Участники рынка тепличных овощей прогнозируют снижение инвестиционной активности из-за прекращения господдержки по направлению CAPEX. Рынок вынуждает работать над эффективностью бизнеса, при этом тепличники пока не могут сформулировать единого мнения относительного развития отрасли
Тепличный бизнес — одна из самых значимых сегодня отраслей АПК и один из главных драйверов отрасли. С 2013 года производство тепличных овощей увеличилось почти на 50% (до 1 млн тонн в натуральном выражении). По валовому сбору и площадям теплиц юг России (ЮФО отдельно и вместе с СКФО) занимает вторую строчку в стране после ЦФО, уверенно опережая другие федеральные округа. Количество инвестиционных проектов в этой отрасли постоянно растёт. По оценке ассоциации «Теплицы России», в стадии строительства на Юге находится около 300 гектаров теплиц. О проблемах роста отрасли эксперты и участники рынка высказались на круглом столе «Тепличный бизнес без поддержки: как развиваться дальше?», организованном Аналитическим центром «Эксперт Юг» в Краснодаре.
По словам гендиректора ГК «Сейм-Агро», вице-президента ассоциации «Теплицы России» Андрея Медведева, теплицы строились и до введения поощрительных мер, однако поддержка сельского хозяйства государством, и в первую очередь более наукоёмких и финансовоёмких отраслей, недостаточна. В качестве льготной поддержки он предложил ввести OPEX — компенсацию за произведённый продукт.
За время существования мер господдержки по компенсации части капитальных затрат на строительство теплиц в Краснодарском крае ею успели воспользоваться всего три предприятия: это ТК «Белореченский», «Овощи Краснодарского края» и ТК «Зелёный дом», отметил начальник отдела в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края Андрей Рязанов. Сейчас поддержка больше связана с субсидированием части процентной ставки по кредитам.
Как отметили участники встречи, в частности, гендиректор ТК «Долина солнца» (входит в ГК «Белая дача») Янис Галаниди, тепличный бизнес рискованный, но при этом здесь не наблюдается той же рентабельности, которая существует в растениеводстве. Поэтому для его успешного функционирования необходимы новые формы поддержки. В частности, возможность отсрочки авансового платежа по газу и субсидирование затрат на электроэнергию. По его мнению, в ближайшие годы сектор ждёт сокращение объёмов строительства, поэтому эти меры позволили бы сохранить положительную динамику.
Депутат Законодательного собрания края Сергей Орленко отметил, что компенсации на строительство теплиц убраны из бюджетных статей, в том числе потому, что появилось льготное кредитование. Также он отметил необходимость поддержки со стороны администрации края процесса агрострахования теплиц и поддержки семеноводства, которое сегодня не развито.
О новых методах повышения эффективности в бизнесе высказался руководитель проекта SENSAT, оператора спутниковой связи АО «РТКомм.РУ», Илья Васильев. Он упомянул индустриальный интернет, который предполагает обработку большого объёма данных и их анализ. Это позволяет более эффективно управлять сложным бизнесом. «Основная наша услуга, на которой всё построено, — это большая спутниковая сеть, которая позволяет не привязываться к территории. В итоге бизнес можно расширять, не привязываясь к наземным сетям. Для ЮФО у нас уже есть ряд реализованных проектов, на примере которых можно поделиться опытом», — отметил г-н Васильев.
Маркетолог ООО «Саммит Агро» Дмитрий Бачаров рассказал о новых технологиях в сфере защиты и выращивания овощных культур в закрытом грунте: «В этом сегменте бизнеса у производителей есть много проблем, в том числе с господдержкой, поэтому сельхозпроизводителям необходимо использовать технологии, способствующие повышению экономической эффективности производства овощей в закрытом грунте. Российская компания “Саммит Агро” входит в холдинг Sumitomo Corporation и предлагает своим клиентам японские технологии закрытого грунта, которые уже реализованы в тепличных комплексах Японии. Наша компания предлагает решения в сфере защиты растений, питания и светокоррекции, которые направлены на достижение высокой экономической эффективности производства овощей в закрытом грунте».
Заведующий кафедрой овощеводства Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина Руслан Гиш отметил проблему кадрового обеспечения. По его словам, тепличных хозяйств, где сотрудники имеют базовое образование, единицы. Из-за незнания особенностей сортовой агротехники 22-25% произведённой продукции выбрасывается. Он отметил, что в странах Запада на душу населения производится во много раз больше овощей и салатов, чем в России, — именно из-за некомпетентности сотрудников отечественных предприятий.
В целом представители тепличного бизнеса отмечают, что по ряду мер господдержки пока не выработано единой позиции. Представители отрасли чувствуют себя разобщённо, причём это касается и прогнозов по производству урожая. В то же время поддержка отрасли в странах-импортёрах тепличной продукции значительно выше, чем в России, что ставит российских производителей в неравные условия по сравнению с импортными. Это также поднимает вопрос о госрегулировании импорта.
Генеральный партнёр: «Саммит Агро», японский производитель средств защиты растений. Стратегический партнёр: «РТКомм.Ру», национальный оператор спутниковой связи.