Ильский НПЗ на пороге индустриального прорыва

Павел Тамагут
1 октября 2020, 00:00

Ильский НПЗ (КНГК-ИНПЗ) находится в активной фазе модернизации, которая началась в 2018 году. Предприятие, которое является одним из крупнейших комплексов нефтепереработки юга России, готовится закрепить своё лидерство в отрасли и освоить новые рынки сбыта

ФОТО ИЗ АРХИВА КОМПАНИИ
Генеральный директор ООО «КНГК-ИНПЗ» Дмитрий Кибирский
Читайте Monocle.ru в

Согласно программе технологического развития, завод уже в следующем году вдвое увеличит мощность переработки, а к 2024 году планирует выпускать продукцию высоких переделов: автобензины пятого класса и индивидуальные ароматические углеводороды — сырьё для синтеза важнейших химических веществ. Подробнее о пути развития Ильского НПЗ рассказал генеральный директор ООО «КНГК-ИНПЗ» Дмитрий Кибирский.

— На каком этапе сейчас находится техническое перевооружение Ильского НПЗ?

— В настоящее время на заводе завершается строительство новой установки первичной переработки нефти ЭЛОУ АТ-6, которая позволит нам увеличить производительность предприятия более чем в два раза. Если сегодня суммарная мощность установок завода составляет 3 миллиона тонн нефти в год, то с пуском новой АТ-6 предприятие сможет перерабатывать вдвое больше, до 6,6 миллиона тонн сырья в год. Сейчас на площадке ведутся монтаж технологических трубопроводов и запорно-регулирующей арматуры, обвязка смонтированного оборудования, подготовка к гидравлическим испытаниям, выполняется прокладка инженерных систем. Пусконаладочные работы на ЭЛОУ-АТ-6 запланированы на конец 2020 года.

Большой комплекс работ был проведён и на приёмо-сдаточном пункте — сейчас он готов принимать суммарно 5,5 миллиона тонн сырья. На проектный уровень загрузки ПСП — 6,5 миллиона тонн нефти в год — мы выйдем через год после завершения всех мероприятий.

Параллельно ведётся подготовка к строительству комплекса производства бензинов и ароматических углеводородов (КПААУ). Это второй этап программы модернизации, который мы планируем завершить к 2024 году. Комплекс сможет производить автобензины класса «Евро-5» и ароматические углеводороды, востребованные в нашем регионе. Ассортимент продукции Ильского НПЗ дополнят высокооктановые бензины, а также пропан-бутан автомобильный, который используется в качестве автомобильного топлива, технический бутан (для коммунально-бытовых нужд) и смесь ксилолов. Последние применяются в химической промышленности, например, в производстве лаков и красок. Блок ксилолов позволит нам в дальнейшем осваивать новые направления деятельности, связанные с выпуском сырья для нефтехимических производств.

— Будет ли продолжено строительство новых мощностей после 2024 года?

— В нашей программе развития Ильского НПЗ предусмотрена возможность производства дизельного топлива, после пуска КПААУ у нас для этого появится всё необходимое. Причём если раньше мы планировали сначала завершить строительство комплекса, а уже потом приступить к строительству установок гидроочистки дизельного топлива, то сейчас прорабатывается возможность параллельной реализации двух проектов.

— Что последует за строительством установок гидроочистки?

— После реализации названных этапов программы у нас останется вопрос по переработке мазута, который сейчас экспортируется в качестве сырья для более высокотехнологичных производств. Наша цель — самостоятельная переработка мазута с разделением на вакуумные газойли и гудроны, каждый из которых впоследствии может перерабатываться отдельно с получением светлых продуктов. В этом случае мы уже говорим о гидрокрекинге и каталитическом крекинге. Сейчас мы как раз пытаемся определить, какой набор процессов оптимален для переработки тяжёлых остатков. В целом Ильский НПЗ идёт по «классическому сценарию»: сначала развитие первичной переработки, потом получение товарных бензинов, далее — строительство и запуск гидроочистки дизельной фракции и производство элементарной серы и, наконец, полная переработка всей нефти с учётом тяжёлых остатков.

— Куда планируете поставлять продукцию после расширения товарной линейки?

— На данный момент до 60 процентов продукции Ильского НПЗ направляется на экспорт. После запуска КПААУ прямогонный бензин станет сырьём для производства моторных топлив «Евро-класса». Как я уже говорил, в первую очередь мы планируем наполнить высокоэкологичным сырьём внутренний рынок. Сейчас на Кубани не производятся собственные бензины «Евро-5», и мы собираемся продукцией Ильского НПЗ закрыть внутренние потребности региона.

— Будет ли развитие Ильского НПЗ способствовать укреплению индустриальных позиций региона?

— Реализация проекта позволит создать на территории края одно из самых высокотехнологичных производств нефтепродуктов и более тысячи дополнительных рабочих мест. С увеличением производственных показателей увеличатся налоговые отчисления в региональную и муниципальную казну. Стоит отметить, что Ильский НПЗ уже сейчас пополняет бюджет посёлка Ильского более чем на четверть. Кроме того, в реализации проекта задействованы местные подрядчики, так что для регионального бизнеса это отличная возможность заработать. Что касается социальной составляющей, то на протяжении всего времени работы завода мы активно занимаемся благотворительностью: оказываем помощь образовательным, спортивным и культурным учреждениям, объектам здравоохранения, поддерживаем государственные проекты регионального и даже федерального масштаба. С расширением производства вовлечённость завода в жизнь посёлка Ильского, Северского района и Краснодарского края в целом будет только возрастать.