Один из самых близких губернатору Ростовской области людей во властных структурах региона, Виталий Кушнарёв, карьера которого развивалась стремительно, досрочно покинул пост главы администрации Ростова в конце апреля. Полномочия мэра истекали вместе с полномочиями действующего состава гордумы, то есть в конце 2021 года, однако разговоры о досрочной отставке градоначальника пошли сразу после проведения чемпионата мира по футболу. За неделю до объявления отставки Кушнарёв ушёл в отпуск, а в одном из телеграм-каналов появились сообщения о том, что сразу после отпуска он намерен сложить с себя полномочия. Так и произошло на очередном заседании гордумы 23 апреля. При этом ещё в начале апреля работу Кушнарёва за 2018 год народные избранники признали удовлетворительной.
Сам Кушнарёв отказался комментировать по телефону «Эксперту ЮГ» причины своей отставки. Не прокомментировал он её и собравшимся в зале депутатам, лишь заметив, что «имеет на это право».
Конкурс на замещение вакантной должности ростовского градоначальника должны объявить сразу после создания конкурсной комиссии, которая будет образована 21 мая на очередном заседании гордумы.
Исполняющим обязанности стал первый заместитель главы администрации Алексей Логвиненко, который был назначен на свою должность в феврале. Его, кстати, сразу назвали одним из претендентов на пост градоначальника. До этого он работал на различных руководящих должностях в ресурсоснабжающих компаниях, а с 2006 по 2016 год замещал руководящие должности в управлении экономической безопасности и противодействия коррупции в областном ГУ МВД РФ.
«Пахарь» из Белой Калитвы
Виталий Кушнарёв — уроженец хутора Михайлов Тацинского района Ростовской области. Из этого же района родом и губернатор области Василий Голубев. Трудовой путь будущий градоначальник Ростова начал на шахте «Тацинская». Затем работал в администрации соседней Белой Калитвы — руководил группой по инвестициям, возглавлял отдел реструктуризации угольной промышленности, а затем и отдел промышленности и строительства администрации Белокалитвинского района. Однако карьера его резко пошла в гору с 2010 года, когда он перешёл на работу помощником только что назначенного губернатором Василия Голубева. Уже в 2012 году Кушнарёв становится заместителем, а затем и первым заместителем руководителя аппарата правительства области — управляющим делами. Ещё через два года его назначают региональным министром транспорта, а в ноябре 2016 он выдвигается на должность главы администрации Ростова. На этом посту он сменил другого ставленника губернатора Сергея Горбаня, который до этого также проработал в областном правительстве вице-губернатором. Горбань продержался на своем посту ещё меньше Кушнарёва — ровно два года (2014-2016).
Василий Голубев на одной из пресс-конференций рассказал, как он познакомился с Кушнарёвым. Знакомство случилось в середине 90-х годов, когда Голубев работал в одной из структур «Газпрома», где занимался в том числе строительством магистрального газопровода через территорию Белой Калитвы. Кушнарёв тогда приезжал в составе делегации из администрации города. Голубев сразу отметил его как человека трудолюбивого: «Он пахарь, не жалеет времени и сил. Я не знаю, хорошая это черта или плохая, но это так. При этом он коммуникабельный, но иногда слишком резко делает выводы». Тогда же губернатор заметил, что «настоящим градоначальником» Кушнарёв станет только через три года.
«Моё убеждение, что полноценным градоначальником можно стать только через три года после назначения, главой района — через два года, а заместителем губернатора — через пять лет. Чтобы делать выводы — должен пройти срок», — заметил тогда Василий Голубев. Выходит, что полноценным градоначальником в глазах губернатора Виталий Кушнарёв стать так и не успел.
Не повезло со сменой
Стоит отметить, что на долю Кушнарёва на посту мэра выпали суровые испытания, которые, впрочем, были обусловлены промахами его предшественников и накапливались годами. Например, в августе 2017 года на запущенной территории в районе Театрального спуска, в самом центре города, вспыхнул пожар, уничтоживший 118 домов. Почти 600 человек осталось без крова, один погиб. Проблемы этого района возникли ещё в советские времена, но «прорвало» их в разгар подготовки к чемпионату мира по футболу. «Главное, чтобы он это выдержал, и тогда будет легче», — отмечал тогда губернатор. Последствия пожара были оперативно устранены совместными усилиями всех ветвей власти, а также бизнеса, который «по просьбе администрации» предоставил для погорельцев квартиры в строящихся домах (например, застройщик «Югстройинвест» в микрорайоне «Красный Аксай»).
Таким образом, власть показала готовность быстро реагировать на проблемы и вызовы в режиме цейтнота при подготовке к крупному международному мероприятию. Однако затем в зоне ответственности ростовского градоначальника стали происходить куда более прозаичные неудачи. Например, к началу чемпионата мира городские власти не успели закончить реконструкцию одной из центральных улиц — улицы Станиславского.
В итоге часть улицы так и не была отремонтирована, смета выросла в полтора раза, а у жителей Станиславского возникли претензии к качеству выполненных работ.
Более серьёзный провал администрации случился в период реализации транспортной реформы осенью прошлого года. В ноябре этого же года ростовская прокуратура внесла в адрес Кушнарёва представление об устранении нарушений в сфере общественного транспорта. Основанием для прокурорской проверки стали многочисленные жалобы ростовчан на качество городских пассажирских перевозок. В ноябре 2018 года из-за этого свой пост вынужден был покинуть замглавы администрации Ростова по транспорту Евгений Лебедев. Провал начала транспортной реформы губернатор области тогда назвал «ошибкой транспортного блока администрации города». Вдобавок СМИ подозревали Лебедева в связях с учредителями одной из компаний-победителей муниципального конкурса «ИПОПАТ-Юг», ранее зарегистрированной в Удмуртии (в марте 2019 года эта компания перерегистрировалась в Ростове).
Не в то время и не на своём месте
«Часть городских проблем досталась Кушнарёву “по наследству” даже не от предыдущего градоначальника, это проблемы, накопленные десятилетиями», — отмечает политолог Центра региональных социально-экономических исследований Александр Джадов, добавляя, что должность мэра в нынешней её конфигурации (при отсутствии прямых выборов) должен занимать человек с опытом управления огромной структурой — человек с большим опытом руководства либо крупной компанией, либо региональным ведомством. «Было ощущение, что городская администрация запаздывает со многими решениями, потому что не выстроены адекватные формы обратной связи с гражданами», — считает г-н Джадов. По его словам, обратная связь может быть налажена разными инструментами: избираемыми районными советами депутатов, более эффективной работой электронной приёмной. Но этого не делалось. Кроме того, по мнению Александра Джадова, в отличие от предшественников, Михаила Чернышёва и Сергея Горбаня, Кушнарёв не был политиком и быть им «даже не пытался».
«Существующая система назначения сити-менеджеров была продиктована усилением вертикали власти, — говорит политолог Единого центра общественного наблюдения за выборами в Ростовской области Дмитрий Абросимов. — Губернаторам дали возможность расставлять своих людей на административные должности. Кушнарёв пришёл не как политик, а как технический руководитель».
Депутат городской Думы Ростова-на-Дону генеральный директор АО «Игма-Эко» Сергей Смирнов высказался более эмоционально: «Кушнарёва будут вспоминать в первую очередь в связи с чемпионатом мира по футболу. Ему повезло снискать лавры, о которых сначала мечтал мэр Михаил Чернышёв, а потом и сити-менеджер Горбань. Но я бы не назвал его любимцем публики. Виталий Васильевич прослыл технократом. И ещё: когда он приходил на должность, главным пунктом его программы была борьба с точечной застройкой. Посмотрите на город: разве видны результаты какой-то борьбы?».
Среди причин отставки опрошенные на условиях анонимности чиновники и депутаты Ростовской области отмечают частые проверки прокуратуры, которая активизировалась в отношении мэрии — запрещала выдавать разрешения на строительство в зонах с особыми условиями (в основном — в историческом центре). Также отмечают, что работу строительного блока администрации города буквально парализовали уголовные дела в отношении ряда застройщиков и главного архитектора города Романа Илюгина, которых подозревают в создании проблем, связанных с «обманутыми дольщиками». Уголовные дела возбуждены в феврале по статьям «Мошенничество» (в отношении застройщиков) и «Превышение должностных полномочий» (в отношении Илюгина) УК РФ.
Но один из главных подковёрных конфликтов между надзорным ведомством и мэрией, по свидетельству опрошенных, случился из-за заместителя мэра по вопросам ЖКХ Владимира Сакеллариуса. Он был назначен на должность в 2017 году, а до этого был депутатом Заксобрания. Владимиру Сакеллариусу принадлежит группа управляющих компаний «Квадро», которой руководил его сын. Прокуратура Ростова-на-Дону в 2018 году усмотрела в этом конфликт интересов, связанный с исполнением должностных обязанностей, и направила представление с требованием его устранить. Однако этого не произошло. Сакеллариуса в итоге отстранили от должности по решению суда. Однако затем администрация города добилась в суде высшей инстанции отмены этого решения. В ноябре 2018 года Сакеллариус был восстановлен в должности. Виталий Кушнарёв тогда назвал своего подчинённого «трудягой», который как никто другой разбирается в вопросах ЖКХ. Впрочем, ему, как и его начальнику, долго поработать на своём посту не довелось. 29 апреля Сакеллариус подал заявление об отставке «по собственному желанию».
При выборе сити-менеджера главный критерий — лояльность губернатору, считает председатель экспертного совета Фонда изучения электоральной политики Андрей Серенко. «Во всех регионах, где выбирают сити-менджера, конкурсная комиссия состоит наполовину из губернаторского пула. Этот институт абсолютно не отвечает требованием времени, поскольку крупные областные центры пытаются загнать в рамки сельского управления, ведь губернаторы преимущественно управляют именно сельскими территориями. Из-за этого городское управление деградирует, команда мэра сереет, городская инициатива слабеет. Сити-менеджер не только теряет инициативу, но и оказывается в роли бесправного чиновника», — полагает Андрей Серенко.