О том, с какими проблемами приходится сталкиваться и каких результатов уже удалось добиться в развитии «умной» инфраструктуры, «Эксперту ЮГ» рассказал вице-президент — директор макрорегиона «Юг» ПАО «Ростелеком» Денис Лысов.
— «Ростелеком» и другие госкомпании реализуют пилотные проекты по развитию «умной» инфраструктуры в ЮФО и СКФО. Какие направления, на ваш взгляд, «умнеют» в первую очередь?
— Сети уличного освещения, системы видеофиксации, ЖКХ, транспорт, безопасность. С одной стороны, сейчас во многих крупных городах России идёт согласование «дорожных карт» под реализацию конкретных программ, с указанием направлений, которые определяют сами администрации, и технологий, которые отражены в стандартах Минстроя РФ. В целом ряде городов Юга «Ростелеком» проводит мониторинг. Мы анализируем информацию и даём предложения по модернизации, определяем стоимость работ, участвуем в тендерах. По их результатам определяются компании, готовые инвестировать в «умные» проекты. С другой стороны, у нас уже есть первые итоги. Например, в Таганроге мы запускаем комплекс по управлению уличным освещением, с единым мониторинговым центром. Это позволит на 65 процентов сократить энергопотребление, дистанционно снимать показания с приборов учёта, контролировать несанкционированные подключения. В Белореченском районе Кубани экономия на аналогичном проекте составила порядка 70 процентов, почти наполовину сократились аварии на линиях электропередач. Во Владикавказе, который вошёл в список пилотных городов Минстроя РФ по созданию «умной» инфраструктуры, провели мониторинг и выявили, что нет очистных сооружений. Значит, сначала надо решать задачу по их строительству, а затем приступать к цифровизации города.
В Нальчике система фотовидеофиксации снизила аварийность на дорогах республики на 60 процентов и в два раза — смертность. Система видеонаблюдения работает и в Ростове-на-Дону. Там мы её серьёзно расширили к чемпионату мира по футболу, а в этом году на её платформе запустили сервис видеоаналитики внештатных ситуаций. В Астрахани успешно работает комплексный проект фотовидеофиксации и весогабаритного контроля. Аварийность снизилась почти на 20 процентов, смертность — на 30.
— Что, на ваш взгляд, мешает реализации «умных» проектов?
— Главный барьер — несовершенство законодательства. Федеральная программа «Безопасный город» обеспечена нормативной документацией: понятно, кто, как и за что в этом процессе отвечает. У проекта «Умный город» есть только стандарт с набором решений, но нет должной нормативной базы. Не определены ответственные за внедрение стандартов «умного города», не всегда понятны источники финансирования.
— Но ведь «Ростелеком» побеждает в конкурсах и инвестирует в развитие «умных» городов собственные средства, не так ли?
— Если мы говорим о работе в рамках выполнения энергосервисного контракта (как в Таганроге), то это совершенно понятная схема. Инвестор делает всё за свой счёт и, добиваясь экономии, возвращает вложенные в проект средства. Поскольку это история тендерная, то мы, победив в конкурсе, тем самым подписываемся под определённые условия (экономия, технологии, управление, мониторинг) и выполняем их. В итоге выигрывают все — «Ростелеком» как инвестор и оператор «умных» городов, местная власть и, конечно же, жители, активная вовлечённость которых в процесс управления муниципалитетами — один из главных элементов их цифровой трансформации.
— Как вы представляете себе идеальный «умный город»?
— «Умный город» — это, прежде всего, город инновационный. В нём легко, комфортно и безопасно не только нынешним жителям (и гостям), но и будущим поколениям. Это — долгий путь. Нельзя заснуть в «неумном» городе и завтра проснуться в «умном». Вот почему в мире, на наш взгляд, нет ни одного идеально «умного» города. При этом постоянно растёт число городов с современной цифровой инфраструктурой (инженерной, транспортной, социальной и так далее), едиными центрами управления муниципальными службами. Это происходит и в России. Например, в Ульяновской области есть Димитровград. Небольшой город, где проживает около 100 тысяч человек. Нам удалось создать единую систему управления объектами ЖКХ, наладить мониторинг всех приборов учёта ресурсов, добиться отличных показателей по энергосбережению, даже научить дворников обращаться с цифровыми сервисами. В итоге производительность коммунальных служб выросла более чем вдвое, число аварий снизилось в полтора раза. Этот опыт мы будем применять и на Юге.
— Насколько хорошо специалисты городских служб готовы к цифровизации?
— Наш подход также предполагает и обучение, подготовку кадров на местах для работы в новых, технологически сложных условиях. Сегодня любому специалисту для того, чтобы быть конкурентоспособным, надо учиться. В городах, куда приходим с «умными» проектами, мы работаем не только над повышением уровня образованности кадров, но и меняем отношение к коммунальным специальностям, делаем их более престижными. И такой подход чаще всего встречает понимание со стороны местных властей и непосредственных исполнителей.