Натуральное молоко и заменители разведут по разным полкам

Ксения Калиниченко
9 января 2019, 00:00

Участники рынка на Юге позитивно оценивают новые требования к продаже молочных продуктов, но отмечают, что они вряд ли помогут в борьбе с фальсификатом

В России с 1 июля 2019 года начнут действовать новые правила продажи молочных продуктов: магазины обязаны будут отдельно размещать натуральную молочную продукцию и ту, которая содержит заменители молочного жира. Постановление, которое касается условий размещения молочной продукции в магазинах, в конце января подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Минсельхоз РФ по итогам проверки Россельхознадзора, Роспотребнадзора и Роскачества оценивал долю фальсификата на рынке молочных продуктов России в 8–12%.

«Согласно этому постановлению, молочные продукты в каждом торговом зале должны быть размещены отдельно и сопровождаться указанием о том, что это продукты без заменителя молочного жира», — сказал глава кабмина. По его словам, потребители имеют право знать, что они покупают. «В последнее время в нашей промышленности активно используются растительные жиры. Эта технология позволяет увеличить срок хранения молочной продукции, снизить себестоимость. То есть там есть свои плюсы. Но далеко не всегда эти детали изложены на упаковке. И не все хотят эти продукты покупать», — рассказал Дмитрий Медведев.

Он также отметил, что новые требования будут полезны малым и средним предприятиям, которым часто бывает нелегко наладить сбыт своей продукции из-за конкуренции с крупными производителями. Чтобы у ритейлеров было время на подготовку, новые правила начнут действовать с 1 июля этого года.

Сейчас готовятся разъяснения принятого постановления, говорящие о том, как ритейлеры будут исполнять его на практике, сообщил «Эксперту ЮГ» председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. «В разъяснении будет указано, нужно ли для этого отдельное оборудование или это можно сделать в одном холодильном шкафу — чем-то разделить продукцию. Во втором случае ничего не нужно будет докупать. Но при первом варианте у небольших магазинов могут возникнуть сложности», — рассказал г-н Карпов.

Всё зависит от формата торговой точки, подтверждает Андрей Дахнович, совладелец ГК «Фудлэнд» (производитель и дистрибьютор сыров, в группу компаний входят Еланский маслосыркомбинат и Семикаракорский сыродельный завод). «Если это супермаркет или гипермаркет, то абсолютно логично, если будет разделение на полку с молочной продукцией и полку с аналогом молочной продукции. А что делать, если величина торговой полки такая, что разделить её невозможно? Обязывать небольшие павильоны делать такую выкладку вряд ли разумно, потому что у них просто нет такого пространства, — говорит г-н Дахнович. — Однако новые требования помогут покупателю понять, в каком месте ему искать молочный продукт, а в каком — его аналоги. Это правильно: покупатель должен получать максимум поддержки с точки зрения ориентации в магазине».

В целом участники рынка положительно оценивают новые требования. «Обсуждение данной инициативы велось с середины года совместно с бизнесом и всеми заинтересованными органами власти, — рассказал председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко. — Мы, безусловно, поддерживаем работу государства по дополнительному разъяснению терминологии и маркировки продуктов питания. Главная задача и этого постановления, и новых поправок в технический регламент — чёткое разделение молочных и молокосодержащих наименований с заменой молочных жиров. Зачастую потребитель не всегда внимательно читает этикетку и принимает один продукт за другой, так что работа властей направлена на то, чтобы такого не происходило».

Однако, по мнению экспертов, новые правила продажи молочной продукции не помогут победить фальсификат. «Недобросовестным производителям всё равно, какой закон нарушать», — отметил Андрей Даниленко.

«Идея разделять натуральные продукты и продукты с растительными жирами, конечно, хорошая, но новые требования не решают более серьёзных проблем — наличия на рынке фальсифицированной молочной продукции. Сохраняется вероятность того, что в ту часть полки, на которую по закону должны быть выставлены натуральные молочные продукты, попадёт фальсификат», — говорит директор по маркетингу и продажам ростовского молочного производителя «Белый Медведь» Денис Афанасьев. По его словам, только ужесточение санкций против недобросовестных производителей может решить проблему фальсификата. «Необходимо ужесточение санкций до такого уровня, чтобы количество штрафов перекрывало многократно ту сверхприбыль, которую получают недобросовестные производители, вплоть до закрытия производства», — уточнил г-н Афанасьев.

Единственной действенной мерой в борьбе с нарушителями остаётся суровое наказание, подтверждает Андрей Даниленко. «Поправки в КоАП об ужесточении наказания уже готовы, и мы надеемся, что они скоро будут приняты», — отметил эксперт.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова в конце сентября 2018 года в Совете Федерации рассказывала о намерениях ведомства внести на рассмотрение правительства РФ законопроект, предусматривающий наказание за фальсификацию продукции. Она пояснила, что в административном и уголовном кодексе России нет понятия фальсификации, как нет и соответствующего наказания. «Понятия контрафакта и фальсификата отличаются, поскольку современная химия способна сделать так, чтобы продукция имела те же потребительские свойства, однако при этом всё равно будет являться фальсификацией», — отметила тогда Анна Попова.