За последние три года на Кубани количество объектов сельского туризма выросло в два с половиной раза, а число туристов, посетивших эти объекты, — в полтора, до 600 тысяч человек. Это всего 3,8% от туристического потока в край, но ещё три года назад доля «аграрных» туристов была и вовсе 2,8%. Основной поток, по данным участников рынка, направляется в винодельческие хозяйства края. По данным министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, сейчас в регионе 30 предприятий специализируются на эногастрономическом направлении (всего в крае 100 объектов агротуризма). Потенциал развития отрасли далеко не исчерпан — всего в крае около 80 виноделен. Таким образом, в регионе сформировано новое направления индустрии гостеприимства, которое сейчас переживает этап становления.
Винный туризм на Кубани начал развиваться с начала 2000-х годов по инициативе владельцев частных виноделен, например, Яниса Каракезиди (винодельческий дом Каракезиди). Позже в эту нишу стали заходить и крупные предприятия. Например, «Абрау-Дюрсо» и «Фанагория». Сегодня в этой сфере работает большинство винодельческих хозяйств региона, которые в основном сконцентрированы в трёх районах: Анапском, Крымском, Темрюкском, а также в окрестностях Геленджика и Новороссийска. Здесь сосредоточены главные предприятия винодельческой отрасли.
В 2016 году на Кубани была разработана концепция развития сельского (аграрного) туризма до 2020 года. В министерстве туризма уточнили, что это некий план действий, «который позволил наметить основные направления развития агротуризма в крае». Впрочем, при ознакомлении с нею видно, что целевые ориентиры не определены, а все определения довольно расплывчаты. В ней нет чётких показателей, например, по ожидаемому росту турпотока, объёму инвестиций и темпам роста этого направления. Так, согласно документу, основная цель — «создание в крае современного высокоэффективного, конкурентоспособного и доходного сектора сельского (аграрного) туризма на основе эффективного использования имеющихся ресурсов сельской местности при условии их сохранения, сбережения и устойчивого воспроизводства, и максимального участия сельских жителей в этом процессе». Одна из социальных задач аграрного (винного) туризма — расширение сферы занятости сельского населения и создания новых рабочих мест. Однако где именно должны быть созданы такие рабочие места, сколько их может быть создано и в какой перспективе, не сказано. Общего понимания по развитию нового направления пока нет и у участников рынка.
Вдоль по янтарной лозе
По словам министра курортов, туризма и олимпийского наследия края Христофора Константиниди, за последние три года количество объектов сельского туризма в крае выросло в 2,5 раза, а число туристов, посетивших эти объекты, увеличилось почти в 1,5 раза (с 400 тысяч человек в 2015 году до 600 тысяч по итогам 2017 года). «Наша практика признана одной из лучших в России, вошла в число финалистов Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития регионов, который проводит Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). Наш опыт рекомендован АСИ для применения другими регионами страны», — говорит г-н Константиниди.
В 2017 году министерством курортов края создан маршрут «Янтарная лоза», который представлен на официальном сайте ведомства и Национальном туристическом портале Russia.Travel, одном из самых популярных среди иностранных туристов. В этот маршрут входят шесть объектов, которые расположены в юго-западной части региона: от Таманского полуострова до Новороссийска. Первым в этом списке значится Центр винного туризма «Абрау-Дюрсо» — «самый посещаемый объект винного туризма в мире» (подробнее о нём — ниже). Далее идёт «Усадьба “Семигорье”» — хозяйство c обширными собственными виноградниками и аутентичными подвалами. В первом — белые вина. Во втором — красные, «в дубовых бочках, выдержка от 12 до 18 месяцев». Третья на маршруте — «живописная и винная Владимирская усадьба», которая расположилась в предгорьях Кавказского хребта Гайкодзорского сельского округа. Номер четыре — Винодельческий дом Kаракезиди. Здесь туристов угощают не только «живым вином», но и «вкуснейшим домашним козьим сыром». Номер пять (по списку, но не по значению): «Кубань-Вино» — один из крупнейших заводов России по розливу виноградных тихих и игристых вин. Их готовят на итальянском оборудовании. На российский рынок ежегодно поступает более 55 млн бутылок вина, шампанского под торговыми марками «Шато Тамань» (Chateau Tamagne) и «Кубань-Вино». Сегодня компания строит в Анапском районе завод и центр энологии и туризма. Завод заработает к 2020 году. Как конечный пункт «Янтарной лозы» пока обозначена агропромышленная фирма «Фанагория» в западной части Темрюкского района.
«В этом году, после частичной реконструкции, мы открыли нашу винодельню для экскурсий, — говорит руководитель направления “Винный туризм” ОАО АПФ “Фанагория” Наталья Лежепёкова. — Показываем гостям наше производство с выдержкой вина и дистиллятов, знакомим с историей завода, проводим дегустации. Наша главная “изюминка” — вновь открывшийся подвал площадью три тысячи квадратных метров. Здесь размещён парк бочек для выдержки вин из французского, американского и кавказского дуба (всего их около трёх с половиной тысяч), который вызывает живой интерес у российских и зарубежных туристов».
Со слов представителя «Фанагории», в ближайших планах — открытие дегустационного зала, в среднесрочной перспективе — музея. «Винный туризм на юге России становится популярным направлением отдыха, — уверена Наталья Лежепёкова. — У гостей наблюдается огромный интерес к винодельческим предприятиям, которые, в свою очередь, готовы встречать, рассказывать, угощать и прививать культуру потребления вина».
Опыт некоторых винзаводов показывает, что наиболее продвинутые и богатые из них инвестируют в развитие гостевой инфраструктуры. Так, пиар-менеджер ООО «Центр винного туризма Абрау-Дюрсо» Виктория Силакова рассказала, что сейчас компания реализует масштабную инвестпрограмму, которая подразумевает строительство трёх‑, четырёх‑ и пятизвёздных отелей, клубной резиденции («категории 5 звёзд плюс») и ресторана на берегу озера Абрау. В рамках центра работают гастрономическая школа «Абрау-Дюрсо», парусный клуб Abrau Sailing, концертные площадки, мастер-классы, йога-школа и многие другие. Здесь проходят «Дни театра», «Строгановские сезоны», фестиваль «О, да! Еда!». По оценкам руководства компании, потенциальная вместимость формирующегося «кластера» составляет около 1 млн человек. За минувшие четыре года турпоток сюда вырос практически в полтора раза: со 130 тысяч человек в 2013 году до почти 223 тысяч — в 2017-м. И темп роста 15–20% в год сохраняется.
«Винный туризм является основным в работе нашего центра, — подчёркивает г-жа Силакова. — Мы постоянно ищем возможности для развития данного направления. К сезону-2018 разработали порядка 10 новых эногастрономических туров. Они позволят туристам познакомиться не только с нашими винами, но и с черноморской кухней, а также помогут нашим гостям находить лучшие сочетания напитков и блюд».
На море — стрелка, в степи — деревня
На 2018 год запланирован запуск новых винных маршрутов, разработкой которых занимается региональная Ассоциация агротуризма, созданная в 2017 году при содействии курортного ведомства. Правда, какие из многочисленных «винных точек» Кубани войдут в новые маршруты, в министерстве не уточнили.
По наблюдениям «Эксперта ЮГ», среди «новичков» может оказаться и «Вилла Романов», построенная несколько лет назад предпринимателем Андреем Романовым на Голубицкой стрелке (между Азовским и Чёрным морем). Сегодня здесь работает современное производство, оснащённое итальянским оборудованием. «Вилла Романов» выпускает классические тихие и игристые вина из собственного винограда, в высоком и среднеценовом сегменте. Есть магазин, дегустационный зал и небольшая гостиница. В ближайшей перспективе будет создан конноспортивный комплекс. Место, где ранее была невзрачная территория со старыми виноградниками, Андрей Романов надеется превратить в жемчужину винного и аграрного туризма.
Амбициозное желание стать агротуристической меккой есть и у «Винной деревни», расположенной рядом со станицей Гостагаевской, в 19 километрах северо-восточней Анапы. По итогам 2017 года минтуризма региона признало этот объект лучшим в своём сегменте («средний объект сельского (аграрного) туризма Краснодарского края») и подписало с инициаторами проекта, в котором сегодня участвуют 55 виноделов-«гаражистов» (производителей качественного фермерского вина) несколько соглашений о совместной деятельности.
С 2013 года «Винную деревню» развивают члены Союза фермерских винодельческих хозяйств и СПК «1-й винодельческий кооператив». Председателем союза и СПК является Геннадий Опарин — собственник «Усадьбы “Семигорье”», которая входит в маршрут «Янтарная лоза».
По словам г-на Опарина, статус общественной организации позволяет «лоббировать интересы» небольших виноделен. «Законодательство сильно хромает и отстаёт от нашего движения, которое быстро развивается, — говорит Геннадий Опарин. — Нас в большей степени интересует разрешённый вид использования земель сельхозназначения. На них, по закону, можно строить объекты глубокой переработки винограда или “башни”, “гаражи” и прочие сооружения, но нельзя, например, магазины. Вопрос для нас принципиальный. Априори фермер имеет право открывать на своей земле магазин для розничной продажи собственной продукции. И мы будем идти разными путями, чтобы нас услышали».
Строительство «Винной деревни» — один из таких путей. Развитие «кооператива» председатель видит по схеме «винодельня — розлив — магазины». В среднесрочной перспективе — создание под Анапой 100 малых виноделен и «различных инфраструктурных сопутствующих объектов»; в этом фермеры рассчитывают на поддержку губернатора Кубани Вениамина Кондратьева.
По замыслу г-на Опарина, «деревня» должна стать ядром виноградарско-винодельческого производственного кластера региона. Но пока это — живописная, но небольшая территория: 155 гектаров, 130 из которых занимают виноградники. На остальных 25 гектарах — несколько виноделен, «площадь» с башней (аналог той самой, знаменитой, в Бордо), «хоздвор» с тракторами и техникой для обработки почвы, а также «здание первой в России кооперативной винодельни» (пока без линий розлива). На развитие этого совместного предприятия члены СПК надеются получить грант федерального правительства в размере 80 млн рублей.
«Такое общее производство тоже нужно: это позволит сдавать излишки винограда и зарабатывать с продажи каждой бутылки вина примерно 250-300 рублей вместо 30 (стоимость одного килограмма винограда)», — уверен Дмитрий Литавщук, глава Семейной винодельни Литавщуков. Он вместе с отцом, Александром Литавщуком, стал развивать «деревню» в числе первых: заложили виноградники на 11 га, построили производство с погребом, получили первый урожай и разлили пробную партию — 11 тысяч бутылок красного и белого вина так называемой европейской классики (каберне, мерло, шардоне, совиньон, рислинг и др.). Сегодня Литавщуки занимаются отделкой помещений винодельни, мечтают об открытии семейного ресторанчика и магазина с дегустационным залом, планируют расширение «плантаций», в том числе и за счёт посадки местных (автохтонных) сортов. По мнению виноделов, местный терруар идеален для выращивания винограда, из которого получаются прекрасные тихие вина: белые и выдержанные красные.
Собственную винодельню построил здесь и владелец «Семигорья». Здание Геннадия Опарина — одно из самых «креативных» в «Винной деревне». В соответствии с концепцией развития к осени 2018 года свои производства должны построить здесь ещё пять фермеров, а в ближайшие семь лет количество виноделен в деревне должно увеличиться до 50–55. Плюс гостиницы и другие объекты гостевой инфраструктуры. К этому времени общий размер инвестиций в проект превысит 2 млрд рублей. На данный момент, со слов Дмитрия Литавщука, общие вложения в виноградники, строения и необходимую сельхозтехнику составили чуть более 200 млн рублей.
Многочисленных туристов виноделы намерены привлекать не только вином и едой. «С этого года у нас проходят крупные мероприятия, примерно на одну-три тысячи человек каждое, — рассказывает Дмитрий Литавщук. — Например, в последнюю пятницу июня состоялся фестиваль “Вино и сыр”. В последние выходные июля пройдёт музыкальный фестиваль, а в сентябре — праздник сбора урожая, во время которого туристы смогут поучаствовать в уборке винограда. И это далеко не весь список».
Виноделы давят на эмоции
По мнению Владимира Иванова, исполнительного директора винодельни «Юбилейная» (входит в топ-5 винзаводов Кубани), успех агротуризма на 70-80% зависит от местоположения. «Это должно быть место, привлекательное с природной или исторической точки зрения», — считает винодел, имея в виду, например, такие знаменитые посёлки, как Абрау-Дюрсо или Мысхако. Новые винодельни в голой степи, «каких на Кубани немало», по мнению г-на Иванова, малопривлекательны.
На прибрежный Мысхако внимание «Эксперта ЮГ» обратил и Дмитрий Литавщук, отметив, что сегодня здесь работают «минимум четыре предприятия, использующие в вывеске название посёлка». Правда, три из них входят в ГК «Мысхако» и занимаются производством винограда, его переработкой и агротуризмом. Четвёртый игрок — «Усадьба Мысхако», у которой есть собственная винодельня и ресторан «Шато Пино». Директор компании Александр Сидоренко сообщил, что сегодня они много внимания уделяют качеству основного продукта (вина) и приёму гостей, рассчитывают на «неплохой турпоток», но от подробных комментариев воздержался.
Его сосед и коллега — руководитель ГК «Мысхако» Сергей Дубовик рассказал, что их винодельня как объект туристического показа сейчас только формируется. «Однако уже с июля 2018 года мы планируем запустить экскурсионные маршруты, включающие дегустацию игристых и тихих вин из собственного винограда с уникальным терруаром, знакомство с историей завода и этапами развития виноградарства на территории Мысхако, где существует одна из старейших виноделен страны, — делится планами предприниматель. — Также мы намерены войти в Гастрономическую карту России (проект Ростуризма), которая будет размещена на портале Russia.Travel».
По словам Сергея Дубовика, с конца 2017 года и на их предприятии активно идут восстановительные работы, которые продлятся и весь 2018 год. «Уже начато производство тихих и игристых вин, — уточняет глава группы. — Запланированный объём финансовых вложений в эти мероприятия составляет порядка 50 миллионов рублей. Далее, на 2019–2022 годы запланировали закладку новых многолетних виноградников (инвестиции — около 150 миллионов рублей), а также реконструкцию имеющихся (на это потратим ещё 25 миллионов рублей). Кроме того, в 2019-м и 2020-м мы планируем потратить порядка 30 миллионов рублей на восстановление инфраструктуры нашего сельхозпредприятия. Все вложенные средства надеемся окупить в течение 10–12 лет».
Параллельно в ГК «Мысхако» идёт реализация собственной программы развития винного туризма. Так, месяц назад на территории винодельни «Мысхако» открылись фирменный магазин и ресторан «Кюве». Да и сама винодельня — это ещё и своеобразный музей: здесь хранятся предметы, связанные с визитом на предприятие Леонида Брежнева и более древние экспонаты «времён, когда на этих территориях вино делали древние греки».
«В 2018 году мы планируем открыть двери для пяти тысяч гостей и более, а в последующие годы увеличить турпоток в десятки раз, — уверен г-н Дубовик. — Мы планируем реализовывать свои туристические проекты не только в курортный сезон, а круглогодично, устраивая мероприятия и для целевых групп. Например, посетителей санаториев, коллективов крупных компаний и так далее».
«Наш экскурсионный отдел предлагает несколько пакетов автобусных туров и дегустаций, — объясняет соучредитель компании, управляющий партнёр семейного предприятия “Николаев и сыновья” Михаил Николаев. — Сами программы меняем каждый год. Терруар, ровные ряды виноградников, рукотворное озеро — у нас действительно есть что посмотреть, послушать и попробовать. Кстати, после объединения с легендарным заводом “Саук-Дере” появилась возможность отправлять туристов на экскурсии в почти вековые подвалы».
Новая повестка пока не вырабатывается
Впрочем, рост перспективной молодой отрасли может и замедлиться, если не применять новых подходов. Косвенно это подтверждает и прогноз краевого минтуризма — в этом году там не ожидают роста турпотока. Он предполагается на уровне 2017 года.
По мнению Михаила Николаева, на Кубани гастрономическому туризму уже сейчас не хватает инфраструктуры поддержки, рекламного и имиджевого сопровождения данного направления в масштабах страны. «Сегодня система продвижения таких турпродуктов на рынках регионов России слабая, — признаёт г-н Николаев. — Большинство россиян по-прежнему считает, что у нас нет ни качественного туризма, ни достойного сервиса. Мы развиваем бизнес и боремся с такими стереотипами. Однако это процесс, в котором активно должны участвовать не только предприниматели, но и государство».
С этим мнением соглашаются и другие эксперты. По словам гендиректора агентства «Город-парк» Алексея Матвеенко, сейчас на Кубани проходит очень много различных винных ярмарок и эногастрономических фестивалей, но они, в большинстве случаев, являются «внутриотраслевыми тусовками, в которых есть очень ограниченный набор форматов для туристов». «Судя по активности хозяйств на таких профильных мероприятиях и в интернете, да и просто по отзывам людей, популярность агро‑ и винного туризма увеличивается, количество и качество предложений со стороны игроков растут. При этом информационная составляющая пока находится на низком уровне, за исключением отдельных крупных компаний. Лично я не увидел единого вектора продвижения винного туризма на Юге вообще и на Кубани в частности», — подчёркивает г-н Матвеенко.
Председатель Ассоциации производителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края «Кубаньвиноградалко» Наталья Чибинёва также считает винный туризм одним из наиболее динамично развивающихся направлений на юге России. «В Краснодарском крае для туристов представлено около 80 виноделен, — уточняет г-жа Чибинёва. — Последние три-четыре года этот вид туризма из вялотекущего превращается в модный и востребованный. Уже определились “локомотивы” отрасли, подключаются и другие направления агротуризма, создана профильная ассоциация, которая будет заниматься популяризацией туризма и представлять интересы её участников. Пока же отрасли не хватает единения между производителями, здоровой честной конкуренции и чёткой, прозрачной и всем понятной системы государственной поддержки». По её словам, нечестная конкуренция заключается в большом количестве фальсифицированного вина. 70% вина, продающегося на побережье, — это контрафакт или фальсификат. При этом компании, которые продают это вино, предлагают собственные винные маршруты и даже возят туристов на свои предприятия. «Должен быть чёткий механизм, отсеивающий такие компание, не позволяющий им создавать маршруты и работать с аудиторией», — говорит Наталья Чибинёва. В противном случае все усилия по созданию винной отрасли окажутся напрасными.