«Эксперт ЮГ» организовал в мае обсуждение исследования «Образ молодого предпринимателя: новое поколение», которое было проведено в феврале-апреле 2020 года. Его ключевые выводы мы опубликовали в прошлом номере (см. материал «Новое поколение в бизнесе: понять и масштабировать»). Итоги проекта были презентованы самим молодым предпринимателям на межрегиональной онлайн-конференции. Весь наш проект был проникнут мыслью о том, что это поколение должно быть услышанным. Мы взяли для этого материала цитаты из выступлений на нашей конференции и цитаты из интервью.
Предприниматель в обществе: мифы, отношение, роль
Гоар Салафаниди, генеральный директор агентства digital-маркетинга «Трансинфо» (Краснодарский край):
— Молодым ребятам очень важны тренды. Им не столько важно зарабатывать деньги, сколько важна свобода, понимание, что они делают что-то полезное для общества, для мира в будущем. Вот это устойчивое развитие, этот тренд для молодёжи очень важен. Не просто работать, а работать в среде, которая экологична. То есть молодёжь очень много внимания уделяет среде. Чем старше мы становимся, тем сложнее нам разбираться с новым. И это проблема, потому что иногда разговор с молодым предпринимателем, с молодым клиентом может длиться 20 минут — и мы поймём вектор стратегии, а с заказчиком старшего поколения мы можем днями обсуждать. Я с большим уважением отношусь к бизнесу, который старается меняться. За последние два месяца большое количество бизнесов перешло в онлайн. Может быть, они никогда бы этого не сделали, а сейчас пришлось меняться. Думаю даже, что этот период карантина, изоляции, сблизил все поколения, потому что все объединились вокруг какой-то цели, выживания бизнеса.
Артур Хачикян, индивидуальный предприниматель, «Штефан Бургер» (Ростовская область):
— Когда я учился в университете, все хотели заниматься бизнесом, потому что было ощущение, что это какой-то лёгкий путь в богачи. А сейчас люди уже увидели, как живут предприниматели, увидели, что это не миллионеры, не самые богатые люди. То есть вполне может какой-то парень получать 100 тысяч и весь день пахать, и у него большой бизнес может быть, и кажется, что он миллионы зарабатывает. Сейчас бизнес где-то на стыке, там, где государство тратит деньги. Если ты бизнесмен, но не хочешь в чиновники, ты идёшь туда, где идёт расход бюджетных денег. Сейчас я не думаю, что много людей хочет заниматься бизнесом, по моим ощущениям.
Никита Кучмистый, индивидуальный предприниматель, компания «Светодизайн» (Краснодарский край):
— Для меня предпринимательство — это процесс развития себя как личности. И бесконечная проверка того, насколько я в себя верю. У людей выходные, у нас выходных нет. Это те жертвы, на которые мы идём, чтобы наше будущее было более свободным, лёгким, обеспеченным. В этом, наверное, и различие, — желание построить себя как личность, построить свой бизнес так, как хочется и отдавать себя целиком для этого, несмотря на лень, усталость. Признаюсь, здесь важно окружение. Почему такой низкий процент предпринимателей среди молодых людей? Просто, к сожалению, мы живём в обществе, где не поощряется успех, в отличие от американского общества, у нас не подталкивают наверх, а, наоборот, тянут вниз: ну куда ты лезешь, вот не надо, давай назад, здесь спокойно, тихо…
Кирилл Сагитов, основатель компании Kangaroo (Ростовская область):
— Кто такой вообще предприниматель? Это не тот, кто придумал проект и над ним работает. Предприниматель — это тот, кто в любой момент сможет придумать что-то новое, что-то изобрести, что-то как-то поменять, заработать и выйти из любой ситуации. Поэтому предпринимательство — это как точка стабильности, хотя часто говорят, что нет. Для обычных людей стабильность — это работа, а для меня…
Никита Алексеев, учредитель компаний «Атис Групп» и «Бобры» (Краснодарский край):
— Есть люди, которые борются с властью: вот, власть не права, надо какие-то палки в колеса вставить и так далее. Я так не мыслю: есть правила игры, есть государство, есть у каждого своя роль, а предприниматель — это человек гибкий, то есть он под эти правила подстраивается и даёт ту пользу, которую он может дать. Находим направления, ниши, какие-то проблемы, если мы это можем синтезировать у себя в голове, людей соединить и дать через это пользу, то наша социальная миссия в этом и заключается. Мы ищем, где проблема, и коммерчески выстраиваем из этого некий конвейер пользы для людей, потому что если мы выстроим плохо, у нас не будет прибыли, если выстроим хорошо, люди к нам приходят и дадут нам прибыль.
Александр Алаев, учредитель «Алаичъ и Ко» (Краснодарский край):
— Если ты ходишь на работу, независимо от того, какая у тебя зарплата, должность, последствия от твоих действий приведут в самом худшем случае к твоему увольнению. По сути, что может пострадать? Твоя личная гордость? Это максимум, что может с тобой случиться. А в предпринимательстве уровень ответственности иной, твоя гордость здесь вообще ничего не значит, ты отвечаешь за гораздо более важные вещи. Ответственность за всех ребят на себя берёшь, ответственность за то, что все вы вместе делаете. Вот мы идём по улице, мы же не знаем, кто предприниматель, а кто нет. Всё зависит от того, как человек себя ведёт и как хочет, чтобы его воспринимали в обществе. Я по себе скажу: я не стараюсь как-то отличаться. Если выделяешься, ты какое-то своё превосходство обозначаешь. У меня нет такой цели.
Яна Куринова, директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимателей:
— Наверное, молодые предприниматели — это клондайк для будущего развития государства, для будущего развития общества. То, что происходит сегодня, смогут вынести не все, не все останутся на плаву. Но только те, кто обладает набором компетенций, знаний, те, кто понимает психологию бизнеса, смогут выжить. Важно знать, что для многих известнейших компаний кризисные моменты были стимулом для нового развития. Я искренне надеюсь и верю, что все предприниматели, которые сегодня с нами на связи, смогут обратить происходящее в свою пользу. И мы как агентство поддержки предпринимательства всегда рады предложить вам свои продукты, начиная от консультаций и заканчивая финансовой поддержкой.
Андрей Губа, глава региона «Юг» компании Amway:
— Мы много инвестируем для того, чтобы быть актуальными для наших потенциальных предпринимателей. И самая главная задача — минимизировать риски, с которыми сталкивается предприниматель на самом начальном этапе. Это ярко было выражено в исследовании. Начинать всегда непросто. На начальном этапе, когда ты не имеешь огромного товарооборота, мы можем выплачивать больше денег. Наша программа «Бизнес плюс», благодаря которой вознаграждение наших новичков на старте увеличивается в первые год-полтора на 60 процентов и больше, даёт свои результаты. Когда четыре года назад мы стартовали с этой идеей, у нас в России было 18 процентов молодёжи в бизнесе — от 18 до 35 лет — сейчас эта цифра приближается к 30 процентам. Сейчас за счёт опыта других, успешных или неуспешных примеров, мы можем взвешивать все риски. Более доступно стало обучение, твои «скиллы» не являются нулевыми на старте. Раньше предприниматели, засучив рукава, сразу бежали в бой, а нынешнее поколение взвешивает очень много.
Мария Христолюбова, заместитель начальника управления по работе с малым и средним бизнесом банка «Центр-инвест»:
— «Центр-инвест» работает со стартапами достаточно давно, и на рынке мы являемся лидером не только в регионе, но и в стране. Не боимся, рискуем, работаем, поддержали более 700 успешных проектов. И успех этих проектов, наверное, не только в финансовой поддержке, но и в работе в сфере наставничества. Новое поколение предпринимателей умеет выживать, его бизнес более гибкий, приспосабливаемый, он очень активно занимает новые ниши, потому что крупные игроки уходят, ниши освобождаются. Это непрерывный поток. А вот в посткризисный период это особенно ярко видно по количеству обращений по поводу новых проектов. Современный предприниматель — это представитель того поколения, которое готово к «вау-бизнесу», к бизнесу, который должен жить в постоянных инновациях, в постоянных трансформациях и, естественно, в условиях непрерывных кризисов, которые мы с вами чувствуем.
Государство и среда: условия для предпринимательства
Виктория Ручка, директор компании «Гамма» (типография, Краснодар):
— Среда, в которой мы предпринимаем и создаём бизнес, изменится. Возможно, это будет другая страна. В последнее время количество людей, которые кричат мне о том, что надо отсюда валить, растёт просто в геометрической прогрессии. Потому что на данный момент среда, в которой мы работаем в России, максимально агрессивная. Знаете, что ощущают люди в такой среде? Что мы не нужны. Если вы хотите, чтобы был интерес к предпринимательству и чтобы он возрастал, нужно воспитывать его с детства. Путь предпринимателя — это череда ошибок и успехов. И если ты изначально боишься делать ошибку, ты вообще на этот путь не ступишь. Лучше я пойду работать на какого-то дядю, получать свои 30 тысяч рублей, зато меня ругать не будут, я не накосячу. Потому что у меня есть чёткий алгоритм. У предпринимателя такого алгоритма нет — это постоянная креативная работа — ты сталкиваешься с разными ситуациями, из которых тебе нужно находить выход. Сейчас, чтобы предприниматели не погибали на уровне только зачатка идеи, нужно создавать среды, где они могут расти.
Никита Кучмистый, индивидуальный предприниматель, компания «Светодизайн» (Краснодарский край):
— Государство не совсем знает, что нам нужно. Ну. есть сверху какие-то указания что-то улучшить, а что конкретно и как, в каких сферах, как подтолкнуть — нет понимания. Плюс отсутствие должного образования, сейчас образование — это долго, и оно не работает, нужно что-то более конкретное, что-то в более узких областях. Плюс формирование некоего образа предпринимателя для молодого поколения — оно, к сожалению, образцов для подражания мало имеет. Они только появляются. Чтобы разбудить интерес, государству нужно формирование некоей базы, основы, начиная со школьной скамьи. Мы же знаем, как в Советском Союзе воспринимался предприниматель, сейчас всё поменялось, и должно быть так, чтобы оно поощрялось.
Кирилл Сагитов, основатель компании Kangaroo (Ростовская область):
— Начнём с того, что у предпринимателя с государством сейчас всё нормально. Потому что выделяются огромные суммы для проведения мероприятий, на то, чтобы завести новых предпринимателей, как-то увлечь в эту сферу. Ну и понятное дело, ради чего это все — потому что 40 процентов налогов — это налоги от предпринимателей. Государство сейчас невероятно лояльно, старается поддержать всех.
Никита Алексеев, учредитель компаний «Атис Групп» и «Бобры», Краснодарский край:
— Государство не везде успевает, это огромная машина, медленная. А мы более юркие. Общество меняется каждый день. И мы просто быстро находим новое, нам нужно кормить семью, себя, закрывать какие-то свои хотелки. А с другой стороны, вокруг есть люди интересные, и хочется, чтоб мы как одна команда были. Очень здорово, когда объединяются сильные люди и что-то создают. Вот предпринимательство — это создание активов, либо это активы нематериальные, либо материальные. Если мы сделаем что-то не то, клиент скажет, вы какую-то чушь делаете, ребята, я же вам деньги плачу. И мы вынуждены перестраиваться. И это хорошо, ты вынужден очень быстро читать, учиться, общаться с людьми и делать, делать, делать — это закаляет характер и приносит пользу другим людям.
Александр Алаев, учредитель «Алаичъ и Ко», Краснодарский край:
— Я не обсуждаю те вещи, на которые не могу повлиять. То есть политика меня в принципе не интересует, так же как меня не интересует религия — я не вижу какого-то своего влияния на эти вещи. Более того, я не хочу на них влиять. Я принимаю ту ситуацию, которая у нас есть, как данность. В какой бы ты стране ни жил, ты должен принимать правила, установленные там. Никто не лезет со своим уставом в чужой монастырь. Тебе не нравится что-то в России — уезжай. Если тебе там больше нравится, в чём я сильно сомневаюсь.
Александр Куянцев, генеральный директор Indjini (Ростовская область):
— Не понимаю до конца наше государство, но, честно говоря, в последнее время оно нас поддержало. Потрясающий инструмент, на мой взгляд, это Региональная лизинговая компания, благодаря им мы и смогли обновить своё оборудование. Это невероятно компетентные ребята, то есть я был удивлён. То, что здесь есть эффективные программы, это плюс, конечно, есть и предпринимательская среда. И хочется развиваться дальше. Предприниматель мне нравится по своей натуре тем, что мы всё-таки те, кто не сильно будет жаловаться на обстоятельства. Да, понятно, всегда есть трудности какие-то, порядочные и непорядочные люди — это жизнь. А у нас есть свои планы, цели и ценности, которые мы хотим воплотить. Настоящий предприниматель это не тот, который стремится только заработать, это тот, кто хочет что-то выше и больше сделать.
Злата Степанова, руководитель стоматологической клиники Loldent (Ростовская область):
— Мне очень понравилось, что одним из основополагающих качеств предыдущего поколения предпринимателей было трудолюбие, но вы обозначили и проблему — нарциссический инфантилизм нашего поколения. Когда мы считаем, что всё должно быть у нас на блюдце, не должно быть никаких проблем у предпринимателей: и государство, и люди — все должны нам помогать. Так не бывает. Нужно не забывать, что работа — это всегда труд. Мы избалованы всякими веяниями из Инстаграма, мол, работа не должна приносить никакой усталости, «люби своё дело — и не будешь работать ни одного дня в жизни». Конечно, это неправда. Наши предки умирали от работы, это в любом случае физический труд, психологический, эмоциональный…
Иван Базин, руководитель Университета профессионального образования (Краснодарский край):
— То, что сейчас много высшего образования, не значит, что люди грамотные. В нашем поколении очень много людей с высшим образованием работают продавцами и предпринимателями. Государство предпринимает меры по поддержанию рабочих профессий. Сейчас хорошего электрика либо сварщика найти непросто. Государству сейчас невыгодно высшее образование. Думаю, в дальнейшем будут предлагаться именно узкоспециальные рабочие профессии. В принципе, я с этим согласен. Меня одно удивляет в нашем предпринимательстве — нет общения между предпринимателями. Нет культуры предпринимательской у нас. Поодиночке мы ничего не сможем сделать, только вместе.