В начале июня мэрия Краснодара объявила о том, что разработчики — петербургский НИИ перспективного градостроительства — окончили работу над генпланом города. Следующий этап — общественное обсуждение проекта и, по идее, его принятие. Оценить это событие, не погружаясь в контекст, не получится.
Почему генплан нужно было переделывать. Действующий генплан Краснодара был разработан в 2004-2007 годах и окончательно вступил в силу в 2012 году. Он изначально не устраивал никого. Как нам рассказывали, любой застройщик открывал документ и видел, что он не соответствует реальности — на месте, где в плане предусмотрены, например, рекреационные зоны, уже стоит жильё. Это были годы бурного развития жилого строительства в Краснодаре. Напомним, это единственный крупный город в стране, который за десять лет увеличил население примерно на 250 тысяч жителей. Но у этого развития была своя цена — например, 24 место в мире по количеству автомобильных пробок.
Почему провалилась первая попытка принять изменения к генплану. Вообще-то изменения должны были быть приняты ещё до конца 2016 года — к тому времени публичные слушания длились уже год. И это был тот случай, когда городское сообщество фактически завернуло новую версию документа, найдя поддержку у только что назначенного губернатора Кондратьева. Общественники рассказывают, что в том варианте генплана город буквально становился красным от жилой застройки. Якобы лоббисты от застройщиков надеялись протащить этот вариант генплана в период, когда мэр Владимир Евланов уже уходил, а его преемник Евгений Первышов ещё пытался сориентироваться в происходящем. Но был создан градостроительный совет при губернаторе, на котором общественников услышали. Губернатор вообще сделал ставку не столько на бизнес, сколько на общество, это были новые правила. Генплан отправили на доработку, а глава департамента архитектуры и градостроительства города вместе с главным архитектором стали ритуальными жертвами — были отправлены в отставку.
Какие проблемы города вышли на первый план. На самом деле значение дискуссии 2016 года было сложно переоценить, потому что впервые со всей остротой прозвучали проблемы развития города. Сразу скажем, что это были вполне типичные проблемы — дефицит обеспеченности жилья социальной, инженерной, транспортной инфраструктурой, зелёными насаждениями. Однако, во-первых, феноменальные темпы роста придали проблемам Краснодара порой катастрофический масштаб, во-вторых, это был первый пример, когда власть и общество объединились в желании с ними справиться — в ситуации, когда другие города — Ростов тут яркий пример — ничего не пытаются делать, имея те же проблемы по списку.
Какова идейная основа генплана. Вообще-то генплан 2012 года разработан до 2025 года, то есть формально оснований для разработки нового документа нет — речь идёт о коррективах к генплану. Однако, по сути, это именно новый генплан. Разрабатывался он в ситуации, когда на федеральном уровне создана матрица национальных проектов, на региональном уже принята стратегия социально-экономического развития Краснодарского края, на муниципальном — разработана (хотя и не принята) стратегия развития города. Это считается хорошей практикой: когда генплан отражает — а точнее, заземляет — ключевые идеи стратегии. Главная идея для города была сформулирована уже в стратегии развития Кубани — агломерационное развитие. Так, разработчики посчитали, что нынешняя территория города позволит вместить не более 2,2 млн человек, а агломерационное развитие даст возможность достичь 3,2 млн к 2040 году. В основе концепции агломерационного развития — идея полицентрического развития города через создание сети индустриальных парков (11 на всей территории), крупных спортивных объектов, рекреационных зон (как минимум трёх). В идеале планируется выделить 12 центров, в которых жителям в радиусе пятнадцатиминутной доступности будут доступны исключительно все блага большого города.
В чём принципиальная новизна генплана. Неформально этот документ уже называют «генпланом в пользу жителей». Задачей было выровнять городские дисбалансы, которые сложились в результате строительства колоссальных объёмов жилья, не обеспеченных разного рода инфраструктурой. Например, обеспеченность спортивными объектами в Краснодаре составляла 4% от нормы — говорят, что все недостающие 96% в генплане нарисованы. Далее, в нём заложено в десять раз больше места под общественные зелёные пространства, чем в предыдущем. Причём это не рекомендации, к которым можно не прислушиваться. Прецедент этого генплана состоит в том, что зелёный каркас города прописан в утверждаемой части документа — общественники говорят, что бились за это много лет.
В чём роль общественников. Краснодар вообще отличается большой активностью городских сообществ. Нам доводилось слышать, что это не только плюс города, но и его минус, поскольку многим кажется, что с частью активной общественности просто невозможно ни о чём договориться. И всё же прецедентностью нового генплана называют то, что он писался питерцами фактически вместе с общественниками. Упоминаются общественные движения «Помоги городу», «Городские решения», «Экологическая вахта по Северному Кавказу». Собственно, в своё время именно краснодарские общественники подключили питерских специалистов к дискуссии о генплане города. А потом с ними же идеи в жизнь и воплощали. Несколько активных общественников теперь работают в краснодарской мэрии — например, архитектор Наталья Машталир и ростовский эколог Александр Водяник. И, тем не менее, единоборство системы и общественности никуда не делось, поэтому будет интересно, как пройдёт общественное обсуждение генплана, написанного «в пользу жителей». Если правы оппоненты краснодарских активистов, то общественники могут раскритиковать и его.