Почему начинать своё дело страшно, а предприниматель не тот, кем кажется

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
1 мая 2019, 00:00

Для южнороссийских студентов предприниматель — это скорее рискнувший и разбогатевший счастливчик, для самих бизнесменов — целеустремлённый человек, который не боится брать на себя ответственность. Исследование «Образ предпринимателя на Юге» выявило большие проблемы с примерами для подражания в этой сфере

Ключевые слова, характеризующие образ предпринимателя, у студентов и самих бизнесменов схожи, но имеют принципиальные различия
Читайте Monocle.ru в

Национальный проект, посвящённый развитию малого бизнеса и индивидуальной инициативы, предполагает большую работу по вовлечению в предпринимательство, а следовательно — по популяризации темы. А чтобы делать это эффективно, было бы неплохо понимать, что этому вовлечению сегодня более всего препятствует. И, в частности, какого рода проблемы в данном случае оказываются на первом плане — доступность ресурсов или особенности самого образа предпринимателя. Аналитический центр «Эксперт ЮГ» при поддержке партнёров — КБ «Центр-инвест», компании Amway, Гарантийного фонда Ростовской области — а также ряда университетов реализовал исследование «Образ предпринимателя на Юге: страх своего дела и стратегии его преодоления». Известны глобальные и федеральные исследования, посвящённые восприятию предпринимательства, нам же было важно дать разговору региональное измерение. 

Исследование было начато в феврале этого года и предполагало изучение образа предпринимателя в восприятии двух ключевых аудиторий — студентовстаршекурсников, которым буквально завтра уходить в самостоятельное плавание, и действующих предпринимателей, то есть людей, которые страх предпринимательства каким-то образом преодолели. Мы провели анкетирование 430 студентов нескольких ведущих вузов Юга: ДГТУ, ЮФУ, РГЭУ (РИНХ), ЮРИУ РАНХиГС, Южного университета (ИУБиП), Кубанского ГТУ. Анкеты нам также заполнил 101 предприниматель — собственник бизнеса. Частью проекта стали две конференции по его теме — в Ростове и в Краснодаре, а также около десятка персональных интервью. Вряд ли полученная картина в социологическом смысле будет являться исчерпывающей, однако понимание «узких» мест она даёт. 

Около 85% студентов хотят иметь свой бизнес  и около 55% готовы его открыть — это большой кредит доверия eu_2019_05_Part15.jpg
Около 85% студентов хотят иметь свой бизнес и около 55% готовы его открыть — это большой кредит доверия

Кажется, что сегодня в молодёжной среде существует большой кредит доверия к предпринимательству. Но это несколько другое предпринимательство, чем то, о котором говорят сами бизнесмены, а значит, главная угроза — обманутые ожидания, ставка на то, что не поможет стать предпринимателем, но повлечёт за собой лишний травмирующий опыт. Образ предпринимателя у студентов — сочетание высокого риска, успеха с элементом удачи, богатства, а отсюда — неумеренные страхи потерять деньги. Этот спекулятивный по своей сути образ могли бы скорректировать сами предприниматели — в их представлении о том, что они делают, на первом месте слово «ответственность». Эти две аудитории предъявляют разные запросы: первая — на знакомство с настоящим предпринимательством через образование, стартапы, конкурсы предпринимателей, вторая — на расширение через наставничество, акселераторы. И всем нужно больше историй успеха, больше примеров для подражания в своем регионе. И «больше» в данном случае — фигура речи, поскольку у молодёжи в этой сфере вовсе провал, что делает её благодатной почвой для спекуляций на теме бизнеса. Однако по порядку. 

Кредит доверия к предпринимательству 

Предлагаемые в анкете вопросы включали два больших раздела. Первый был посвящён выявлению различных личных мотиваций, связанных с предпринимательством, второй позволял выявить представление респондента о предпринимательстве и предпринимателях в целом. 

Первый вопрос для студентов: «Оцените своё желание иметь свой бизнес». Среди студентов варианты «однозначно хочу» и «скорее да» выбрали около 85% (см. график 1). Ещё 3% заявили, что у них уже есть свой бизнес. «Однозначно нет» ответили менее 1% студентов, колеблющихся — около 11%. По данным ВЦИОМ, молодежь — ещё не пуганая аудитория — имеет сегодня наиболее позитивное представление о предпринимательстве, что подтвердили ответы на первый же вопрос нашей анкеты.

Следующий вопрос был более конкретным — оцените не желание, а готовность открыть свой бизнес. И количество респондентов, выбравших ответ «однозначно готов», сократилось почти втрое по сравнению с количеством столь же однозначных оценок в первом вопросе — лишь 18% (см. график 1). Ещё 36,5% ответили «скорее да». Итого — около 55%. Из остальных 45% около 10% ответили «однозначно нет». И тем не менее зафиксируем — кредит доверия к предпринимательству достаточно высок.

Мы также попросили оценить свой уровень доверия к профессии «предприниматель». Варианты «высокий» и «средний уровень доверия» в обеих группах выбрали более 90% респондентов, поэтому интереснее всматриваться в детали. Например, 6% предпринимателей выбрали вариант «низкий уровень доверия — это непонятный вид деятельности», а ещё 2% предпочли наиболее жёсткий ответ «Нет доверия — это недостойный вид деятельности». Количество студентов, выбравших такие ответы, — менее 4%. Есть и ещё одно существенное отличие в том, как проголосовали группы. Дело в том, что высокий уровень доверия предполагал оценку профессии как престижной, а средний — как достойной. Так вот, для 50% бизнесменов быть предпринимателем — престижно, а вот для 59% студентов — лишь достойно. За престиж профессии отдали голоса лишь 37% студентов.

Отсутствие первоначального капитала для студентов очень важный барьер, даже для предпринимателей он на первом месте eu_2019_05_Part16-1.jpg
Отсутствие первоначального капитала для студентов очень важный барьер, даже для предпринимателей он на первом месте
Студенты думают, что для успеха в бизнесе нужны особые личные качества, а бизнесмены — что просто предпринимательские компетенции eu_2019_05_Part16-2.jpg
Студенты думают, что для успеха в бизнесе нужны особые личные качества, а бизнесмены — что просто предпринимательские компетенции
Предпринимателям надо помогать расширяться, студентам — познакомиться с реалиями настоящего бизнеса eu_2019_05_Part16-3.jpg
Предпринимателям надо помогать расширяться, студентам — познакомиться с реалиями настоящего бизнеса

Кроме капитала, нужна надёжные партнёры и поддержка близких

На вопрос о том, что вам мешает начать своё дело, допускался многовариантный ответ. Действующие предприниматели и студенты отвечали на него по-разному. Так, по версии предпринимателей, три главных препятствия для начала своего дела — «отсутствие первоначального капитала» (31%), «чиновничий бюрократизм» (25%) и «отсутствие надёжных партнёров» (19%). Тройка главных препятствий с позиции студентов выглядит иначе — «отсутствие первоначального капитала» (72%), «отсутствие опыта в предпринимательстве» (60%) и «боязнь неудачи в бизнесе» (27%) (см. график 2). Показательна и разница в степени единодушия при ответе на этот вопрос — для студентов оно характерно в гораздо большей степени, тогда как для предпринимателей картина мира немного сложнее. Они, например, не склонны переоценивать важность «отсутствия первоначального капитала». Интересно, что чиновничьего бюрократизма, отсутствия надёжных партнёров, информации о рынках, трудностей с получением кредита действующие бизнесмены боятся гораздо больше, чем студенты. При этом и боязнь неудачи в бизнесе и для них остаётся фактором, набирающим заметное количество голосов (14%). Нужно также заметить, что в этом вопросе 9% предпринимателей выбрали ответ «Иное» — в большинстве случаев они писали, что начать бизнес ничего не мешает. Студенты в этом пункте были менее многочисленны и указывали отсутствие свободного времени из-за учёбы, а также отсутствие «толковой идеи». 

Для студентов в бизнесе на первом месте возможность высоких доходов, для пред- принимателей — возможность реализации идей eu_2019_05_Part16-4.jpg
Для студентов в бизнесе на первом месте возможность высоких доходов, для пред- принимателей — возможность реализации идей
Угрозы внешнего давления предприниматели боятся даже больше, чем студенты  eu_2019_05_Part16-5.jpg
Угрозы внешнего давления предприниматели боятся даже больше, чем студенты

Далее мы попросили оценить имеющие у респондентов для начала своего дела ресурсы. В этом вопросе нужно было выбрать утверждения, с которыми респондент согласен. Ответы говорят о том, что главные ресурсы предпринимателей — готовность жертвовать свободным временем и умение разрабатывать бизнес-идеи. Со свободным временем всё в порядке и у студентов, а вот вторым по значимости ресурсом для них является как раз поддержка окружения. У учащихся объяснимое проседание в умении найти средства на реализацию бизнес-идеи, а вот в готовности к риску они не очень-то уступают действующим предпринимателям.

В ответах на вопрос «Что вы считаете главным фактором успеха в собственном бизнесе?» исследуемые группы оказались очень близки. Три главных фактора по версии предпринимателей выглядят так: наличие предпринимательских компетенций (57%), наличие особых личных качеств (56%) и наличие команды (53%) (см. график 3). В то же время студенты на первое место ставят наличие особых личных качеств (58%), знание законов и рынков (56%) и наличие команды (50%). Два из трёх первоОтсутствие степенных для данных групп факторов успеха совпадают. Показательно, что студенты думают, будто наличие предпринимательских компетенций можно компенсировать знанием законов и рынков. Кроме того, много голосов студенты отдали за доступ к капиталу (49%), а бизнесмены гораздо больше голосов, чем учащиеся, отдали такому фактору, как наличие наставника в бизнесе (31%). 

Условия в своём регионе бизнесмены оценивают заметно жестче студентов eu_2019_05_Part17-1.jpg
Условия в своём регионе бизнесмены оценивают заметно жестче студентов
Студенты оказались наиболее лояльны к системе образования в своем регионе, предприниматели — к системе налогообложения eu_2019_05_Part17-2.jpg
Студенты оказались наиболее лояльны к системе образования в своем регионе, предприниматели — к системе налогообложения

На вопрос о том, в какой области вам прежде всего необходима помощь для создания собственного бизнеса, респонденты-предприниматели наибольшее количество голосов отдали вариантам «в поиске клиентов и продвижении моих продуктов» (51%), «в поиске средств для реализации бизнес-идеи» (49%) и «в расширении сети полезных контактов» (44%) (см. график 4). У студентов самыми популярными стали варианты «в поиске средств для реализации бизнесидеи» (65%), «в управлении финансами, налогами, правовыми нормами» (44%) и «в изучении рынков, законов, инструментов управления» (36%). Показательно, насколько важным для студентов оказался вопрос финансирования; дефицит управления и знаний набрали гораздо меньше голосов. Впрочем, в этом ответе студенты активно голосовали по всему списку, а предприниматели были гораздо более сконцентрированными — они фактически сформулировали запрос на расширение своего бизнеса. 

Предпринимателей интересует самореализация, студентов — личный доход 

Следующий крупный блок вопросов был посвящён тому образу предпринимателя, который сформировался у двух целевых групп. Нам было важно разобраться, что именно более всего привлекает в предпринимательстве. Две группы оказались едины в понимании привлекательных сторон собственного дела — по крайней мере, из восьми вариантов  ответов на первые три места по значимости они поставили хоть и в разном порядке, но одни и те же ответы (см. график 5). Для студентов предпринимательство это, в первую очередь, возможность более высоких личных доходов (80%), затем — возможность реализации своих идей (64%) и возможность быть независимым в принятии решений (50%). Для предпринимателей же на первом месте возможность реализации своих идей (78%), а лишь затем возможность более высоких личных доходов (60%) и возможность быть независимым в принятии решений (57%). Нужно отметить, что группа предпринимателей, в отличие от студентов, достаточно много голосов отдала пункту «возможность принести пользу городу/региону/стране/миру» (41%). А среди студентов чаще выбирали пункт «Я просто считаю, что предпринимательство — это круто». 

Отвечая на вопрос «Что вас более всего отталкивает в предпринимательстве?», бизнесмены и студенты вновь были единодушны в главном. Два наиболее популярных ответа — риск личной финансовой нестабильности, который особенно значим для студентов, и угроза внешнего давления со стороны структур, которые не ценят бизнес, — у предпринимателей этот пункт собрал даже больше голосов (см. график 6). Важные различия просматриваются, если анализировать ответы на этот вопрос чуть глубже. Так, третий по популярности у действующих предпринимателей ответ — невозможность реализации своих идей: надо заниматься темами, которые не близки (17%). У студентов — общее непонимание того, как построить бизнес с миссией (25%). 

Предприниматели и студенты оценили свой регион

Мы попросили оценить условия для развития бизнеса в своём регионе. Первое, что бросается в глаза, — вариант «Скорее хорошие» набирает большинство голосов и у предпринимателей, и у студентов (см. график 7). А далее — важные детали. Например, среди предпринимателей в зоне положительных оценок 55% респондентов. Свой регион бизнесмены оценивают заметно жёстче студентов — например, вариант «условия плохие» выбрало 12%, в три раза меньше этот ответ собрал у молодёжи. У студентов, нужно заметить, была очень большой доля затруднившихся ответить на этот вопрос — 18%; очевидно, что в этой группе мнение о регионе зачастую просто не сформировано. 

Самым популярным ответом на вопрос о роли чиновников в развитии частного предпринимательства в регионе в обеих группах стал вариант «Затрудняюсь ответить». Чиновники «скорее помогают» — так считают 24% предпринимателей. Нужно сказать, что в целом люди, имеющие своё дело, оказались более лояльны к административным работникам, чем студенты. Хотя 22% выбрали ответ «скорее мешают», а 9% — вариант «Активно мешают». В группе студентов ответ «Скорее мешают» оказался самым популярным — почти 27%. В данном случае мы, видимо, имеем дело скорее с репутацией чиновничества, чем с реальным опытом взаимодействия с ним.

Бизнесмены формируют представление о предпринимательстве из личного опыта, студенты — в том числе из СМИ, блогов и образовательных программ  eu_2019_05_Part17-3.jpg
Бизнесмены формируют представление о предпринимательстве из личного опыта, студенты — в том числе из СМИ, блогов и образовательных программ

Мы предложили респондентам выбрать из предложенного списка благоприятные факторы для предпринимательской деятельности, с которыми они согласны. Студенты оказались наиболее лояльны к системе образования — ответ «система образования в моём регионе позволяет выработать необходимые навыки» выбрали 46% отвечавших. Примерно такой же процент действующих предпринимателей выбрал вариант «разобраться в существующей в моем регионе системой налогообложения вполне реально». Следующим по важности для предпринимателей стало утверждение «экономическая ситуация в моем регионе благоприятна», а для студентов — названный выше тезис о налогообложении. 

"больше внимания к предпринимательству в образовании" — заявляют 48% предпринимателей и 58% студентов eu_2019_05_Part18-1.jpg
"больше внимания к предпринимательству в образовании" — заявляют 48% предпринимателей и 58% студентов

Как формируется представление о предпринимательстве 

Далее мы спросили о том, какие каналы в наибольшей степени влияют на ваше представление о том, что такое предпринимательство. Логично, что «личный опыт предпринимательства» выбрали 82% предпринимателей. Второй важнейший канал информации для них — конкретный опыт близких знакомых (49%), третий — личный опыт наёмной работы с предпринимателями (31%). Для студентов опыт близких знакомых наиболее значим — 64%, далее идут информация из СМИ и блогов (41%), а также образовательные программы (35%). Если на личный опыт, получаемый респондентами, влиять довольно трудно, то на содержание образовательных программ и информационную среду — вполне возможно.

Один из немногих вопросов, мнения по которому принципиально разнятся у двух групп, — это вопрос «Есть ли в вашем регионе примеры для подражания в предпринимательстве?». Варианты ответа «Примеров много» и «Единичные примеры» набрали у предпринимателей по 31% голосов. Конечно, второй вариант ответа содержит отчасти негативную оценку: респондент признаёт, что примеров для подражания мало. Но ещё 22% бизнесменов выбрали вариант «Могу назвать десяток». У студентов с примерами для подражания сложности — 45% видят лишь единичные примеры, 24% вообще таковых не знают, ещё 9% уверены, что их почти нет. И лишь 20% респондентов этой группы могут «назвать десяток» или просто считают, что примеров для подражания в предпринимательстве много. В картине мира студентов, которая в целом очень позитивно настроена по отношению к бизнесу, есть большой пробел: примеры для подражания. 

Истории про разное предпринимательство 

Мы попросили каждого, кто заполнял анкету, охарактеризовать предпринимателя тремя прилагательными. Вот четыре эпитета, каждый из которых набрал более 10% голосов у предпринимателей — «ответственный» (17%), «целеустремлённый», «смелый», «успешный». У студентов более 10% набрали шесть слов — «рискованный» (20%), «успешный», «ответственный», «умный», «целеустремлённый» и «богатый». Пересечения налицо, но для предпринимателей всё же на первом месте ответственность, целеустремлённость и даже смелость, студенты же видят в предпринимательстве первым делом сочетание риска и успеха. Очевидно, что это совсем разные картины мира — в первой мы видим целеустремлённого человека, который берёт на себя ответственность, для чего необходима определённая смелость, во второй — рискнувшего человека, которому повезло, и третье слово «ответственность» в этой картине будет означать скорее ответственность, которую предполагает риск. Во второй группе слов, набравших от пяти до десяти процентов, у предпринимателей значатся слова «успешный», «активный», «свободный», у студентов — «уверенный», «состоятельный», «независимый», «решительный». У первых — история про человека, который вознаграждён за ответственность, у вторых — про приятные атрибуты выигравшего счастливчика. 

Подводя итог, можно было бы порассуждать о том, какое предпринимательство мы на самом деле хотели бы тиражировать — спекулятивное или ответственное? На месте личного опыта у студентов пробел, примеров для подражания они почти не знают — достаточно было бы обеспечить им коммуникацию с настоящими бизнесменами, и перезагрузка образа предпринимателя произошла бы естественным путём. Но где сегодня студент может встретить предпринимателя? Образовательный процесс такой возможности не даёт, в информационной среде предприниматель, мягко говоря, не центральная фигура, хорошо освещаемых региональных конкурсов для предпринимателей почти нет, сети коворкингов и инкубаторов для начинающих пока находятся на зачаточном уровне, темы наставничества студенты пока не понимают. Кредит доверия к предпринимательству у молодёжи довольно велик, в то же время это ещё довольно абстрактный образ, плохо подкреплённый как личным опытом, так и знанием примеров для подражания. На нашей конференции в Ростове один из выступающих указал на опасность психологических травм в распространённой сегодня ситуации, когда первое знакомство с предпринимательством случается необдуманно, «на хайпе» и мотивационных тренингах. Очевидно, что, если заниматься темой вовлечения в предпринимательство системно, нужно дать молодёжи более доступный и менее спекулятивный сценарий первого погружения. 

В картине мира студентов, которая позитивно настроена по отношению к бизнесу, есть большой пробел: примеры для подражания eu_2019_05_Part18.jpg
В картине мира студентов, которая позитивно настроена по отношению к бизнесу, есть большой пробел: примеры для подражания

Последний вопрос исследования звучал так «Что могло бы сделать образ предпринимателя в регионе привлекательнее?» Обе группы на первое место поставили ответ «больше внимания к предпринимательству в образовании» — так ответили 48% предпринимателей и 58% студентов. На втором месте у обеих групп ответ «больше публичных историй успеха» — так ответили 36% предпринимателей и 41% студентов. На третьем месте опять же в обеих группах оказался ответ «тиражирование программ поддержки стартапов» — 34% предпринимателей и 37% студентов считают именно так. Впрочем, в предпринимательской группе то же количество голосов набрала идея распространения акселерационных программ для бизнеса. А студенты активно голосовали за идею развития региональных конкурсов для предпринимателей.