Камни преткновения на пути из Кисловодска к Черному морю

Власти Ставрополья активно продвигают проект строительства трассы между Кисловодском и Сочи. Дорога, которую пока оценивают в 90-97 млрд рублей, может оказаться ещё дороже, экологи уже видят в проекте угрозу для Кавказского биосферного заповедника, а власти Краснодарского края высказываются о проекте скептически

САЙТ КРЕМЛЯ
Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров обсуждает с президентом Путиным планы развития Кавминвод, в том числе, строительство трассы «Кисловодск-Сочи»

Вопросы о строительстве трассы «Кисловодск — Сочи» задают губернатору Ставропольского края Владимиру Владимирову регулярно. Исключением не стала и последняя пресс-конференция главы региона, прошедшая в январе 2022 года. Губернатор рассказал, что стратегический проект имеет много сторонников в правительстве.

«Если мы не ослабим напор, а сегодня очень много сторонников этой дороги, и в правительстве РФ, и у нас, я уверен, что дорога будет, — цитирует Владимирова ГТРК “Ставрополье”. — Она поможет нам в дальнейшем развитии. И конкурировать никто ни с кем не будет, а просто будем помогать людям организовывать разнообразные виды отдыха».

В декабре 2021 года стало известно, что трасса «Кисловодск — Сочи» включена в транспортную стратегию региона. Об этом сообщил Владимир Владимиров во время итоговой пресс-конференции.

«Речь о большом переходе, двух тоннелях, соединении трассы из Кисловодска с Красной Поляной, — заявил губернатор. — Мы хотим добиться решения этого вопроса, но пока не начнётся проектирование, выделение земель, я не могу сказать, что вопрос на 100 процентов решился. Известно, что дорога заходит в биосферный заповедник, а сегодня всё, что связано с затрагиванием особо охраняемых природных территорий, сложно решается. Нужна экологическая экспертиза».

Где и как пройдёт трасса «Кисловодск — Сочи»

Сегодня добираться из Кавминвод до Черноморского побережья можно либо через трассу М4, либо через горные дороги в Адыгее. В то же время, как сообщает Postanalitika, по прямой от аэропорта Минеральных Вод до Адлера — менее 300 км.

В перспективе маршрут трассы пройдёт через Ставрополье, Карачаево-Черкесию и восток Кубани. Специалисты предложили три возможных варианта трассировки: «Кисловодск — Карачаевск — Зеленчукская — Псемен — Красная Поляна»; «Пятигорск — Черкесск — Зеленчукская — Псемен — Красная Поляна», «Черкесск — Архыз — Красная Поляна».

Несколько лет назад властями Карачаево-Черкесской Республики был разработан ещё один вариант: «Кисловодск — Архыз — Лунная Поляна — Дукка — Пхия». Его протяжённость составит 273 км. Эта трассировка является одной из самых коротких, но в то же время самой сложной в реализации, так как дорогу предстоит прокладывать по сейсмически опасным горным участкам, пишет «Российская газета».

Наиболее оптимальный маршрут, разработанный минтрансом Ставрополья, составит 334 км. Для его прокладки понадобится построить 103 км дорог и реконструировать ещё 159 км. Также необходимо проложить два тоннеля протяжённостью 7,6 и 5,1 км, для исключения строительства серпантинов. По подсчётам специалистов, 68 % трассы пройдёт по территории Карачаево-Черкесии. Часть маршрута может быть проложена по территории Кавказского биосферного заповедника, что дополнительно осложняет реализацию проекта и вызывает опасения экологов.

Дорога, отнесённая ко второй технической категории, будет четырёхполосной. Срок реализации проекта оценивают в три года. Период окупаемости, по предварительной оценке, составит 12 лет.

Перспективы трассы «Кисловодск — Сочи»

Большинство экспертов положительно оценивают проект. Так, управляющий директор консорциума «Леонтьевский центр — AV Group» (LC-AV) Алексей Крыловский считает, что прокладка новой трассы будет стимулировать развитие территорий малых республик, по территории которых пройдет дорога. «В идеале трасса не только соединит две курортные зоны, но и будет стимулировать развитие территорий, по которым пройдёт, — подчеркнул Крыловский. — В частности, это относится к Мостовскому району Краснодарского края, территории Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Говоря о целесообразности такого проекта, можно вспомнить пример Израиля, где за один день, благодаря грамотной логистике, можно посетить самые разные туристические точки».

По словам генерального директора ООО «Мастер», руководителя Академии муниципального управления ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)», эксперта в сфере ГЧП Вячеслава Пышко, для строительства трассы «Кисловодск — Сочи» могут применить механизм государственно-частного партнёрства: «Проект может реализовываться в рамках ГЧП, так как в таком формате у нас достаточно много строится сейчас и на Юге, и в Москве, и в Петербурге. Скорее всего, реализация будет проходить в рамках нацпроектов “Безопасные и качественные дороги” и “Туризм и индустрия гостеприимства”. Возможно, трасса станет платной, если найдётся инвестор, который заключит с властями регионов концессию. С помощью этой дороги удастся разгрузить трассу М4 “Дон”».

Вячеслав Пышко отмечает, что дорога обладает не только туристическом потенциалом. Маршрут можно будет использовать для логистических целей: «Если трассу построят, то на Северном Кавказе появится новый транспортный коридор “Восток — Запад”. Транспортные перевозки из стран Закавказья сейчас идут через Кисловодск, перевозчикам приходится делать большой круг, добираясь до трассы М4. Прямая дорога до Сочи позволит сократить этот маршрут и облегчить логистику между регионами».

Некоторые эксперты отмечают также и военно-стратегическое значение проекта. Трасса может стать третьим круглогодичным переходом через Большой Кавказ наряду с Военно-Грузинской и Транскавказской дорогами, пишет Postanalitika.

Проблемные точки проекта: дороговизна и экология

Против строительства трассы «Кисловодск — Сочи» готовы активно выступить экологи Краснодарского края, так как часть дороги может пройти по территории Кавказского биосферного заповедника.

«Если проект будет представлен именно в правительственном варианте, то ядро Кавказского заповедника будет разрушено, — отметил экс-директор Кавказского биосферного заповедника Валерий Бриних. — Это целостная экосистема, а дорога пройдёт по самым заповедным местам. Никаких современных способов невмешательства в природу нет. Есть другие проекты этой дороги, которые огибают заповедник — они даже предпочтительнее. Например, можно проложить дорогу в западной части заповедника и соединить её со строящейся сейчас трассой “Черниговская — Дагомыс”».

Валерия Бриниха поддерживает его коллега, эколог, руководитель Краснодарского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Зеленая лига» Евгений Витишко. По его словам, строительство дороги — настоящая угроза для заповедных земель.

«Мы считаем, что строительство дороги означает поэтапное разрушение экосистемы Кавказского биосферного заповедника, — говорит Витишко. — Заповедные земли — это самые охраняемые территории. О чём вообще говорить, когда мы не можем достроить дорогу “Майкоп — Туапсе”? Как рассуждать о реализации ещё более серьёзных проектов в ещё более охраняемой зоне?».

С осторожностью о проекте ранее высказывался губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. В 2017 году, когда его коллега Владимир Владимиров начал продвигать эту идею, глава Кубани заявил, что к такому проекту нужно подходить очень взвешенно: «Любое вмешательство в природу должно быть оправданным. И к реализации этой задумки, даже на уровне проектирования, нужно подходить более чем взвешенно. Природа наших регионов — уникальна. Мы должны не только зарабатывать на ней, но и сохранить для будущих поколений».

Другой проблемой может стать более высокая цена строительства. По предположениям Вячеслава Пышко, трасса «Кисловодск — Сочи» по затратам сопоставима с объездом Аксая (Ростовская область).

«Если сравнивать с обходом Аксая, стоимость которого при протяжённости в 45 километров составила 60 миллиардов рублей, то цифра в 90-97 миллиардов рублей выглядит заниженной, учитывая, что ландшафт гораздо сложнее. Поэтому можно предположить, что, когда в мае определятся с итоговой стоимостью, она окажется значительно выше» — резюмирует Вячеслав Пышко.