Почему цифровая трансформация государства неизбежна

Евгений Ракуль
1 сентября 2019, 00:00

Внедрение цифровых сервисов в системе госуправления не только меняет требования к компетенциям госслужащего и подходы к работе с данными, но и создаёт в России предпосылки для реализации модели государства как платформы, что станет уникальным опытом в мировой практике

Читайте Monocle.ru в

В августе 2019 года в Ростове-на-Дону прошли курсы по программе повышения квалификации «Основы цифровой трансформации и цифровой экономики: технологии и компетенции». Организатор — Центр подготовки руководителей цифровой трансформации (Центр), структурное подразделение Высшей школы государственного управления РАНХиГС.

Центр создан по инициативе вице-премьера Максима Акимова и министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константина Носкова. Среди основных задач Центра — разработка и проведение образовательных программ для государственных и муниципальных служащих, с тем чтобы развивать их компетенции в сфере управления данными, цифровой трансформации, государственного управления.

Государственное управление — консервативная сфера. Её цифровизация  — один из вызовов сегодняшнего дня. Если бизнес воспринимает новые технологии легко, оперативно адаптирует свои процессы под новую реальность, то органы государственной власти зачастую скептически относятся к нововведениям. По мнению директора Центра Ксении Ткачёвой, это серьёзно замедляет взаимодействие по линии «государство — бизнес» и «государство — гражданин». Однако цифровая трансформация государства неизбежна.

— Как построена ваша программа, которую вы показали в Ростове?

— Программа «Основы цифровой трансформации и цифровой экономики: технологии и компетенции» рассчитана на шесть дней. Три дня участники самостоятельно изучают рекомендованные нами материалы, а затем три дня с утра до вечера мы работаем с ними на площадке. Обучение прошли почти 300 государственных и муниципальных служащих Ростовской области. Мы не питаем иллюзий, что за три дня можно научить человека чему-то кардинально новому или новой профессии. Цель — дать первое представление о цифровой трансформации, пробудить интерес к этой теме и желание учиться и узнавать новое в этом направлении. Если каждый госслужащий поймёт важность этой информации, госслужба и госуправление начнут меняться. Мы намерены продолжать работу в Ростовской области в этом и следующем году. Обучение продолжится на базе ЮРИУ (филиала РАНХиГС).

— Кто финансирует обучение?

— Обучение финансируется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В пилотном режиме мы начали  проводить программы осенью 2018 года. Обучили 273 сотрудника региональных и федеральных органов власти. С нынешнего февраля мы работаем уже за счёт бюджета.

В этом году должны обучить более семи тысяч человек в разных регионах. Госслужащие должны иметь  представление о том, что такое цифровая экономика и цифровая трансформация.

Госслужащий нового образца

— После того, как госслужащий прошёл ваш курс, что он должен делать для дальнейшего изучения вопроса?

— Наш слушатель может самостоятельно изучать различные материалы по нашим рекомендациям. К сожалению, в России и даже на международном уровне мало программ, которые учат работать с цифровыми технологиями в сфере госуправления. Для бизнеса таких программ много. Сейчас ощущается дефицит специалистов, которые знакомы с основами цифровой трансформации и знают нюансы госуправления. Поэтому если госслужащий будет развиваться в данном направлении, шансы сделать карьеру у него резко повысятся.

— Что должен уметь слушатель после прохождения курса?

— Мы позаимствовали у Сбербанка модель цифровой трансформации, она состоит из шести ключевых направлений. Первый блок — это работа с данными. Слушатели учатся собирать, хранить, обрабатывать данные и принимать решение на их основе. Второй блок — процесс. Можно научиться анализировать процессы, как их оптимизировать, как их делать лучше. Третий блок — инфраструктура и технологии. Слушатели узнают, как использовать технологии для оптимизации процессов и в целом. Четвёртый блок — сотрудники по отдельности и команда. Речь идёт об умении и готовности учиться, вырабатывать в себе определённый подход к восприятию информации, умение работать в команде. Пятый блок — модели. Целесообразно освоить умение строить модели, связки, процессы. Шестой блок — оргкультура: ценности и установки, которые способствуют трансформации. Дело в том, что очень часто консервативное отношение к устоявшимся правилам, процессам мешает воспринимать новое и что-то менять. Вот всё это и должен знать и уметь наш слушатель после завершения обучения.

— Одна из задач центра — подготовка руководителей цифровой трансформации — (CDTO, Chief Digital Transformation Officer). Как продвигается этот процесс?

— Мы считаем, что в каждом министерстве или ведомстве должен быть лидер изменений. Мы называем его руководителем цифровой трансформации. Человек, который вырабатывает стратегию, безусловно, определяет ход работы в дальнейшем, все составляющие её процессы. Такой руководитель выстраивает все процессы в нужном порядке, все остальные сотрудники, которые отвечают за работу с данными, внедрение и использование технологий и аналитики, входят в его команду.

 В регионах руководителем цифровой трансформации чаще всего становится вице-губернатор, который берёт на себя эти функции как дополнительные, или руководитель, который отвечает за инвестиции и экономику. Как вариант, по аналогии с федеральным уровнем назначают министра цифрового развития. Мы уверены, что в администрациях регионов должно быть отдельное направление по цифровой трансформации. Это либо подразделение, либо министерство, которое курирует цифровое развитие. Какой у него будет статус, не так важно. Важно, чтобы у него была политическая воля и возможности что-либо менять.

Сокращение госаппарата не за горами

— Как госслужащим работать по новым правилам?

— Мы учим госслужащих и муниципальных служащих становиться на место гражданина, который обратился к государству за услугой. Служащие должны соответствующим образом рассматривать и оценивать услуги, которые они оказывают населению, и сам процесс своей деятельности. Государство должно развернуться лицом к гражданину. Скорее всего, вы слышали о развитии государственных суперсервисов. Это перечень из 25 приоритетных жизненных ситуаций (от рождения ребенка до переезда в другой регион или подачи заявления в суд), когда гражданин обращается к государству, а государство должно выполнить требование. С помощью цифровых технологий гражданину будет легко и просто пользоваться такими суперсервисами. Например, если рождается ребёнок, выдаются свидетельство о рождении и СНИЛС. Пока родителю сначала выдают свидетельство о рождении ребёнка, а затем СНИЛС для него. Доходит до смешного: документы выдают в соседних зданиях, но, чтобы забрать второй документ, надо ещё пару дней подождать, пока сведения передадут из одного учреждения в другое. Государственные суперсервисы упрощают эти процедуры. Всё должно делаться автоматически и проактивно со стороны государства.

— Сохранится ли численность госслужащих при новом порядке работы?

В нацпроекте «Цифровая экономика» прописано сокращение государственных служащих на 25 процентов к 2024 году. И тут дело даже не в бюджете. В любом случае процессы будут оптимизированы, госслужащие будут заниматься не бумажной, а более интеллектуальной работой. Рынок труда меняется непрерывно, цифровизация только ускорит этот процесс и качественно изменит его. Вот сейчас мы наблюдаем дефицит экспертов, которые разбираются в теме, умеют интересно рассказывать, понимают особенности госслужбы, больших данных.

Россия может стать лидером в цифровизации госуправления

— Оцените степень цифровизации российских органов власти. Есть мнение, что, например, система госзакупок в России одна из самых передовых в мире.

— Да, это действительно так, и это не единственный пример. Портал «Госуслуги» уже сегодня — один из самых передовых государственных сервисов в мире. То же самое относится к системе налогообложения, к регистрации новых предприятий. Если сравнивать по простоте процедур и единству формы с зарубежными аналогами, мы в числе лидеров. Следующий шаг — переход к единой системе и платформенному решению на уровне госуправления.

Поясните, что это значит.

— Сегодня чрезвычайно актуальная задача — создание национальной системы управления данными. Это одна из систем, которая должна объединить все министерства и ведомства, сделать удобным обмен информацией между ними, предоставлять доступ к определённым сервисам бизнесу и гражданам. Пока все ведомства собирают и хранят данные по-своему, используя разные методы обработки. Локальные решения для совместной работы есть, следующий этап — единая система.

— Как скоро удастся сделать это?

Пока ведомства пытаются договориться между собой. Единая система должна обеспечивать стопроцентную безопасность данных. Там же будут персональные данные, протоколы обмена информацией между разными министерствами. Тем не менее, у нас есть общая цель — внедрить систему и начать работать в ней к 2024 году. Работа над концепцией системы началась ещё в Центре стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина. Предполагается трансформация госуправления с использованием возможностей, которые нам дают новые технологии. Один из авторов концепции государства как платформы — академический директор нашего Центра Мария Шклярук.

— В каких министерствах и ведомствах наиболее активно проходят изменения, связанные с цифровизацией?

— В Минздраве РФ уже есть руководитель цифровой трансформации. Это Елена Бойко. Минкульт РФ совместно с регионами создал платформу, на которой есть анонсы всех событий в сфере культуры. Разработку платформы возглавлял наш эксперт Тимур Олейников. На этой платформе выстраивается рейтинг регионов, активность региональных учреждений культуры оценивается по тому, как они информируют граждан о событиях культурной жизни.