Как НКО России и Юга пережили кризис 2020-2021 годов

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
1 января 2022, 00:00

«Эксперт ЮГ» совместно с АНО «Атлас НКО» представляет первый рэнкинг крупнейших некоммерческих организаций России и второй рэнкинг НКО юга России. Сравнение этих рэнкингов показывает, что кризис 2020-2021 годов некоммерческая сфера Юга пережила с гораздо большими потерями

Коллаж «Эксперт Юг»
Здоровый образ жизни и социальная поддержка и защита граждан — в числе популярных направлений деятельности НКО на Юге
Читайте Monocle.ru в

В прошлом году «Эксперт ЮГ» опубликовал первый рэнкинг крупнейших НКО юга России. Тем самым мы заложили публичную традицию наблюдений за успешными и при этом «живыми» НКО, зарегистрированными в регионе. Однако довольно скоро выяснили, что никто не торопится делать рэнкинг федеральный, несмотря на то, что данные для этого уже появились. По этой причине в этом году мы представляем два рэнкинга — 100 крупнейших НКО России и 100 крупнейших НКО Юга по итогам 2020 года. Сравнение этих двух рэнкингов многое даёт для понимания места, которое занимает Юг в некоммерческой сфере. Но самое главное, что стало видно, — существенное отставание макрорегиона.

Как находить «живые» НКО — вопросы методологии

Напомним важную проблему, возникающую при попытке наблюдать за НКО, — существование многих из них носит призрачный характер. Количество организаций-«зомби» в этой сфере оценивается специалистами примерно в 50%, поэтому одна из функций рэнкинга — выделение «живых» НКО.

Исследование крупнейших НКО России и Юга строится на основе данных из Министерства юстиции РФ, федеральных реестров социально ориентированных НКО, Росстата. Отчётность по НКО из всех источников агрегирована платформой https://atlas-nko.ru/. Эта платформа — победитель международного конкурса АСИ World AI & Data Challenge. Реестры СО НКО выполняют роль фильтров, позволяющих увидеть «живые» НКО. Этих реестров два. Первый был сформирован Минэкономразвития с перечнем поручений президента РФ по итогам встречи с участниками акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 года. Второй — реестр НКО для оказания мер поддержки в период распространения коронавируса, тоже сформированный Минэкономразвития. Из данных отбирались организации, которые имеют статус в Минюсте «Зарегистрирована», при этом они включены в первый или второй реестры СО НКО. Использование реестров позволяет рассматривать организации, ведущие активную деятельность, которая при этом была проанализирована внешними экспертами (РОИВ, ФПГ, ФНС, РОН, Минюстом России, региональными комиссиями конкурсов субсидий). Факт включения организации в один из реестров означает, что организация была проверена по различным параметрам сторонним экспертом.

Нужно сказать, что уже после того, как наше исследование было закончено, в январе 2022 года на сайте Минэкономразвития появился единый реестр НКО. На 12 января в нём 64,8 тысячи СО НКО. По нашим оценкам, это как минимум вдвое больше, чем в первых двух реестрах. Однако первое же знакомство с реестром показывает, что ряд организаций фигурируют в нём по несколько раз — возможно, по количеству полученных грантов. Наверное, со временем качество этого источника данных вырастет.

Согласно данным «Русфонд.Навигатор», в России на конец 2020 года всего было зарегистрировано 203 тысяч НКО. Таким образом, список «живых» НКО в России, возможно, заметно меньше 50%, о которых говорят эксперты.

НКО России и отставание Юга

100 крупнейших НКО России в 2020 году привлекли 316 млрд рублей — это на 13% меньше, чем те же организации привлекли в 2019-м. Нужно учитывать, что состав сотни крупнейших по итогам 2019 года мог быть другим — обычно из списка кто-то исчезает бесследно, кто-то добавляется. Но эта динамика всё же примерно показывает федеральный тренд и среднюю температуру по стране, с которой можно сверять регионы. Некоммерческие лидеры юга России показывает более существенное сокращение по сравнению с 2019 годом — 33%. Главные причины сокращения, о которой нам говорят эксперты (см. врезку): экономическое состояние самого бизнеса и сильная зависимость НКО от офлайн-мероприятий, с помощью которых собирались средства. Из кризиса НКО выходят более цифровизированными и открытыми для партнёрства друг с другом.

Региональный анализ российского рэнкинга НКО показывает неожиданно скромное место, которое занимает на федеральном уровне Юг (см. таблицу 1). Всего три организации в сотне крупнейших на два федеральных округа — ЮФО и СКФО. ЦФО забирает больше половины рэнкинга и по количеству НКО, и по объёмам привлечённых ими средств, а остальные макрорегионы делят оставшееся. И всё-таки замыкать рэнкинг регионов для экономически вполне благополучного Юга — это как минимум нуждается в комментариях. Анализируя, например, состав самого успешного округа, кроме ЦФО, — Сибирского — трудно увидеть какую-то региональную специфику. Молодёжные организации, спортивные клубы, благотворительные фонды — всё это есть и на Юге, только маленькое! Дело именно в размере, уровне развития самих организаций. Стоит напомнить, что, например, по численности населения юг России (ЮФО плюс СКФО) — третий в стране, по доле в российских инвестициях в основной капитал он опережает Дальневосточный, Сибирский и даже Северо-Западный округа. Это иллюстрация того, что в некоммерческой сфере Юг демонстрирует реальное отставание.

Но если посмотреть составленный Агентством стратегических инициатив (АСИ) рэнкинг российских регионов по уровню поддержки НКО по итогам 2020 года, мы увидим укрепление позиций ведущих регионов Юга (см. таблицу 2). Например, Краснодарский край поднялся за год в рэнкинге с 13 места на второе, а Ростовская область — с 30 на 13-е, Волгоградская область — с 42 на 26 место. Впрочем, Адыгея и Севастополь в рэнкинге, напротив, опустились. Но это, кажется, говорит прежде всего о том, что существенная часть регионов только включаются в эту работу — и по мере включения лидеров иерархия радикально меняется. И всё же красноречивее всего, пожалуй, тот факт, что лишь 5 из 15 субъектов двух южных федеральных округов попадают в регионы-лидеры и кандидаты на лидерство.

Отраслевой профиль: просвещение, социальная помощь и ЗОЖ

Нужно сказать, что определение отрасли, в которой работает НКО, — немалая методическая проблема. ОКВЭДы могут не совпадать с реальной деятельностью и названием. ИТ-команда АНО «Атлас НКО» создала так называемый нейроклассификатор. Идея в том, что к той или иной отрасли НКО относит искусственный интеллект (ИИ) на основе анализа открытых данных об организации. Рубрикатор отраслей взят у Фонда президентских грантов. Результат получился такой, что объяснить его порой довольно трудно. Например, ряд вроде бы очевидно образовательных учреждений, которые должны были бы соответственно присутствовать в разделе «Поддержка науки и образования», угодили в раздел социального обслуживания. Но к таким выводам пришёл ИИ, который теоретически видит больше, чем мы, так что просто зафиксируем это.

Почти треть состава в обоих списках обеспечивают организации, которые занимаются поддержкой проектов в области науки, образования и просвещения (см. таблицу 3). Показательно, что в первой десятке рэнкинга крупнейших НКО России семь позиций забирают организации из одной сферы (см. таблицу 5). Два лидера российского рэнкинга — «Ногинская гимназия» и Российский научный фонд — это два лика отрасли: с одной стороны — частное коммерческое образование, с другой — институты развития. Перевес частного образования всех уровней в этой отрасли очевиден. На Юге лидер тоже из этой сферы — фонд «Талант и успех», хотя ИИ, проанализировав открытые данные, записал организацию в социальный блок.

Второй крупный отраслевой блок — социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан. Сюда попадают прежде всего благотворительные фонды. Крупнейший игрок отрасли в России — фонд «Джойнт», созданный в 1914 году Американским еврейским сообществом, на второй позиции — «Центр социальных программ» «Русала». В этот же блок уходят разного рода региональные фонды капремонта и частные предприятия здравоохранения. Примечательно, что на Юге социальный блок занимает заметно большую долю, чем в российском рэнкинге. Из крупнейших представителей — ассоциация молодёжных объединений «Ветер перемен» из Краснодарского края и «Медико-санитарная часть» из Астрахани.

На третьей позиции и по России, и по Югу — охрана здоровья и пропаганда ЗОЖ, на четвёртой — поддержка семьи и материнства. Дальше приоритеты России и Юга начинают расходиться: например, на Юге явный дефицит НКО в сфере охраны окружающей среды, но всё замечательно со сферой сохранения исторической памяти.

Почему просели южные НКО

По итогам 2019 года 100 крупнейших НКО юга России (см. таблицу 6) привлекли почти 40 млрд рублей. По итогам 2020 года на первую сотню лидеров некоммерческого сектора пришлось 26,9 млрд рублей — сокращение на 33%.

Одна из главных причин такого сокращения — высокая ротация участников. Строка «итого» в региональной таблице, например, показывает динамику минус 20% по отношению к 2019 году. Но надо учесть, что по составу 100 крупнейших НКО за 2019 и 2020 годы — разные. Например, у 13 НКО в 2019 году объёмы привлечения были ниже минимального уровня для участников рэнкинга — 52,5 млн рублей.

В то же время из рэнкинга выпал ряд солидных, если судить по выручке, организаций: ялтинская общественная организация «Афганистан», «Севастопольский фонд возрождения крымско-татарской культуры» — обе организации имели ноль в 2018 году и по 450 млн рублей в 2019-м, а в 2020-м их снова нет в рэнкинге. То же можно сказать о нескольких казачьих обществах Всевеликого Войска Донского, которых вообще не в рэнкинге 2020 года, а они демонстрировали довольно высокие показатели. Нужно отметить в сфере НКО существование прослойки организаций, которые «показывают результат» время от времени, выходя из спячки и затем снова в неё впадая — это профессиональная проблема некоммерческих организаций.

Впрочем, есть новички, данных о которых в прошлом году у нас вообще не было, — например, о «Федерации волейбола Волгоградской области», которая разместилась на пятом месте рэнкинга, и, судя по данным за прошлый год, должна была присутствовать в списке и год назад. Или благотворительный фонд «Я люблю Дербент», АНО «Благополучие поколений» — это НКО, которые привлекали сотни миллионов в год, но мы их в прошлом году не видели.

Вторая причина столь солидного сокращения — опережающее падение ряда лидеров. Так, лидер рэнкинга фонд «Талант и успех» сократил объём привлечённых средств на 48%. Ещё один участник десятки крупнейших НКО — Ассоциация общественных объединений «Национальный Совет молодёжных и детских объединений России», самый крупный игрок региона в сфере молодёжной политики, руководитель которой Григорий Петушков представлен в советах при Совете федерации, Госдуме, Общественной палате РФ, — показал снижение объёма привлечённых средств на 49%. Только две эти организации обеспечили сокращение «общего пирога2 на 7,5 млрд рублей, то есть почти на 20% по сравнению с 2019 годом.

Регионы-лидеры на Юге потеряли больше всех

Среди регионов Юга самую высокую динамику показала Адыгея (см. таблицу 4) — объём привлечённых средств здесь вырос более чем в 4 раза. Впрочем, регион представлен единственной НКО — благотворительным фондом бывшего главы республики Хазрета Совмена.

Наибольшая доля в южном рэнкинге НКО у Кубани — 29 НКО и 11,4 млрд рублей привлечённых средств, то есть 43%. Отрыв от остальных по объёму привлечённых средств большой, но и динамика по сравнению с 2019 годом отрицательная — минус 38%. Столь же высокую отрицательную динамику показывает Чеченская Республика, но очевидно, что благодаря своей большой доле вклад Краснодарского края в отрицательную динамику рэнкинга в целом был наиболее весомым.

На второй позиции по количеству НКО — Ростовская область (22 организации), по объёму привлечённых средств — Волгоградская область (5 млрд рублей). При этом Волгоградская область показывает высокую положительную динамику — почти 38%, Ростовская область — динамику скромную, но положительную, что в 2020 году уже достижение. Но в целом, глядя на динамику развития регионов ЮФО и СКФО, Дон сложно назвать локомотивом роста — растёт скорее периферия.

Как бизнес использует новые стимулы к благотворительности

В 2020 году были расширены налоговые стимулы участия организаций в благотворительной деятельности — юридические лица получили возможность ставить в расходы затраты на благотворительную деятельность в размере 1% от годовой выручки, что позволяет сократить налогооблагаемую базу. Правда, речь идёт о пожертвованиях исключительно в адрес НКО, включённых в два реестра, сформированных Минэкономразвития России. В настоящий момент Минэк проводит работу по формированию единого реестра СО НКО, новый реестр появится в 2022 году. Любая из более 44 тысяч НКО, входящих в реестры, является потенциальным участником благотворительной деятельности, но мы уже знаем, что во втором реестре состоит более 7 тысяч благотворительных организаций.

Однако использование новой возможности пока не на высоте. Согласно представленной ФНС России информации, основанной на данных статистической налоговой отчётности за 2020 год, количество налогоплательщиков, указавших в декларации расходы, безвозмездно переданные некоммерческим организациям из первого и второго реестров, составляет 36 юридических лиц, сумма расходов — более 10 млрд рублей, а сумма льготы по налогу на прибыль — более 2 млрд рублей. По данным налоговой отчётности за 1 полугодие 2021 года, количество налогоплательщиков, указавших в декларации расходы, безвозмездно переданные некоммерческим организациям из первого и второго реестров, составляет 53 юридических лица, сумма расходов — более 8 млрд рублей, а сумма льготы по налогу на прибыль — более 1,6 млрд рублей. Как мы видим, несмотря на небольшое количество юрлиц, которые воспользовались налоговым стимулом, суммы, идущие в некоммерческую сферу, ощутимы, и динамика роста достаточно велика. К сожалению, данных по регионам в настоящий момент нет, так что остаётся надеяться, что бизнес юга России тоже открыл для себя новые возможности. 

В подготовке материала принимал участие Сергей Шавлак