Не секрет, что одним из важнейших препятствий к получению финансирования для малого и среднего бизнеса, особенно на начальных этапах развития, является недостаток залоговой массы, и именно эту проблему призван решить Гарантийный фонд Ростовской области. Однако, по словам Романа Соина, исполнительного директора фонда, чисто финансовых инструментов развития недостаточно: необходима серьёзная работа по формированию комфортной среды для предпринимателей, а также коррекция их образа в массовом сознании.
— Каковы основные результаты работы гарантийного фонда РО в части поддержки развития МСБ и начинающих предпринимателей?
— С начала деятельности фонда предоставлено 1495 поручительств на сумму более 9 миллиардов рублей. Наша поддержка помогла привлечь в сферу малого и среднего бизнеса свыше 18,1 миллиарда рублей финансовых ресурсов в виде кредитов, займов, банковских гарантий. За неполных четыре месяца этого года мы заключили 27 договоров поручительства на сумму 188,5 миллиона рублей, благодаря этому субъекты МСП получили 470,6 миллиона рублей кредитов и займов.
Конечно, основной наш контингент — действующие предприниматели. Для финансовых организаций они более прозрачны, видна их деятельность, понятно, как они развиваются, сколько удерживаются на рынке. А вот начинающие предприниматели — это всегда рисковые клиенты с неизвестными перспективами. Возможно, поэтому их в нашей практике не так много. С 2011 года мы заключили только восемь договоров поручительства с предпринимателями-стартаперами.
— Как меняется региональная ситуация с мерами, форматами и инфраструктурой поддержки, как развивается инструментарий? Каковы сейчас основные направления развития в этом плане?
— В этом году региональная инфраструктура поддержки предпринимательства будет размещена в одном здании для максимального удобства тех, кто уже в бизнесе, и тех, кто планирует его начать. Примерно с сентября начнёт действовать центр «Мой бизнес», в котором постоянно будут находиться представители от каждой организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, а в какие-то определённые дни — представители уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области, Росреестра и ФНС. Подобное мы наблюдали в Челябинске, и знаем, что такая практика даёт хороший эффект. Представьте, что предприниматель не совсем уверен в том, от какой организации может получить помощь. Ходить по разным инстанциям неудобно, да и времени много занимает. А так он приходит в центр «Мой бизнес» и на одной площадке получает по максимуму всю информацию, а также может оставить заявки на конкретные виды поддержки. Скорее всего, в это же время будет создан коворкинг «Точка кипения» — формат, предложенный АСИ. Это пространство, где обеспечивается взаимодействие предпринимателей, представителей госструктур, сферы образования и науки, экспертов и членов профессиональных сообществ для обмена опытом и проработки новых моделей регионального развития в конкретных направлениях.
В этом году из средств областного и федерального бюджетов будут докапитализированы региональные организации, оказывающие финансовую поддержку бизнесу. Наша функция здесь — повысить надёжность гарантийного покрытия, что очень важно для привлечения новых финансовых партнёров. Региональная лизинговая компания расширит возможность недорогой лизинговой поддержки предпринимателей, а Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства сможет в полной мере удовлетворять растущий спрос на недорогие микрозаймы.
Среди предпринимателей особо выделены такие категории, как сельхозкооперативы и частные высокотехнологичные компании. Для них специально разработаны «дорожные карты» с мерами поддержки.
— Какие благоприятные факторы для развития предпринимательской деятельности на Дону вы могли бы выделить? Выгодно ли Ростовская область смотрится в сравнении с другими регионами?
— К благоприятным факторам я бы отнёс наличие государственной и муниципальных программ и подпрограмм развития малого и среднего предпринимательства, участие Ростовской области в федеральных программах поддержки предпринимательства. Меры поддержки бизнеса финансируются из областного бюджета, что позволяет привлекать субсидии из федерального. Количество организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства растёт, создаются специальные площадки для получения знаний по новейшим технологиям ведения бизнеса и установления полезных связей. Также важно, что у нас на областном и муниципальном уровнях действует институт уполномоченного по защите прав предпринимателей и работает система оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов. Если сравнивать в этом смысле Ростовскую область с другими регионами, то мы находимся где-то в середине рейтинга, и нам есть к чему стремиться.
— Как, на ваш взгляд, предпринимателю стоит формировать первоочередные цели, достижение каких показателей важнее всего?
— Во-первых, предприниматель должен быть сразу готов к тому, что всю деятельность предприятия ему необходимо постоянно анализировать, чтобы понимать, куда движется процесс. Для этого нужна чёткая система показателей измерения успешности или неудач проекта. Наравне с такими показателями, как выручка, затраты и рентабельность, нелишней будет оценка среднего чека, чистой прибыли, ценности жизненного цикла клиента, затрат на привлечение клиента. Также необходимо вести финансовый учёт, понимая, сколько доступно средств, достаточно ли их для покрытия расходов, чтобы не допустить кассовых разрывов, контролировать график поступления денег, график выплат по кредитам и займам, своевременное начисление амортизации и уплату налогов.
— Какие ресурсы важнее всего для начинающего предпринимателя? Капитал, готовность к риску, наличие идей, мотивация, поддержка окружения?
— На мой взгляд, первоочередные — это наличие идей и готовность к риску. Если есть идея, значит, есть и мотивация к её реализации, а дальше ум начнёт искать ресурсы для воплощения, в том числе и стартовый капитал. Если готов рисковать, значит, уже не так важно, поддержит тебя окружение или нет.
— Каков самый серьёзный риск, связанный с началом своего дела? А по каким признакам можно сразу сказать, что стартап «не взлетит»?
— Я считаю, что основной риск — это неверная оценка источников и графика поступления дохода, а также отсутствие понимания каналов сбыта. Бывает, что потенциальный предприниматель изначально не может объяснить, каким образом и в какой период его предприятие выйдет на нужный уровень рентабельности, кому он будет продавать продукцию или оказывать услуги так, чтобы доход был стабильным и имел тенденцию к росту. Также серьёзный риск — зависимость от единственного поставщика сырья, материалов, при отсутствии запасных вариантов. Ошибкой может быть и зависимость от помощи государства. Такое чаще всего происходило с субсидиями на начало собственного дела и с грантами на создание сельхозпредприятий. Либо на них надеялись, но не получали, либо их не хватало на то, чтобы выйти на самоокупаемость.
— Насколько адекватен, на ваш взгляд, образ предпринимателя, который сложился в обществе? Как его можно было бы улучшить?
— Мне кажется, единого образа предпринимателя нет. Есть варианты: предприниматель — борец с административными барьерами и прочими трудностями; предприниматель — ловкий человек, ведущий бизнес нечестными методами. И тот, и другой образ не мотивирует на вхождение в бизнес. Поэтому очень важно не только формировать положительный образ предпринимателя посредством СМИ, но и улучшать бизнес-среду, в которой предприниматели выстраивают коммуникации с госструктурами, партнёрами, населением.
— Есть ли среди тех, кому гарантийный фонд оказывал свою поддержку, «истории успеха», примеры для подражания в предпринимательстве?
— Да, есть. Это Дмитрий Петренко, чье предприятие «Юг-тайм» постоянно расширяет ассортимент часов и количество торговых точек. Это Татьяна Ксёнз, которая начинала бизнес с продажи вендингового оборудования и кофейной продукции, а затем с партнёрами по бизнесу создала новые предприятия в группе компаний — по производству замороженных полуфабрикатов, кондитерских изделий, десертов, и по производству вакуумной упаковки. Это Любовь Железная, чье предприятие, ООО ПКФ «Маяк», производитель продуктов питания (крупы, гранулы из зерновых культур), постоянно находится в стадии расширения потребительской сети с выходом на международные рынки. Таких ещё много можно назвать.
— Что могло бы сделать образ предпринимателя в регионе привлекательнее?
— Во-первых, широкое освещение историй успеха и социальной ответственности бизнеса. Во-вторых, развитие института наставничества. В-третьих, участие представителей бизнес-сообщества в жизни школьников и студентов с примерами как собственных достижений, так и неудач: это позволит молодёжи реально взглянуть на мир активных людей, готовых брать на себя риски и ответственность, и понять, что неудачи — это путь к прогрессу, если их не бояться, а воспринимать как опыт.
Формирование положительного предпринимательского имиджа — это задача не только региона. В связи с этим разработан федеральный проект «Популяризация предпринимательства», в рамках которого в сентябре начнётся российская информационная кампания, направленная на формирование положительного имиджа предпринимательства; будут задействованы масс-медиа и интернет.
— Как успешнее вовлекать граждан в предпринимательство? Как эффективнее помогать тем, кто уже этим занимается?
— Вовлекать граждан в предпринимательство — это значит создавать такие условия, при которых будет возникать мотивация для рождения новых проектов. Многое в этом направлении уже сделано и делается. Так, предпринимателям уже помогает сеть МФЦ, с каждым годом расширяется инфраструктура поддержки, растут возможности организаций, оказывающих услуги субъектам МСП. Совершенствуется законодательная база, идёт поиск компромиссов между обеспечением наполняемости бюджетов всех уровней и возможностями для развития предпринимательства и самозанятости. Трансформируются виды финансовой поддержки. Появляются новые образовательные проекты. Надо сказать, что эффективность помощи предпринимателям частично зависит и от них самих: всегда нужна обратная связь. Не претензии с обобщением «всё плохо», а конструктивный диалог. К примеру, когда разрабатываются меры поддержки — это не закрытая информация, проекты документов выносятся на общественное обсуждение. Однако мало кто из предпринимателей в нём участвует, зато потом удивляются результату. Надо быть активнее.