Аграрии Юга предъявили спрос на новую стратегию развития отрасли

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
5 июля 2021, 00:00

Для большей части игроков в аграрной сфере вопрос о модернизации — это вопрос выживания их бизнеса. Они считают, что в стратегии развития АПК есть большие пробелы — и фактически предложили свою «дорожную карту». «Эксперт ЮГ» подводит итоги исследования «Устойчивый АПК: стимулы модернизации»

Читайте Monocle.ru в

Исследование «Устойчивый АПК: стимулы модернизации» проходило при поддержке группы компаний «Прогресс Агро»1 в форме анкетирования топ-менеджеров компаний Юга, с рядом экспертов отрасли были проведены интервью. Исследование проводилось с марта по июнь 2021 года, в нём участвовали более 100 респондентов. Нас интересовало мнение трёх категорий экспертов — активных потребителей инноваций в АПК, разработчиков технологий и представителей отраслевой науки. В рамках исследования в Ростове2 и Краснодаре прошли круглые столы, в работе которых участвовали в общей сложности около 80 экспертов.

Работа стала продолжением исследования «“Умный” АПК: потенциал и южные практики», которое «Эксперт ЮГ» проводил в 2020 году. Его итогом стало понимание резервов эффективности, которыми располагает отрасль. Если коротко, были выделены три больших направления — генетика, модернизация сельхозоборудования, предполагающая уже использование беспилотных технологий, и цифровизация. Цель нового исследования — понять, как стимулировать модернизационные процессы в ситуации, когда в целом уже понятно, что делать.

Насколько остро стоит вопрос о модернизации АПК

Почти половина участников исследования (48%) — это сами аграрии (фермеры, представители крупных и средних хозяйств, холдингов), 21% ведут исследования и разработки для сельского хозяйства. Чуть меньше (20%) являются поставщиками технологий для агропрома. Около 12% респондентов представляют структуры, регулирующие сферу АПК. Все респонденты так или иначе работают на юге России, для 41% опрошенных Юг является одним из приоритетных регионов.

Практически все опрошенные отмечают актуальность и остроту темы исследования. При этом 52% считают вопрос о модернизации в АПК очень актуальным, ещё 47% уверены, что этот вопрос скорее актуален.

«Накопленное за предшествующие 25–30 лет отставание в таких направлениях, как селекция и семеноводство, внедрение современных ресурсосберегающих технологий, высокая степень износа основных средств, необходимость восстановления сельхозмашиностроения требуют скорейшей реализации, — говорит профессор КубГАУ Юрий Бершицкий, заведующий кафедрой организации производства и инновационной деятельности. — Ведь от этого зависят решение задач импортозамещения, наращивание экспортного потенциала в АПК, обеспечение конкурентоспособности сельхозпродукции на внутреннем и мировых рынках».

«АПК России удалось достигнуть необходимого уровня продовольственной безопасности и выйти на серьёзные показатели по экспорту. Мы много лет вкладывались в базовые технологические цепочки и научились производить молоко, зерно, мясо в достаточном объёме. Но надо развиваться, — говорит гендиректор и совладелец ГК “Дамате“ Рашид Хайров. — Задачей на новый период может стать увеличение глубины переработки продукции. Стимулирование коренной модернизации отрасли должно проходить в этом направлении. Тогда лет через 15 значительную часть российского экспорта будет составлять не сырьё, а продукты его глубокой переработки».

«В Ростовской области около 29 тысяч тракторов, 64 процента которых находятся “за чертой амортизации”, — говорит председатель комитета по аграрной политике Законодательного собрания Ростовской области Вячеслав Василенко. — Из-за старой техники многие средние и мелкие хозяйства Дона не могут своевременно проводить полевые работы, оперативно собирать урожай. В итоге они несут убытки».

Так можно коротко обосновать актуальность вопроса о модернизации в АПК. Но есть и другие измерение вопроса. Мы спросили респондентов о том, зависит ли от модернизации реальная выживаемость предприятий АПК и конкурентоспособность их продукции в ближайшей перспективе. «Однозначно да» ответили 51% опрошенных, ещё 46% выбирают ответ «скорее да». Только около 3% отрицательно отвечают на этот вопрос.

Что мотивирует заниматься модернизацией

Мы попросили указать, какие из проблем АПК Юга в наибольшей степени мотивируют сегодня аграриев заниматься модернизацией (ответ на вопрос предполагал несколько вариантов ответов — см. график 1).

Наибольшее число голосов набрал вариант «зависимость от импортных технологий» — 54%. Почти 40% респондентов выбрали «низкую эффективность», чуть меньше получил такой мотиватор, как «дефицит финансовых ресурсов».

«Главные мотиваторы — это возможность снижения уровня ручного труда, риска влияния человеческого фактора и повышение рентабельности агробизнеса, — говорит гендиректор ГК “Прогресс Агро“ Леонид Рагозин. — Именно поэтому аграрии стараются покупать высокопроизводительные сельхозмашины, внедрять технологии точного земледелия, спутниковый мониторинг, робототехнику. Не за горами то время, когда в России по полям будут ходить полностью беспилотные тракторы и комбайны, которыми дистанционно управляют один-два оператора. В мире аналогичная работа уже ведётся».

Далее мы предложили участникам опроса оценить, насколько текущие условия привлекательны для модернизации. С тем, что условия привлекательны, согласились почти 80% опрошенных (см. график 2).

«В агропроме Ростовской области, да и страны в целом, идёт активное обновление технических парков, — говорит директор ростовского филиала компании “Балтийский лизинг” Светлана Белова. — Отношение аграриев к вложениям в техническую модернизацию постепенно меняется. Сельхозпроизводители понимают, что будущее за новой техникой и технологиями. Это одно из условий конкурентоспособности бизнеса. Но не каждая компания может приобрести сельхозтехнику за собственные средства».

«Есть два фактора, влияющие на устойчивость и рентабельность агробизнеса, — говорит директор Ростовской региональной дирекции банка „Кубань Кредит“ Татьяна Горобец. — Первый — погодные риски, которые нивелируется за счёт активной модернизации технически и технологически. Второй фактор — жёсткое регулирование экспорта со стороны государства. Этот риск можно снизить за счёт диверсификации бизнеса. Например, развивать переработку сельхозсырья, расширять ассортимент нишевых продуктов».

В чём проблема стратегии развития АПК

Большой блок исследования посвящён уровням и перспективам господдержки АПК. Сначала мы спросили у респондентов, есть ли на уровне государства, на их взгляд, комплексная стратегия развития отечественного агропрома. Только 14% считают, что в стране такая стратегия есть (см. график 3). 60% утверждают, что государство поддерживает отдельные направления развития АПК, а 26% просто отрицают существование комплексной стратегии развития АПК, которая отражает долгосрочные цели развития.

«Думаю, как раз сейчас такая стратегия формируется, — говорит президент ГК Cognitive Technologies Ольга Ускова. — Мы тесно взаимодействуем с Минсельхозом России по такому вопросу. Сейчас есть программа субсидирования фермеров при закупке отечественной техники, эта поддержка будет усиливаться».

«В стране действует программа развития сельского хозяйства до 2030 года, — напоминает Рашид Хайров. — Однако уже сейчас имеет смысл усилить меры господдержки, которые бы стимулировали инвестиции в глубокую переработку продукции. Здесь эффективным инструментом является субсидирование капитальных затрат (“капекс“). В России достаточно развита сырьевая база, чтобы сейчас ориентировать часть инструментов господдержки на перерабатывающие предприятия. Это даст хороший среднесрочный эффект».

Более 43% респондентов убеждены, что локомотивом модернизации в АПК должна быть федеральная власть. А сейчас это агрохолдинги

Судя по ответам респондентов, сегодня есть два рода долгосрочных стратегий, на которые ориентируются участники отрасли — госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» и стратегия развития собственной организации (см. график 4). Чуть меньшее значение имеют стратегии развития «домашнего» региона. Лишь 16% ориентируются на паспорта национальных проектов, 10% фактически работают без стратегии.

Отвечая на вопрос о том, какие задачи в сфере модернизации АПК должны сегодня выйти на первый план, респонденты больше всего голосов отдают защите отечественных производителей на внутреннем рынке (54%) и развитию села, которое помогло бы преодолеть тенденцию к депопуляции сельской местности (51%). На третьей позиции формулировка долгосрочных приоритетов комплексного развития отрасли (41%) — фактически игроки отрасли в такой форме предъявляют спрос на стратегию в АПК.

Насколько значима господдержка для АПК

Затем мы спросили, какие меры гос­поддержки приходилось использовать организациям. В тройке лидеров — предоставление различных субсидий (30%), программы льготного лизинга (28%) и льготного кредитования (27%). Значительно реже аграрии пользуются налоговыми льготами, грантами и компенсациями части прямых понесённых затрат на модернизацию (см. график 5). Среди отвечающих оказались и те, кто вообще не пользуется какими либо мерами господдержки — этот вариант получил 18% голосов.

Далее мы спросили о том, насколько существующая господдержка стимулирует модернизацию в АПК. Результат оказался красноречивым: 74% респондентов выбрали вариант «стимулирует недостаточно». Ещё почти 15% думают, что господержка вообще не оказывает влияния на модернизованные процессы в отрасли. И лишь около 11% опрошенных считают существующие меры господдержки хорошими стимулами.

По мнению главы Ассоциации фермеров Дона Вадима Бандурина, слабость существующей господдержки в том, что субсидии и компенсации предусмотрены только на приобретение техники, отдельных единиц оборудования, а не на весь комплекс необходимых мер (включающий разработку технологий, цифровизацию и т. д.). «Господдержку модернизации надо усиливать. Это может быть отдельная профильная программа или хотя бы отдельная строка в бюджете, которая так бы и называлась — “На комплексную модернизацию сельского хозяйства“», — предлагает г-н Бандурин.

Ольга Ускова считает, что нужно тиражировать такие новые стимулы, как предоставление субсидий на покупку компаниями беспилотной техники с искусственным интеллектом: «В ряде регионов РФ такая поддержка оказывается на местном уровне».

Что не так в господдержке АПК

Главные недостатки существующей системы государственной поддержки предприятий АПК, по версии наших респондентов, — недостаточный объём поддержки (40%), а также сложность и длительность процедуры её получения (40%). На третьей позиции — несогласованность разных институтов поддержки (34%).

Следующим был вопрос о том, какие направления модернизации АПК наиболее остро нуждаются в дополнительной господдержке. По 45% голосов набрали развитие глубокой переработки сельхозсырья и обновление парков сельхозтехники. Более 30% набирают такие пункты, как цифровизация и развитие биотеха (см. график 6).

Необходимо увеличить объём поддержки производителей современных машин и оборудования для села, считает Юрий Бершицкий. Речь не только о тракторах, комбайнах и культиваторах, но и об оборудовании для «точного» земледелия, робототехнике, беспилотниках — всех инновационных разработках для АПК. «В условиях ужесточения западных санкций возрастает риск дефицита аналогичных импортных технологий для АПК, применяемых в России. Это — вызов, к которому страна должна быть готова», — убеждён учёный.

Гендиректор ООО ПКФ «Маяк» Любовь Железная уверена, что хорошим направлением усиления господдержки может стать компенсация переработчикам сельхозпродукции затрат на приобретение импортного оборудования. «Нам говорят, что очень перспективно производить кускус. Мы узнавали стоимость оборудования — два миллиона евро. Для нас это — огромные вложения, которые непонятно когда окупятся. Надо или оказывать переработчику поддержку, позволяющую приобретать такое оборудование, или стимулировать появление в России заводов, способных такие линии выпускать. Чтобы по качеству они были на уровне импортных, но при этом значительно дешевле их», — предлагает г-жа Железная.

Кто локомотив модернизации в АПК

Мы спросили у участников опроса, кто, на их взгляд, сегодня играет и кто должен играть роль локомотива модернизации АПК. По поводу того, кто является локомотивом сегодня, особенной дискуссии нет — это агрохолдинги (33%). Федеральная власть набирает почти в два раза меньше голосов (18%), производители сельхозпродукции и фермеры — по 11%. А вот как должно быть. Более 43% респондентов убеждены, что локомотивом модернизации в АПК должна быть федеральная власть — и у этого пункта большой отрыв. На втором месте производители сельхозпродукции — 17% (см. график 7).

«На роль локомотива сегодня могут претендовать агрохолдинги, а также разработчики и производители сельхозтехники, — подчёркивает Леонид Рагозин. — Первые внедряют технологии, которые повышают устойчивость и эффективность бизнеса, инвестируют в обучение персонала, участвуют в разработках учебных программ и оснащении классов в вузах. Вторые — ведут разработки, проводят испытания своих “умных” машин, находятся в постоянном и тесном контакте с аграриями. При более тесном контакте с госструктурами, вузами и ссузами холдинги и сельхозмашиностроители сделают процесс модернизации в АПК Юга более динамичным».

Чем дополнить «дорожную карту» модернизации АПК

Третий блок вопросов касался списка конкретных шагов по улучшению направлений, положительно влияющих на модернизацию южного АПК. На выходе получился набросок «дорожной карты».

Так, по мнению участников опроса, для развития отраслевой науки и инноваций в АПК необходимо прежде всего разработать систему специальных мер, стимулирующих предприятия к инвестициям в отраслевую науку (см. график 8). Действенными также будут совершенствование правовой базы для защиты интеллектуальной собственности в аграрной сфере, развитие ко­операции между аграриями, отраслевой наукой и вузами.

Для привлечения на село квалифицированных кадров прежде всего необходимы гарантия высокой зарплаты и выплата «подъёмных» (38%), развитие программ льготой ипотеки и предоставление земли под строительство дома (28%), общее развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе (23%).

Для ускорения комплексной цифровизации предприятий АПК требуются две меры — создание специализированных центров по цифровизации организаций в отрасли (40%) и создание программы господдержки именно мероприятий по цифровизации компаний (37%).

1 В начале «нулевых» компанию основал российский промышленник и меценат Олег Дерипаска. Несколько лет назад он вышел из владения компанией. Она продолжает развиваться как самостоятельный бизнес.

2 Генеральный партнёр мероприятия — ООО «Прогресс Агро», партнёры — банк «Кубань Кредит» и лизинговая компания «Балтийский лизинг»