покупателей, но все отказывались, — говорит Горбов. — Никто не понимал, что это и как работает. Мне пришлось преодолевать “синдром первой ложки”».

Только в одном месте ему пошли навстречу, поставив условие: «Если это то, что мы видели за границей, и наши посетители останутся сухими, мы купим», вспоминает Юрий Горбов слова владельца ростовского ресторана «Петровский причал». Опасения заказчика оказались напрасными. В итоге ресторатор приобрёл первые четыре установки.

Со многими клиентами TumanCo по-прежнему работает по постоплате. Сначала монтирует систему, демонстрирует, в чем её преимущества, и только потом получает деньги. Такова участь всех первопроходцев.

От облаков до недр земли

— Каков спектр применения вашей технологии?

— TumanCo сейчас развивается по 15 направлениям. Но спектр применения систем туманообразования безграничен. С помощью искусственного тумана можно разгонять облака, увлажнять и охлаждать воздух в помещениях, подавлять пыль. Из-за того, что распыляемые капли дробятся до размера трёх-пяти микрон, воды нужно совсем немного даже для постоянной работы устройств, например, в теплицах или на грибных фермах.

— Почему раньше не использовали эту технологию?

— Ещё двадцать лет назад эта технология стоила миллионы долларов. Только арабские шейхи могли её себе позволить. Поэтому промышленные цеха, типографии, чтобы увлажнить воздух, просто лили воду на пол. Но особой пользы в этом не было. В настоящее время на Западе уже не встретишь ни одной теплицы, ни одного крупного помещения без тумана. Но я решил пойти дальше. Сами заказчики мне подсказывают, где ещё можно применить туман.

— Какие задачи, связанные с инновационным развитием, вам приходилось решать?

— В 2014 году я разработал линейку пушек для пылеподавления. Эти мобильные установки используются при сносе зданий, а стационарные — для доков, где разгружают уголь. Стоимость импортного аналога доходила до 80 тысяч евро. Некоторые предприятия их охотно закупали, пока не грянул кризис. Но нам резко выросший курс валют сыграл на руку.

У одного клиента из Новороссийска при погрузке серы на борт судна периодически происходило возгорание. Он не знал, что придумать. Из-за технических особенностей корабля ни одна промышленная пушка им не подходила. За полтора месяца я разработал им с нуля проект, который стоил всего полтора миллиона рублей. Это один из наших прорывов.

В 2016 году на базе моего оборудования нижегородский военный госпиталь создал бокс с лечебным туманом, напитанным обеззараживающим раствором, который постоянно поступал на повреждённые кожные покровы пациентов с ожогами.

— В каких отраслях в основном применяется ваше оборудование?

— Сейчас в клиентском портфеле 50 процентов занимает промышленный сектор, другая половина — частники и сегмент HoReCa. Многие ошибочно полагают, что «туманный» бизнес зависит от сезона. Мой опыт показывает, что это далеко не так. К примеру, в прошлом году на Юге выдалось холодное лето. Но продажи ничуть не сократились. Промышленный сектор обеспечил стабильный спрос. В скором времени системы туманообразования будут применяться повсеместно. Как сейчас не встретишь ни одного кафе без кондиционера, так через три-пять лет не будет ни одной летней веранды без туманной установки. Особенно на юге страны.

По пути пластиковых окон

— Существует стереотипное представление, что западное оборудование априори лучше отечественного. В вашем случае это так?

— Действительно, часто приходится бороться с мнением, что западное лучше. Однако это утверждение верно не всегда. Я с нуля, по сути, создал импортозамещающее производство. Последние четыре года объёмы продаж компании TumanСo имеют положительную динамику в пределах 100–150 процентов: ежегодно продаётся около 100 систем тумана. Это как раз свидетельство того, что наша продукция конкурентоспособна. Если первые образцы на 90 процентов состояли из импортных комплектующих, то теперь их доля менее 40 процентов. Стоимость отечественной разработки на четверть ниже зарубежного аналога.

— Российский рынок систем туманообразования достаточно молодой. Много ли на нём конкурентов?

— Ключевые конкуренты TumanСo сосредоточены в ЦФО и Сибири, но они поставляют импортные разработки. Успех связан с новым витком развития технологии. Можно привести аналогию с рынком металлопластиковых окон. В начале нулевых в России никто не мог представить, что деревянные окна останутся в прошлом, а им на смену придут пластиковые аналоги, которые будут востребованы как в промышленном, так и в частном секторе.

— Какого рода ресурсы нужны вашей компании для того, чтобы кардинально увеличить масштабы инновационной деятельности?

— Пока технология набирает популярность, я её совершенствую. Заканчиваю разработку блока автоматики, который позволит управлять системой в онлайн-режиме из любой точки земного шара с помощью смартфона. Если вдруг случится авария, допустим, закончится вода или перегреется двигатель, то владелец системы получит смс-оповещение. Он также сможет удалённо отслеживать и регулировать уровень влажности в помещении. Автоматика будет запущена уже этим летом. Также не хватает трудовых ресурсов. Очень сложно найти специалистов, которые могли бы грамотно спроектировать, смонтировать и в дальнейшем обслуживать систему туманов, а при необходимости и устранить неполадки. Пока что каждую установку для каждого клиента разрабатываю самостоятельно. Дилерам остаётся её лишь монтировать.

Уйти в массы

— Как вы оцениваете перспективы вашей компании на рынке?

— К 2020 году я намерен вдвое расширить дилерскую сеть — с 50 до 100 представительств в крупных городах России и стран СНГ. Это позволит закрепиться на рынке. С этого года поменяем схему взаимодействия с дилерами — теперь каждый должен будет пройти сертификацию. Два раза в год думаю проводить для них обучение, чтобы они могли правильно обслуживать систему, так как технология не стоит на месте и динамично развивается. Ещё одна цель TumanСо — разработать тумано­образующую установку низкой ценовой категории, которая позволит охватит розничный сегмент. Также есть идея запуска завода по массовому производству туманных систем. Их стоимость будет снижена в три раза по сравнению с нынешним образцом и не превысит 20–25 тысяч рублей за штуку.

— Каковы в целом перспективы отрасли?

— Совсем скоро системы тумано­образования будут продаваться в супермаркетах так же активно, как газонокосилки и снегоуборочные машины. Надеюсь, что удастся поучаствовать в федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» и осуществить давнюю мечту. Вот уже много лет хочу, чтобы остановки общественного транспорта охлаждались туманом. Летом возрастает риск инфарктов и инсультов. Люди смогут ожидать общественный транспорт в комфортных условиях, а не под раскалённой от солнца крышей остановки. Поэтому я намерен уже в ближайшее время выйти с этим предложением к местным чиновникам.

— Что, на ваш взгляд, сегодня в наибольшей степени мотивирует организации и регионы думать об инновационном развитии, вкладывать в него?

— Конкуренция.

— Как может выглядеть инфраструктура поддержки инноваций?

— Необходимо организовывать доступ к мировым ресурсам по инновациям. Для этого как минимум нужно знание иностранных языков или помощь в использовании переводчиков. Также это может быть помощь при организации поездок в места, где есть прорывы в технологиях. Нужно отслеживать фундаментальные открытия в научной сфере и пытаться их применить в бизнесе.