«Магнит» двигается по инерции

Новый менеджмент «Магнита» пока не оправдал прогнозы аналитиков и продолжает следовать стратегии прежнего руководителя и бывшего основного акционера компании Сергея Галицкого, которая, как отмечалось, привела к снижению темпов роста и капитализации. Впрочем, оценить реальные перспективы «Магнита» под руководством нового менеджмента можно будет не ранее 2019 года

По словам гендиректора «Магнита» Ольги Наумовой, после реновации магазины сети показывают рост выручки в 20%
Читайте Monocle.ru в

Крупнейшая розничная сеть «Магнит» опубликовала финансовые результаты за 1 полугодие 2018 года — важные для оценки деятельности компании ещё и потому, что из «Магнита» в феврале 2018 года ушёл его основатель Сергей Галицкий, а также полностью сменилась команда управленцев как в совете директоров, так и на исполнительных позициях.

Результаты пока скромные. Рост выручки за 1 полугодие составил 7,2% — до 595 млрд рублей при приросте торговых площадей на 11,7% и падении сопоставимых продаж LFL (ключевой показатель эффективности магазинов) на 4,5%. Такие же результаты «Магнит» показал по итогам прошлого года — 6,5% роста выручки — самого низкого за всю историю компании, которая в среднем росла на 15–20% в год, и снижение чистой прибыли на 34,7%.

Другие крупные торговые сети растут динамичнее. У X5 Retail Group рост выручки за полугодие составил 19,6% (до 734,077 млрд рублей) при увеличении торговых площадей на 23,3%. У розничной сети «Лента» рост выручки — 18,2% (до 193,2 млрд рублей)

«“Магнит” продемонстрировал несколько худшие, чем у конкурентов, финансовые показатели, выразившиеся в снижении прибыли по МСФО за первое полугодие 2018 года на 20,5 процента (при этом она составила 20,7 миллиарда рублей). Вдобавок во втором квартале заметно снизился общий чек сопоставимых продаж на фоне роста трафика. Впрочем, рынки ожидали даже несколько худших показателей, так что опубликованные цифры были восприняты совсем неплохо», — комментирует результаты компании аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. По его словам, «Магнит» очень слабо представлен в Москве, да и во многих иных крупных городах, чего не скажешь о конкурентах компании, которые отмечали заметный рост среднего чека, среднего трафика и объёма продаж за счёт гостей чемпионата мира по футболу. Сыграл свою роль и негативный эффект от последствий расширения — «Магнит» продолжает ускоренными темпами открывать новые магазины, и зачастую возникает конкуренция между супермаркетами и магазинами формата «У дома» этой компании. Немаловажен и факт существенных расходов на открытие новых торговых точек, положительный эффект от работы которых будет виден в последующие отчётные периоды.

В самой компании результаты 1 полугодия объяснили в том числе замедленной реновацией магазинов — торговая сеть начала её в прошлом году с большим отставанием от конкурентов, поднявших свой чек за счёт редизайна и новой системы выкладки.

«На результаты сопоставимых продаж в первом полугодии 2018 года повлияли низкий уровень продовольственной инфляции и эффект неудобного для ритейла времени пасхальных праздников (которые в нынешнем году выпали на период до выплаты зарплат); открытие после редизайна меньшего количества магазинов (414 против 830 соответственно), а также усиление конкуренции и каннибализации»,— говорится в сообщении компании.

«Усиленная реновация — это то, с чем пока “Магнит” запаздывает», — комментирует президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Магазины X5 «Пятёрочка», которые находятся в той же ценовой категории, что и «Магнит», в прошлом году провели масштабную реновацию. «Они стали ярче, интереснее для покупателей, кроме того, они поменяли линейку товаров и только за счёт этого прибавили не менее 10 процентов от оборота. “Магнит” же — чуть ли не последняя торговая сеть, взявшаяся за реновацию магазинов. Та же сеть “Дикси” моментально заметила изменения у конкурентов и перестроилась», — говорит Андрей Карпов. По его мнению, другие результаты компания может показать к концу года, когда станет понятна новая стратегия «Магнита». По словам нового генерального директора компании Ольги Наумовой, магазины после реновации показывают 20%-й рост выручки.

Усиление вертикально интегрированного холдинга

Эксперты отмечают, что пока «Магнит» развивается по старому сценарию, заложенному ещё командой Сергея Галицкого. Он подразумевает открытие новых направлений и усиление вертикально интегрированного холдинга. Так, до конца 2018 года «Магнит» откроет два новых предприятия в своём индустриальном парке в Краснодаре, которым активно занимался Сергей Галицкий. Кубанский комбинат хлебопродуктов будет выпускать бараночные и сухарные изделия, мучные кондитерские и макаронные изделия. «Кондитер Кубани» займётся производством сахаристых кондитерских изделий (конфет и мармелада). Продукция будет реализовываться в магазинах «Магнит» по всей географии сети.

Кроме того, «Магнит» объявил о новом инвестиционном проекте, укладывающемся в логику развития вертикально интегрированного холдинга — строительстве второго своего тепличного комплекса по выращиванию томатов площадью около 60 гектаров. Инвестиции в первую очередь проекта составят 12,6 млрд рублей, строительство завершат до конца 2018 года.

Генеральный директор исследовательской компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова считает тепличный опыт ПАО «Магнит» успешным, а намерения оправданными и логичными. «Семь лет назад владельцы компании поставили цель обеспечить магазины сети собственной тепличной продукцией. Для этого в несколько этапов были построены 83 гектаров теплиц, — напоминает эксперт. — По количеству площадей принадлежащий «Магниту» ТК «Зелёная линия» входит в первую пятёрку в России. Комплекс применяет современные агротехнологии и оборудование. В овощных теплицах компании в основном выращивают огурцы, под которые занято примерно три четверти площадей. По нашим оценкам, свежими огурцами агрокомплекс обеспечивает родственную федеральную сеть на 50–55 процентов, что является высоким показателем, учитывая количество супермаркетов “Магнит” и территориальный охват сети».

По мнению г-жи Решетниковой, задачу обеспечения магазинов собственными огурцами ритейлер решил. Теперь очередь за томатами, которые в теплицах «Магнита» стали выращивать с прошлого года, но в более скромных объёмах. «Доля собственных томатов на полках сети сейчас едва достигает 15 процентов. Чтобы увеличить эту долю до 55 процентов, ритейлеру придётся вводить не 60 гектаров новых теплиц, а гораздо больше, так как полученных на новых площадях 35-40 тысяч тонн томатов будет недостаточно для закрытия потребности федеральной сети», — уверена Тамара Решетникова.

Как ранее писал «Эксперт ЮГ», ПАО намерено инвестировать более 50 млрд рублей до 2026 года в развитие собственных производственных проектов. На эти средства компания собирается запустить порядка 40 производств, которые будут выпускать овощи, мясные полуфабрикаты, снеки, бытовую химию.

"Магнит" отстаёт от лидера 019expertjug08-1.jpg
"Магнит" отстаёт от лидера

Новые перспективы ритейлера

«Магнит» также активно ищет новые партнёрства для расширения торговых площадей и заходит на не очень свойственные ритейлу территории. Так, в июне 2018 года компания открыла первые двенадцать точек продаж в отделениях «Почты России» с ассортиментом от 200 до 800 наименований товаров, в зависимости от площади и местонахождения отделений. «Магнит» обсуждает совместный проект с «ЛУКойлом» и планирует открывать магазины на базе автозаправочных станций, не отказывается от своих прежних планов по развитию аптечной сети.

 019expertjug08-2.jpg

«К сожалению, пока новая команда “Магнита” двигается по инертному сценарию, который в своё время стал одной из причин замедления роста компании, — это распыление ресурсов на множество направлений, — считает генеральный директор аналитического агентства INFOline Иван Федяков. — Это попытка создать вертикально интегрированный холдинг, который занимается всем — производством, логистикой, строительством магазинов и собственно торговлей. Это стратегия сложная и амбициозная. Но тут же “Магнит” развивает формат дрогери, формат аптек, идёт в АЗС и “Почту России”. Это очень сильно рассредоточивает ресурсы при всей кажущейся простоте и логичности решений. Компания не может сосредоточиться на своём главном направлении — торговле. У того же Х5 то же была сеть аптек, но в своё время они от этого проекта отказались, поняв, что такое развитие очень рискованно и не даёт ту степень синергии, на которую рассчитывают акционеры».

«Пока “Магнит” действительно не показывает ничего нового, все эти процессы — аптеки, АЗС, своё производство, обсуждались и запускались ещё при старой команде. Но это нормально, — считает Андрей Карпов. — Такая крупная компания не может быстро меняться. Лучше тщательно анализировать все те направления, к которым стремится “Магнит“. Например, формат дрогери (“Магнит косметик”) показывает отличные результаты и растёт быстрее основного формата, по аптечному бизнесу все сложнее — при таком количестве аптек, который есть сейчас, нельзя говорить о рентабельности. Развитие магазинов с АЗС выглядит перспективно — в России как раз не хватает такого предложения, потому что сами АЗС не могут дать такую цену, как крупная розничная сеть с большими объёмами закупок. Нормально, что “Магнит” сейчас смотрит на все направления, даже если они не все выстрелят. Другое дело, что пока непонятны приоритеты компании. Стоит подождать результатов всего года, чтобы понять новую стратегию и возможности роста компании».