Цифровая трансформация университетов — одна из главных тем в развитии ведущих вузов мира. При этом проводниками инноваций здесь является молодёжь. В условиях развития процессов цифровизации во всех отраслях университеты не могут оставаться в стороне. Учебным заведениям необходимо активно подключаться к процессам формирования ключевых компетенций, сделав это частью своих программ развития. НПИ является одним из старейших и крупнейших технических университетов юга России. Он активно включается в процессы диджитализации как с точки зрения подготовки кадров, так и с точки зрения цифровизации внутренних процессов. Так, в этом учебном году дисциплины, связанные с цифровой инженерией, преподаются во всех образовательных программах вуза и составляют 16,6% от объёма всех учебных дисциплин, а в следующем году этот показатель превысит 20%. Цифровая инженерия подразумевает комплекс навыков и компетенций, которые связаны с использованием передовых цифровых технологий в инженерной деятельности.
— Как вы оцениваете степень проникновения цифровизации в бизнес-процессы компаний? Какова роль научного сообщества и вузов в этом направлении?
— Мониторинг степени цифровой трансформации бизнес-процессов разных предприятий, который ведут учёные нашего университета, в целом показывает, что степень проникновения цифровых технологий привязана к отраслевой принадлежности предприятий. Мейнстримом сегодня является цифровая трансформация отраслей с высокой долей оборотных средств (торговля, логистика) и основных фондов (машиностроение, энергетика). На подходе отрасли, в которых происходит качественный скачок объёма накопленных данных (медицина, социальное обслуживание). Он должен создать условия для переосмысления основ соответствующих бизнес-процессов.
Мировой тенденцией является ведущая роль в этих процессах университетских сообществ, причём как профессорско-преподавательского состава, так и студентов и выпускников. Молодёжь является драйвером инноваций, что очень важно в реализации проектов цифровой направленности.
— Насколько остро стоит проблема кадров для цифровизации?
— Думаю, следует рассматривать кадровое обеспечение цифровой трансформации не столько в контексте проблемы, сколько в контексте аспекта, фактора. Ключевым, на наш взгляд, является понимание того, что с кадрами, которые обеспечивают процессы цифровизации, не только и не столько связаны угрозы конкурентоспособности и производительности предприятий (в силу невысокого уровня цифровой грамотности или иных причин). Теснейшим образом с кадрами связаны возможности динамичного развития (в силу активности, готовности к инновациям, отказа от шаблонного мышления). Не случайно компании — мировые лидеры по производительности труда, капитализации, стоимости бренда и степени цифровой трансформации - отличаются высочайшим, на порядок превышающим среднестатистический, уровнем корпоративного менеджмента, бесконечно далёкого от регулярных процедур.
— Какую позицию занимает НПИ в подготовке кадров для этой сферы?
— Новочеркасский политех традиционно поставлял и поставляет специалистов для предприятий всех регионов, но операционной, в том числе и демографической, базой нашего университета является южный макрорегион (ЮФО и прежде всего Ростовская область как экономический и технологический локомотив южного макрорегиона, СКФО, Закавказье, Донбасс), откуда приезжает свыше 90 процентов абитуриентов. Отличительными чертами населения Юга как перекрёстка культур являются активность, открытость, готовность к самоорганизации, способность к восприятию и адаптации нововведений. Все эти черты мы стараемся культивировать в наших студентах и выпускниках, формируя особый корпоративный стиль «новочеркасских политехников», которые в разное время вносили огромный вклад в ключевые мегапроекты модернизации страны, будь то индустриализация или освоение космоса, освоение месторождений Сибири, Дальнего Востока или Закавказья, строительство «Атоммаша» и БАМа или, как сегодня, цифровая трансформация национальной экономики.
— Есть ли в составе вуза структурные подразделения, на которые возложены функции развития цифровизации внутри университета? Как выстраивается работа на этом направлении?
— В рамках программы трансформации ЮРГПУ (НПИ) в университетский центр инновационного развития донского региона реализуется проект цифровизации инженерной деятельности. Проектным офисом здесь является департамент цифровизации инженерной деятельности. Проект — в режиме динамичного матричного управления, что позволяет оптимально использовать имеющиеся ресурсы, не создавая дополнительных бюрократических структур. С содержательной точки зрения наша специфика политехнического университета позволяет, и даже можно сказать, требует использования междисциплинарных групп научно-педагогических работников в реализации учебных и исследовательских проектов цифровой инженерии. Здесь освоение цифровой технологии сочетается с проектно-ориентированной деятельностью по выполнению прикладных отраслевых задач. В соответствии с принятой программой в этом учебном году компетенции цифровой инженерии (цифровые двойники, цифровые тени, компоненты базового технологического пакета Национальной технологической инициативы) реализуются во всех образовательных программах университета и составляют 16,6 процента объёма всех учебных дисциплин. В следующем году этот показатель вырастет и превысит 20 процентов объёма образовательных программ. При переходе на образовательные стандарты нового поколения мы расширяем перечень навыков и компетенций цифровой инженерии, выстраиваем новые образовательные траектории для поддержки различных социальных групп обучаемых.
— Каковы основные направления сотрудничества вузов и промышленных предприятий в сфере подготовки кадров для цифровой экономики?
— В среде стремительно меняющихся технологических укладов, в условиях рождения и отмирания целых сегментов рынка труда особую важность приобретает материально-техническая база учебного процесса и научных исследований. Это селективный критерий, обеспечивающий долгосрочную устойчивость университетов в меняющихся реалиях. Для решения задачи формирования материально-технической базы мы используем комплексный подход. Во-первых, в рамках сотрудничества с ключевыми партнёрами в ЮРГПУ (НПИ) создаются лаборатории, оснащённые в соответствии с мировым уровнем технологий соответствующих отраслей. Так, в 2018 году в Новочеркасском политехе при поддержке транснациональных компаний MicroMine и ORICA открыт лабораторный исследовательский комплекс буро-взрывных и горных работ. Он включает программно-технические решения соответствующих вендоров, являющиеся мировым технологическим стандартом. Во-вторых, важным ориентиром для нас является проектная деятельность Национальной технологической инициативы, формирующей среднесрочную и долгосрочную технологическую повестку. В 2019 году мы открываем междисциплинарную сеть лабораторий по ключевым направлениям НТИ, включающую передовые производственные технологии, искусственный интеллект, фотонику и микроэлектронику, компоненты робототехники и сенсорики, обработку больших данных и системы распределённого реестра. В-третьих, мы активизируем сотрудничество с промышленными и академическими партнёрами, которые являются держателями ключевых технологических компетенций, для расширения доступа обучающихся к технологиям и оборудованию, способным преодолевать соответствующие технологические барьеры. Это делается в рамках образовательной деятельности на корпоративных кафедрах или практики, участия в работе стартапов или предакселерационных команд.
Кроме того, наши учёные, активно участвуя в работах цифровизации промышленных предприятий, имеют возможность дополнительного привлечения студентов к изучению соответствующего технологического оборудования на базе цифровых двойников. Так, в рамках сотрудничества ЮРГПУ (НПИ) с Новочеркасским электровозостроительным заводом и ключевым поставщиком цифровых решений для машиностроительных предприятий «2050 Интегратор» в реализации проекта «Цифровой завод НЭВЗ» студенты университета получают возможность ознакомиться с широким спектром используемых на заводе технологий — и это до прибытия к месту практики. Подобный комплексный подход позволяет организовать системное взаимодействие университетов и предприятий и обеспечить высокий уровень подготовки кадров, адаптированных к современным тенденциям рынка труда.