Приют и стерилизация вместо отстрела и утилизации

Олеся Меркулова
9 июля 2018, 00:00

По инициативе некоммерческих организаций и волонтёров в южных городах внедряется прогрессивный и гуманный метод по борьбе с бездомными собаками. В этот процесс вовлечены власти и местный бизнес

«Поводог» — первый частный приют в Сочи, открытый фондом «Вольное дело» в 2014 году, станет базовой площадкой для массовой стерилизации бездомных животных в городе
Читайте Monocle.ru в

В трёх города юга России, где проходит чемпионат мира по футболу — Сочи, Ростове-на-Дону и Волгограде, — некоммерческие организации смогли добиться от властей гуманного метода регулирования численности безнадзорных животных перед ЧМ-2018 — введения метода ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выборочный возврат в среду обитания). Именно он рекомендован Всемирной организацией здравоохранения как эффективный метод борьбы с бездомными животными, которых до сих пор в России предпочитали «утилизировать». К этому процессу подключаются неравнодушные предприниматели, создающие приюты для собак. Чтобы снять остроту проблемы, необходимо отладить всю цепочку ОСВВ, за каждое звено которой сегодня отвечают разные участники процесса.

Чемпионат мира по футболу в России стал очередным этапом дискуссий о том, как решать проблему бездомных собак в городах. Поводом стали массовые тендеры по отлову животных и опасения зоозащитников, что эти животные будут отстрелены. Петиция против отстрела бездомных животных в России перед ЧМ-2018 набрала 2,2 млн подписей. В массовой кампании участвовали российские и мировые звёзды.

При этом в России законодательство в отношении как домашних, так и безнадзорных животных противоречиво. С одной стороны, оно фиксирует приоритет приютов перед отстрелом, с другой — такого количества приютов просто нет, тендеры проигрываются без инфраструктуры, и куда отвозят собак, которых отстреливать нельзя, но и везти некуда, никто не проверяет. Второе: до сих пор не отрегулирована ответственность владельцев домашних животных в случае, если животное или приплод выкинуты на улицу.

Ещё в 1995 году Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что отлов и умерщвление собак — неэффективный путь решения проблемы бездомных животных в городе, потому что этот метод не учитывает бесконтрольное размножение собак. Метод ОСВВ позволяет контролировать саму среду на улице — объективно понимать, сколько собак находится в городе, не позволять популяции разрастаться, быстро реагировать на агрессию, так как все собаки чипированы и находятся в единой базе данных. При массовой стерилизации популяция естественно идёт на убыль. При отстреле популяция отвечает увеличением рождаемости. В России метод ОСВВ впервые заработал в Нижнем Новгороде и Петербурге. В Нижнем Новгороде за два года работы удалось снизить количество безнадзорных собак в два раза. В Сочи, Ростове-на-Дону и Волгограде метод пока только обкатывают.

Сочи: льготная стерилизация и отмена отстрела

В 2017 году в Сочи активисты добились приостановки тендеров на отлов и утилизацию 3,5 тысячи бездомных собак, которые выиграла ростовская компания «Служба Бася». Отлов и утилизацию предполагалось провести в 2018. Эта компания является фактическим монополистом на рынке в городах Краснодарского края и Ростовской области. За тот же 2017 год она выиграла 28 тендеров на отлов безнадзорных собак в южных городах. Ранее она выигрывала тендеры на отлов собак перед Олимпийскими играми 2014 года.

Но в документах госзакупок по этим тендерам были прописаны только отлов, эвтаназия в случае бешенства, агрессии и болезни, сбор павших животных. Государственных приютов в Сочи нет, только частные, которые не работают со «Службой Бася». В разговоре с «Экспертом ЮГ» директор компании Алексей Сорокин не смог пояснить, куда «Служба Бася» вывозит собак после отлова. В 2017 году эта компания по всем муниципальным контрактам в Сочи, заключённым ранее, отловила 5978 голов. По его словам, все собаки были агрессивными — получается, что их ждала «утилизация». Сорокин это не комментирует.

После публикации информации о закупках общественное движение «Открытый Сочи» обратилось в прокуратуру с просьбой проверить «Службу Бася» на фоне нарушений, допущенные компанией в другом районе Краснодарского края — Туапсинском, где были найдены неутилизированные трупы собак, оставленные сотрудником «Службы Бася» в горном ущелье. Сейчас выяснением всех обстоятельств занимается прокуратура. После этого активисты и владельцы частных приютов для животных призвали администрацию города применять другие методы борьбы с безнадзорными животными. Тендеры формально не отменили, но работы «Службы Бася» в Сочи приостановлены.

В июне этого года в городе-курорте впервые утверждена муниципальная программа бесплатной стерилизации животных на 5 млн рублей. До этого в городе собак не стерилизовали и не чипировали. Согласно постановлению главы Краснодарского края от 2014 года, подобные услуги предполагают отлов животного, помещение его в приют, стерилизацию и вакцинацию, в случае болезни — эвтаназию.

Сейчас отловом собак по заявкам занимаются благотворительные организации города. Они привозят животных в ветлечебницы, где их стерилизуют. После операции отвозят на передержку в два частных приюта — «Поводог» (открыт фондом «Вольное дело» Олега Дерипаски перед Олимпиадой) и волонтёрский «Бим». Таким образом, волонтёры своими силами запустили процесс массовой стерилизации животных, и с начала 2018 года уже стерилизовали более 2,5 тысячи собак. Специально для этих целей создана некоммерческая организация по регулированию численности безнадзорных животных «Друг».

По словам директора приюта «Поводог» Надежды Майбороды, опыт участия благотворительных организаций в отлове показывает, что агрессия бездомных собак — это редкость. «Чаще всего стая возникает тогда, когда гуляет сука и к ней присоединяются кобели, часто домашние, так как у нас существует большая проблема самовыгула собак. В этом случае мы изымаем “девочку”, а “мальчики” автоматически расходятся по домам, — поясняет она. — Все собаки, находящиеся в приюте, имеют ветеринарные паспорта с датами вакцинации и стерилизации. Мы уже несколько месяцев работаем с администрацией, чтобы внедрить программу комплексного подхода к гуманному сокращению численности безнадзорных животных. “Поводог” и соседний приют “Бим” станут базовой площадкой для передержки животных после стерилизации». Как считает г-жа Майборода, программа стерилизации позволит за 3-4 года сократить численность безнадзорных животных в городе на 80%.

Сейчас решается вопрос участия частных клиник во всей цепочке (отлов, стерилизация, передержка, выпуск на волю) этой работы. При этом власти намерены ужесточить требования по содержанию животных, в частности, обязать собственников промбаз или автостоянок за свой счёт проводить стерилизацию своих животных и делать им прививки.

По словам Надежды Майбороды, 70% бездомных собак — это бывшие домашние собаки и их приплод, поэтому параллельно с массовой стерилизацией нужно ужесточать законодательство в части разведения и содержания домашних животных, их регистрации, а также лицензирования компаний, которые занимаются разведением животных (сейчас большинство таких компаний находится в теневом секторе). «Нужно развивать культуру ответственного содержания домашних животных, популяризировать домашних животных из приютов вместо покупных, заниматься просвещением в части ухода за домашним животным, в том числе рассказывать о стерилизации. Мы этим тоже занимаемся, но нужен государственный подход», — говорит она.

«Мы только в начале пути, система ещё не отстроена. Например, в небольших посёлках есть ветеринарные пункты, но они там не стерилизуют, потому что не умеют», — сожалеет Виктория Канивец, владелица домашнего мини-приюта для бездомных собак «Каштанка».

Ростов-на-Дону: новый центр массовой стерилизации животных

В донской столице в 2016 году появился социальный проект «Собачий патруль». Его инициировал предприниматель, учредитель компаний «Донской госпиталь» и сети аптек «Будь здоров» Сергей Меньшиков. Он решил построить в городе социальный частный центр стерилизации безнадзорных животных. Сам Меньшиков инвестировал на первом этапе 500 тысяч рублей, собрал команду из предпринимательского сообщества. Так, Татьяна Шишкина, владелица гипермаркета строительных материалов «Мир ремонта», отдала в безвозмездную аренду 50 соток земли со зданием в 200 кв. м для строительства центра. Ещё 300 тысяч рублей было собрано на краудфандинговой платформе Planeta.ru. А в июне 2017 года АНЗО «Собачий патруль» выиграла президентский грант в размере 1,9 млн рублей. С учётом софинансирования, до конца 2018 года в центр будет вложено 4,1 млн рублей. Первая очередь открывается этим летом. Сергей Меньшиков — сторонник подхода ОСВВ. Он считает, что это единственная возможность кардинально изменить ситуацию с бездомными собаками в городе.

 035expertjug06.jpg

Отловленные животные, не имеющие склонности к агрессии, прошедшие стерилизацию и вакцинацию, регистрируются, помечаются специальными клипсами на ухе и выпускаются обратно на улицу. Так люди будут знать, что животное обработано и не представляет опасности. Не отпускают агрессивных животных, собак, отловленных на территории школ, больниц и детских садов, а также тех, кто по тем или иным причинам не способен самостоятельно выжить на улице. Чтобы стерилизация снизила популяцию животных в городе, нужно в течение года стерилизовать не менее 80% безнадзорных собак.

По словам Сергея Меньшикова, в городе примерно около шести-семи тысяч собак, то есть чтобы метод заработал, нужно стерилизовать не менее 500 собак в месяц. Это постоянная работа пяти хирургов в центре. Ежедневно бригады ловцов будут привозить в центр от 25 до 40 собак. Для сравнения, в 2017 году ростовской муниципальной организацией «Городской центр управления численностью безнадзорных животных» было отловлено 653 безнадзорных животных, 640 из них были вакцинированы, а 316 — стерилизованы, в среду обитания выпущены 213 животных. В 2018 году планируется отловить 1545 безнадзорных животных, из которых 500 пройдут стерилизацию. На отлов и содержание собак город в 2018 году выделил около 10 млн рублей. Приют для животных, строящийся в Ростове-на-Дону за 40 млн рублей, сможет вместить до 1550 собак.

Сергей Меньшиков считает, что такой низкий уровень стерилизации (всего 500 собак в год) не даст эффекта, и приют будет заполнен всегда. А маленькие домашние приюты задыхаются уже сейчас. «Я погрузился в тему и понял, что фактически никто в городе системно не решает проблемы регулирования численности собак — зоозащитники, их противники и власти думают о конкретном животном, а не о популяции в целом. Метод ОСВВ — единственный способ решить проблему. И дело не только в гуманности. Почему отстрел не работает? Потому что популяция моментально отвечает на этот вызов увеличением рождаемости. Если мы начнём работать, то через пять лет мы снизим популяцию на 60–70 процентов, а через восемь лет сведём её к нулю», — объясняет г-н Меньшиков.

«В Ростове большое количество различных сообществ, которые делают ОСВВ за свои деньги. В год силами волонтёров стерилизуются около 600 собак. Но это всего 10 процентов от нужного нам числа, иначе метод ОСВВ не заработает. До пяти-семи процентов стерилизует муниципальный Центр безнадзорных животных (ЦБЖ), а больше таких центров в городе нет. Ростову не хватает инфраструктуры для стерилизации», — добавляет директор АНЗО «Собачий патруль» и приюта «Тотошка» Маргарита Карпова.

Но, похоже, власти идут навстречу. По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, муниципальный Центр безнадзорных животных будет расширен — сейчас на региональные деньги строится приют на 1,5 тысячи животных. После ЧМ-2018 он пообещал встретиться с представителями «Собачьего патруля» и обсудить пути взаимодействия.

Противник ОСВВ дошли до Верховного суда РФ

У метода ОСВВ есть и противники. Их основные аргументы — ОСВВ провалился в Москве (в 2002–2007 годы там работала программа по стерилизации, но количество животных не уменьшилось), он не страхует людей от укусов, а животных — от жестокого обращения. Ростовчанин Константин Загика в 2017 году дошёл до Верховного суда РФ, чтобы отменить некоторые положения в постановлении регионального правительства, касающиеся выпуска животных. Постановление было принято в 2016 году. В этом документе метод ОСВВ стал приоритетным для работы с безнадзорными животными. Но Загика настаивал, что нормы, разрешающие возврат ранее отловленных животных в места отлова, нарушают его конституционное право на благоприятную окружающую среду и ухудшают санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Он указал на случаи заболевания бешенством среди животных. Правда, по данным Роспотребнадзора по Ростовской области, в 2017 году было зарегистрировано 34 случая бешенства среди животных, только 12 из них были связаны с собаками и кошками, и ни одного случая в Ростове-на-Дону. Бешенство чаще всего заносят дикие животные в сельской местности. Случаев заболевания бешенством человека не регистрировалось с 2007 года (тогда был заражён один человек). В первых инстанциях в ростовских судах Константин Загика проиграл дело. Верховный суд РФ удовлетворил его иск по формальным основаниям, указав на то, что формулировки «возврат в прежнюю среду обитания животного» нет в федеральных нормах, и регион превысил свои полномочия. «На самом деле победа Константина Загики — юридический казус. Фактически же нет ни одного прямого запрета в федеральных нормативах на возврат привитого животного в среду обитания», — утверждает Сергей Меньшиков.

«Ситуация в Москве — удобный аргумент: программа действительно была провальная, её никто не контролировал, она сопровождалось коррупционными скандалами. А, например, в Петербурге этот метод работает уже восемь лет, в 2018 году им нужно всего 1800 стерилизаций на город с численностью населения девять миллионов человек, а бюджет программы — 25 миллионов рублей, тогда как в Москве без ОСВВ бюджет на содержание многочисленных питомников — 930 миллионов рублей», — говорит директор благотворительного фонда «Сострадание» Владимир Гройсман. Это, по его словам, доказывает, что метод ОСВВ выгоден экономически.

В итоге из постановления областного правительства было исключено спорное предложение о возврате в среду обитания, что, впрочем, не отразилось на работе ЦБЖ — животных продолжают выпускать на волю после проведения всех необходимых действий (за исключением агрессивных и больных особей — они подлежат эвтаназии). ЦБЖ, по собственным данным, в 2017 году выпустил после прохождения всех необходимых операций 200 собак.

 

Чип на ухе собаки озночает, что животное привито от бешенства, стерилизовано  036expertjug06-1.jpg
Чип на ухе собаки озночает, что животное привито от бешенства, стерилизовано

Волгоград: частный приют вместо муниципального

В Волгограде, как и в других городах-организаторах ЧМ-2018, были объявлены тендеры на отлов безнадзорных животных. Однако вскоре они были отменены под давлением общественников, а волгоградская областная дума внесла правки в законодательные акты о регулировании численности животных в регионе, убрав оттуда слово «уничтожение». А в апреле 2018 года в отношении директора муниципального предприятия по отлову и содержанию бездомных собак МКП «Горпитомник» Константина Епифанцева, его замов, ветеринарных врачей и ловцов возбудили уголовное дело из-за фальсификации показателей отловленных собак (показатели завышали) и незаконной эвтаназии в случае отлова. В «Горпитомнике» сменилось руководство, которое пошло навстречу активистам. Городские власти призвали частные приюты принимать больше отловленных животных, так как муниципальный приют не справлялся с этой задачей.

Стоимость содержания собаки, согласно муниципальным нормам, составляет 62 рубля. Изначально брать собак собирались пять приютов и содержать их на муниципальные средства, но реально откликнулся только один приют «Дино». Другие не решились брать собак на содержание за такие деньги. Сейчас в «Дино» находится более 200 собак. При этом стерилизует приют за свои деньги. Самая большая статья расходов частных приютов — ветеринария. Приют «Дино» переполнен, и поэтому ему разрешили после временной передержки вакцинированных и стерилизованных собак выпускать обратно. «Выпущенных собак заносят в реестр и тестируют на агрессивность. Мы сами заинтересованы в прохождении теста, потому что это большая ответственность — выпускать собак. В любой момент готовы её забрать, но как эта система приживается, мы пока не знаем», — говорит директор приюта «Дино» Анжела Макарова. По её словам, сейчас есть только устные договорённости с властями о запуске льготной программы стерилизации, которая предусматривает возмещение части расходов на эту операцию. «Мы пытаемся добиться государственной льготной стерилизации, потому что если допускать бесконтрольное размножение, мы никогда не решим проблему, и частных рук на это не хватит», — добавляет г-жа Макарова. По её словам, Волгоград — один из самых проблемных городов на Юге по численности бездомных собак. По данным областного комитета по ветеринарии, в Волгограде находится порядка 18 тысяч безнадзорных животных.