Среди крупных предприятий, расположенных в черте Ростова-на-Дону, «Ростсельмаш» выделяется особенно — площадь его территории составляет почти 130 гектаров. Можно прибавить к этой цифре ещё 4-6 гектаров площадок, которые отведены под строительство перспективных предприятий — это территории завода «Копнитель» и бывшего завода СиТО, которые принадлежат «Ростсельмашу».
У завода большие планы на развитие этих площадей. В рамках целой серии проектов предполагается как их перезапуск, так и масштабная модернизация уже задействованных в производстве площадей. В частности, на действующей территории планируется к 2023 году запуск нового окрасочного комплекса для техники стоимостью 3 млрд рублей (свыше 130 рабочих мест). Также предполагается расширение площадей складского комплекса. Отдельно стоит отметить создание на территории предприятия производства дифференциалов и КПП для тракторов. На эти цели компания направит 4 млрд рублей.
Крупные производственные проекты в скором времени (не позднее 2024 года) будут созданы в районе улицы 50-летия Ростсельмаша. Речь идёт о строительстве двух заводов — тракторного (4 млрд рублей) и самоходных опрыскивателей и посевных комплексов (500 млн рублей). Эти объекты будут расположены на неиспользуемой территории, вокруг которой сегодня идут споры в среде урбанистов. «Последние лет пятнадцать эта территория стоит у нас в резерве, — рассказывал у себя в блоге президент холдинга “Новое содружество” (в него входит “Ростсельмаш”) Константин Бабкин. — Мы всегда верили и верим и сейчас, что будем работать с большей загрузкой. Вот и пришло время этот резерв задействовать».
Общая стоимость инвестиционной программы предприятия составляет почти 20 млрд рублей. Сегодня это крупнейшие частные инвестиции в экономику региона и одни из крупнейших в регионе, подразумевающие создание нескольких сотен рабочих мест.
Редевелопмент без остановки
Заявленные «Ростсельмашем» индустриальные проекты — скорее исключение из правил, если смотреть на то, как развивается Ростов-на-Дону в последние годы. На остальных промышленных территориях города наблюдается обратный процесс. Процесс закрытия промышленных предприятий идёт полным ходом — причём не в силу их переезда, но из-за «естественных причин» — банкротства и стремительной деиндустриализации города.
За последние 10 лет в Ростове окончательно закрыты несколько крупных предприятий, когда-то составлявших промышленное ядро города. На их месте теперь построены жилые комплексы. Одним из последних крупных предприятий старой промзоны в районе Ростовского порта, например, стал крупнейший в регионе производитель шампанского — Ростовский завод шампанских вин (РКШВ). Создание новых предприятий промышленного типа в городе — пока единичные случаи.
Редевелопмент территорий — общемировой тренд, однако градостроительный вектор в российских городах всё чаще направлен на создание однотипных жилых районов без учёта создания рабочих мест. «Нужно выстраивать оптимальную градостроительную политику, смотреть, как город развивается пространственно, повышать связность городских территорий. Нет смысла городу расползаться, это не приведёт к повышению качества городской среды», — считает исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди.
Завод-гигант в тисках города
Учитывая современные градостроительные тренды, нахождение крупных предприятий в черте города всё чаще становится предметом острых дискуссий. Например, широкий резонанс вызвали слова профессора МГУ им. Ломоносова, эконом-географа и эксперта по развитию регионов Натальи Зубаревич, которая в беседе с блогером-урбанистом Михаилом Векленко заявила, что пребывание в черте Ростова крупных производственных предприятий является анахронизмом. Их она назвала «ржавым поясом», который надо «рекультивировать» и «превратить в городскую застройку».
По её словам, тех территорий, которые исторически были у «Ростсельмаша», ему «уже не надо». В пример она привела компанию «Роствертол», которая получает крупные госзаказы и при этом планирует вынести производство за городскую черту. Стоит отметить, что вынос предприятия обсуждается последние 10 лет. Сейчас холдинг «Вертолёты России», куда входит «Роствертол», называет разные сроки перемещения завода — в горизонте 3–5 лет. Главный фактор — опасность выполнения испытательных полетов над жилыми домами.
Александр Кулешов, руководитель проектного бюро «Среда», отмечает: «Если у “Ростсельмаша” есть своя инвестиционная программа строительства новых предприятий, то почему бы не воплотить её в жизнь. Я за то, что будет реально реализовываться. Просто так забирать территории, чтобы сделать из них городские пустыри, которые потом передадут застройщику, что чаще всего и бывает, это не выход».
«Из Москвы виднее, конечно, но всё же слово “редевелопмент” у нас надолго дискредитировано, как и “реновация”. Всё тотально сносится, чтобы застроить. В то же время, в городе есть территории, которые пора выносить, например, ипподром. Другое дело, что общество сразу встаёт на их защиту, справедливо опасаясь строительства бетонных коробок», — рассуждает директор Южного градостроительного центра Сергей Трухачёв.
По словам г-на Кулешова, в городе масса территорий, которую ещё предстоит осваивать: «Другое дело, что у администрации на это нет ни средств, ни возможностей — тут с парками бы справиться. По закону у нас могут забирать только для нужд муниципалитета, но мне слабо верится в способность чиновников эффективно распоряжаться территориями, которые есть у города. Освоение городских территорий должно проходить через общественные слушания под проекты, разработанные профессионалами. Можно обсуждать такие проекты на стадии инициативы, но затем должна быть разработана программа с чёткими сроками. Сейчас так не происходит».
Освоение городских территорий должно проходить через общественные слушания под проекты, разработанные профессио
Процедура и возможные причины изъятия земельных участков из собственности описаны в соответствующих статьях Гражданского кодекса. В принудительном порядке участки, принадлежащие по праву собственности, может конфисковать государство или муниципалитет исключительно для своих нужд. Однако для этого нужны веские основания, подтверждённые законодательными нормами. Например, в городских условиях изъятие может быть произведено для выполнения международных договоров Российской Федерации или для строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения (как правило, дорог и мостов). В некоторых отдельных случаях оговаривается и возможность реквизиции частных участков: например, в результате стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при других обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
«Идея выноса производства может обсуждаться, если речь идёт о вредном производстве или о предприятии, которое не приносит дохода в казну и не создаёт рабочих мест. Не думаю, что это касается “Ростсельмаша”. В любом случае, это вопрос расчёта и анализа. Всё подряд выносить — это не выход», — считает Сергей Трухачёв.
Нержавый индустриальный пояс города
По данным пресс-службы предприятия, территория «Ростсельмаша» сегодня задействована на 100%. Производственная программа предприятия постоянно увеличивается. Например, по данным компании, если до 2004 года она выпускала три модели комбайнов, то сегодня — более 25. Всего выпускается более 150 модификаций сельхозтехники. Из-за растущего спроса на продукцию отдельные цеха предприятия с этого года работают в две смены. С июня—июля предприятие планирует выпустить около тысячи единиц техники в месяц, что является одним из самых высоких показателей более чем за 20 лет работы. За 2020 год по сравнению с 2019 годом компания увеличила выпуск комбайнов на 39%, а тракторов — на 83%.
Сегодня «Ростсельмаш» входит в тройку ведущих работодателей и налогоплательщиков Ростовской области и занимает шестое место среди крупнейших компаний по выручке в регионе (51,2 млрд рублей). На предприятии работает 13 тысяч человек. Сопоставимых по размерам и объёмам выручки компаний в Ростове-на-Дону нет.
Для Ростова появление нового крупного предприятия — далеко не частое событие. В случае же, например, с тракторным заводом речь идёт не просто о «производственном цехе», а фактически о новом образце промышленного дизайна — по крайней мере, так заявляют представители «Ростсельмаша».