Мы возвращаемся к рабочим будням, режим самоизоляции почти закончился, организации начинают возвращать сотрудников в офисы. Если следовать общемировым трендам, уже после выхода из самоизоляции, куда все переместились в разгар экономического кризиса, нас ожидает глобальное снижение количества рабочих площадей с одной стороны, а с другой — рост новых форматов организации рабочего пространства.
Традиционные офисы в кризисе
В числе главных пострадавших после самоизоляции окажутся традиционные офисы. Мир рабочих пространств уже не будет прежним, и мы начнём пересматривать своё представление об аренде, а рабочие места изменять свою суть — вследствие этого произойдёт переосмысление самого формата. Позиции офисов сейчас подрывает то, что ещё недавно казалось основой стабильности и надёжности — долгосрочная аренда. Многие компании уменьшают количество арендованной для работы площади, оптимизируют издержки и оставляют часть сотрудников на «удалёнке».
Интересно то, что необходимость в офисном пространстве ещё несколько месяцев назад была незыблема, но любой кризис задаёт новые непривычные вопросы, требующие срочных ответов. И вот теперь приходит осознание того, что, оказывается, и не всем компаниям так уж и нужно офлайн место, где можно собирать всех сотрудников, и руководители думают, просчитывая расходную часть на аренду, правильно ли была организована у них работа во времена до пандемии, на чём можно сэкономить и что можно оптимизировать. А перед сотрудниками уже ставится вопрос, насколько эффективно они расходуют своё рабочее время в офисе и можно ли то же самое делать дистанционно без затрат времени на дорогу.
Кризис сильно изменит рынок офисной недвижимости в пользу гибких решений. Это станет вполне очевидным шагом для всех, кто уже начал перестройку принципов работы штатных сотрудников. Ведь даже те организации, которые раньше могли позволить себе содержать большой офис и сотрудников в нем, сейчас будут сокращать работников или, в лучшем случае, переводить их на «удалёнку». Например, упомянутые компании сферы ИТ, которые перешли на дистанционный режим работы заранее, когда это ещё казалось лишней «перестраховкой», получается, потратили это время на комфортную адаптацию к новому формату работы. И сейчас ясно, что возвращаться в офисы они не торопятся, да и не особо планируют. В Ростове всё чаще появляются объявления о сдаче помещения в аренду, а сайты объявлений пестрят свежими предложениями на освободившиеся площади.
Самое популярное решение об изменении традиционных опенспейсов — разделение пространства перегородками из стекла. Другой вариант, более бюджетный — перегородки из дерева в высоту человеческого роста. Это обеспечит разделение пространства в целях безопасности, но и оставит опенспейс. Например, для коворкинга в главном зале «Кластера C522» я выбрал формат уменьшения количества посадочных мест и возведения нестационарных перегородок высотой 500 мм прямо на больших общих столах. Это обеспечит необходимые нормы работы и противовирусной безопасности пользователей, а при необходимости такие перегородки можно легко демонтировать, сохраняя возможность пространства к трансформации — именно этим всем так полюбился формат опенспейс.
Гибкие офисы наступают
Ещё один интересный аспект в контексте общемировых трендов коснётся большого спроса на popup-офисы. Это формат рабочих пространств, который может образоваться в любом, даже мало для этого подготовленном пространстве. Отличительной чертой таких пространств является быстрота организации рабочей зоны: привезли мебель, подключили технику — работа началась. Компании, которые перевели свой штат на удалённую работу, могут пользоваться как самостоятельно организованными офисами, так и использовать существующие форматы для развертывания своих временных офисов. Здесь я имею в виду как классические коворкинги и переговорные с почасовой или поденной оплатой, так и совершенно экзотический формат офисов, который раньше мы могли ассоциировать только с компаниями-стартапами — popup-офисы. Такие необычные рабочие зоны смогут появляться и исчезать за один день в «неофисных» пространствах, таких как торговые центры, залы ресторанов, магазины и, конечно, уже снискавшие всеобщую славу как места для бизнеса частные гаражи. Спрос на подобные форматы породит новые решения в офисной отрасли в целом.
До недавнего времени на смарт-офисы и коворкинги приходилось меньше 1% аренды (по статистике компании SOK). А сейчас мы можем наблюдать, как традиционные арендодатели находят выход для заполнения пустующих пространств и обращаются к операторам неклассических офисов (коворкингов и лофт-пространств) с предложениями о сотрудничестве. Первым нужна помощь с заполнением пустующих помещений и, как следствие, сохранение непрерывности потока от аренды, вторые идут по пути максимально интересного предложения для рынка и привлечения большего числа клиентов. Без учёта последних изменений в течение двух лет они прогнозировали двукратный рост предложения на рынке. Новая, образованная на стыке форматов модель вполне может оказаться спасительной для классических арендодателей.
Не исключено, что послековидный кризис существенно ускорит проникновение новых форматов офисов, а традиционная офисная аренда уйдёт в прошлое. Офисы станут гибкими. На рынке, помимо ставших уже привычными для России текущих предложений операторов — фиксированных, нефиксированных мест в коворкингах, — появятся предложения нового типа, которые уже получили широкое распространение на рынках США и Европы. Например, в Москве у ключевых операторов уже наблюдается новая услуга организации tailor-made-офисов (под одного клиента), но с тем же уровнем сервиса и, что важно, на таких же гибких условиях — никаких долгосрочных обязательств и бытовых вопросов. Аналогичное предложение можно встретить и в Ростове, например уже несколько лет такой формат выбран как основной в пространстве «Место». Управляющая компания закладывает все сервисные сборы в стоимость аренды, и арендатор пользуется всеми благами офисной инфраструктуры, не отвлекаясь на бытовые вопросы.
Московские тренды на подступах
Последние два года офисный рынок Москвы демонстрировал постоянный рост. Офисная недвижимость была вторым по популярности сегментом после торговой (25% офисы и 30% торговая соответственно, по данным ЦИАН). За 2019 год объём введённых в эксплуатацию площадей увеличился в 3 раза по сравнению с 2018 годом. А на 2020–2023 годы запланирован ввод в эксплуатацию 1,4 млн кв. м. Сейчас становится понятно, что такое количество площадей вкупе с ковидной действительностью станет диктовать необходимость в переформатировании самого понимания работы с офисными пространствами. Павел Мельников (основатель компании «Делатели. Офисов», которая специализируется на создании культовых рабочих пространств в Москве) выделяет 3 тренда новых офисов: минимализм и шик, изолированный конформизм и мобильный офис.
Постапокалиптический минимализм и шик. Когда большая часть сотрудников останется на «удалёнке», а работа офиса компании необходима для взаимодействия с клиентами, то такое пространство должно быть направлено на единственную функцию — быть местом для встреч. А основной задачей будет необходимость произвести впечатление на клиента. Такие офисы превратятся в своего рода «бутики». Они могут быть маленькими, но очень чётко должны дать понять клиенту, с кем он имеет дело. Это будут витрины бизнеса.
Изолированный конформизм. Такой офис будет контрольным выстрелом в опенспейсы — общие рабочие места, вопросы к которым появились уже давно. Офис представляет собой плотную посадку в изолированных комнатах для работы каждого сотрудника в отдельности и с небольшими общими зонами для смены обстановки. Чёткая нарезка на юниты будет диктовать новую стилистику пространства. Студия на одного или двоих. Этот сценарий возможен для компаний, которые имеют большой штат, и важно, чтобы сотрудники находились в одном месте.
Мобильный вариант в условиях неопределённости. Это уже даже не офис, а сценарий, который представляет собой набор мебели, закрывающий все необходимые потребности — от стойки ресепшена и гардероба до тумбочек и полотенцедержателей. Владельцам компаний, которым подойдёт такое решение, нужно будет только найти помещение, а всё остальное заказать у компании-поставщика комплексной офисной мебели в едином стиле.
Пространства для дистанционной работы
Никто не знает, сколько сотрудников вернётся после самоизоляции в офисы. По данным аналитического центра НАФИ, только 20% компаний, которые работали последние месяцы дистанционно, готовы сохранить такую форму работы по окончании вынужденного перехода на «удалёнку». Работа дома, в обстановке, где ты обычно спишь, ешь и проводишь досуг, проводишь время с семьёй и детьми — не самый лучший опыт, с которым столь многие столкнулись в последние месяцы. Рассмотрим альтернативные пространства для дистанционной работы.
Классические коворкинги. Уже 8 лет прошло, как в Ростове открылся первый офис формата «коворкинг», но до сих пор немногие используют такие рабочие зоны. Коворкинг пока — это чаще опенспейс-офис, оборудованный большим количеством посадочных мест в едином пространстве. Он может иметь смежные переговорные, скайп и кухонные зоны. Иногда опенспейс чередуется с ячейками мини-офисов.
Кафе как новые коворкинги. Вы сохранили дистанционный формат работы, вас не ждут в офисе, но и дома места вы себе не находите. Выходом становятся кафе, где есть открытый стабильный вай-фай канал, а каждое место оборудовано розеткой. В таких местах стоимость рабочего места уже включена в стоимость меню. Зачем сотруднику на удалёнке ездить в центр ради рабочего места, если ближайшее кафе отвечает минимальным требованиям офиса, и такие «офисы» можно менять хоть каждый день?
Конечно, изменение формата офисов имеет свои пределы. Практически все компании построены на взаимодействии людей, а людям, соответственно, необходимо обмениваться информацией, подпитываться энергией и идеями. В классических пространствах для работы на одном месте важную роль играют коммуникационные зоны. Развитие этих зон особенно актуально, когда общественные пространства закрыты, а люди устали сидеть в квартирах. Классический тимбилдинг, корпоративы или просто разговор за утренним кофе теперь станут намного актуальней и будут напрямую влиять на работоспособность сотрудников. И именно классические офисные пространства с их столами для работы, конференц-залами и кухонными зонами обеспечат нам комфортную работу после пандемии.