Инвестор грязи не боится: как в Крыму строят крупнейший курорт

Анастасия Назарова
30 мая 2022, 00:00

Тимур Власенко входит в число совладельцев «Симферопольской девелоперской компании», которая реализует проект по комплексному развитию территории рядом с озером Мойнаки в Евпатории. По разговору с ним вполне можно судить об инвестиционном климате в Крыму сегодня.

ЛИЧНЫЙ АРХИВ
Тимур Власенко — крымский инвестор, который нашёл партнёра для проекта в Краснодарском крае
Читайте Monocle.ru в

Ранее «Эксперт ЮГ» подробно писал о проекте комплексного освоения прибрежной территории озера Мойнаки в Евпатории. Сегодня это крупнейший проект Крыма по объёму инвестиций в сфере туристической недвижимости. Реализацией инвестпроекта занимаются краснодарская компания ООО «Славянский дом» и местное крымское ООО «Симферопольская девелоперская компания» (см. справку). По словам Тимура Власенко, последствия спецоперации на Украине никак не отразились на строительной отрасли Крыма, а вот отступление пандемии даёт возможность в полной мере развиваться туризму. Благодаря господдержке компания планирует новые проекты.

Влияние новых экономических санкций и приход федеральных игроков

— Какие проекты сегодня реализует ваша компания в Крыму?

— ООО «Симферопольская девелоперская компания» реализует инвестиционный проект по комплексному освоению территории Мойнакского озера. Он курируется и реализуется двумя юридическими лицами на смежных территориях. Наша часть — территория 30 гектаров, на которую будет выделено порядка 20 миллиардов рублей инвестиций. Там планируется строительство 200 тысяч квадратных метров жилой недвижимости. Кроме того, там будут туристско-рекреационный комплекс со 100 тысячами квадратных метров площадей номерного фонда, торговый центр, детский сад и школа. Также мы занимаемся комплексным благоустройством набережной Мойнакского озера, созданием современной инфраструктуры, нацеленной на здоровье. Это делается в рамках Евпаторийского «Золотого кольца здоровья».

Планируется строительство бальнеологической здравницы. Она будет основана на сакских грязях. То есть мы намерены продлевать туристический сезон путём создания номерного фонда по грязелечебнице.

— Заявлен довольно большой объём инвестиций, какие источники финансирования будут привлечены?

— Собственные инвестиции и заёмное финансирование наших российских банков, у которых мы аккредитованы. До момента подписания договоров названия этих банков останутся коммерческой тайной. После подписания кредитных договоров эту информацию мы раскроем.

На данный момент ведётся проектирование. Те 20 миллиардов рублей, которые заложены в проект, будут осваиваться на протяжении последующих семи-восьми лет поэтапно. Стоимость первого этапа составит три миллиарда рублей. Сейчас по этому поводу ведутся переговоры. Параллельно мы обсуждаем с другими банками вопрос о привлечении их к финансированию. В том числе речь идёт о «материковых» банках, которые сегодня готовы сотрудничать на территории республики.

— Ситуация с Украиной, нынешний кризис повлияли на планы реализации проекта?

— Нет. Я думаю, что он вообще не повлияет, потому что спрос на недвижимость сегодня в Крыму по-прежнему сохраняется. У нас был период, когда мы испытывали дефицит строительных материалов. На данный момент у нас нет никаких трудностей, связанных с этой ситуацией. Каких-то ухудшений мы не испытали и не планируем испытывать.

— Недавно стало известно, что ВТБ и Промсвязьбанк начинают работу в Крыму. Как вы можете оценить эти события?

— Приход крупных федеральных банков создаст в регионе здоровую конкуренцию. У нас довольно комфортные партнёрские отношения по нашим проектам с Российским национальным коммерческим банком (РНКБ). Но никогда здоровая конкуренция не шла в ущерб этим отношениям. Сегодня мы параллельно ведём переговоры по новым проектам с ВТБ и Промсвязьбанком. Знакомимся, смотрим продукты, предложения.

— Как вы оцениваете прибытие крупных игроков на местный крымский рынок?

— Всегда выживает сильнейший. Безусловно, появление новых крупных игроков отодвинет местные компании. Кто сможет конкурировать, тот будет конкурировать, кто не сможет — просто уйдёт с этого рынка. Однако ещё до начала военной спецоперации мы уже подписывали контракт с «материковой» компанией «Славянский дом». То есть мы сегодня совместно разрабатываем проект и будем его осваивать плечом к плечу. Мы не боимся этого и выступаем за здоровую конкуренцию. Мы видим в этом возможность для совершенствования и для проработки своих слабых мест.

— Какие-то изменения в инвестклимате ощущаются в регионе после введения антироссийских экономических санкций?

— За последние годы мы научились в Крыму действовать в условиях санкций. Приспособились. Мы были в балансе и не испытывали дефицита. Но сказать, что сегодня у нас появятся какие-то новые возможности, я не готов. Сам по себе Крым как был уникальным регионом, так он им и останется. Мы работаем в сфере жилой и рекреационной недвижимости и понимаем, что у нас сегодня есть преимущества как перед российским рынком, так и перед тем же Краснодарским краем. Эти преимущества в особенности нашего ландшафта, природы. Пока ничего нового мы для себя не увидели.

Крымский бизнес делает ставку на туризм

— Эксперты утверждают, что на фоне стагнации строительного рынка в России именно сегмент туристической недвижимости — это драйвер развития. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Согласен. С 2015 года мы работаем в этом секторе и год от года наблюдаем положительный рост. Изначально это было само по себе развитие Крыма, связанное со строительством новой, как транспортной, так и инженерной, инфраструктуры. Также было открытие Крыма для россиян как курорта. Потом мы жили в реалиях пандемии и закрытых границ. В это время наш клиент пересмотрел возможности Крыма как места развития туристического бизнеса. Поэтому пока мы всё время наблюдали рост.

Что касается самого по себе драйвера — безусловно. Если мы берём наши проекты, помимо прямых рабочих мест, мы понимаем, какое количество бизнесов, связанных с нами, мы поддерживаем. Начиная от производства стройматериалов и заканчивая дизайнерами, ремонтными бригадами и всем, что связано с этой деятельностью. В каждом цикле это актуально. То есть это не одна тысяча рабочих мест, задействованных в этих проектах. Соответственно, при успешной реализации проектов, мы обеспечиваем колоссальную поддержку экономике региона. И мы работаем даже более ударными темпами, чем работали ранее. Мы заходим в новые проекты, открываем новые земельные участки, новые площадки.

— Расскажите о новых проектах.

— Это строительство индивидуальных жилых домов, малоэтажных многоквартирных домов на сельских территориях. Мы сейчас отрабатываем площадку, проектируем и будем выходить с предложением. Прорабатываем большую площадку на западном побережье. Планируется построить морской туристический объект — гостиничный комплекс с инфраструктурой для кемпингов, глэмпингов. На это сейчас есть спрос. То есть это будет не просто классический отель, а некая синергия всех возможных видов отдыха — от «дикого» пляжа до пятизвёздного отеля.

— А другие регионы России, например, Краснодарский край или Ростовскую область, рассматриваете для экспансии?

— У нас сегодня в Крыму более 100 гектаров под застройку. Это порядка миллиона квадратных метров жилья и апартаментов. И это наши планы до 2030 года. Мы будем рассматривать параллельно и другие возможности, но у Крыма сегодня огромный инвестиционный потенциал, много площадок под строительство. И мы как преданные крымчане занимаемся развитием полуострова.

Господдержка и госконтроль в экономике Крыма

— Вы сказали, что есть поддержка от властей региона. Расскажите, какая?

— Субсидируется ставка по проектному финансированию. Мы практически не ощутили увеличения стоимости денег при реализации проектного финансирования. Это очень важно. Если бы оставалась привязка стоимости денег к ключевой ставке Центробанка, мы бы работали в убыток. Сегодня нас субсидируют.

Также важно сохранение льготной ипотеки. Да, ставка поднялась, но при этом увеличилась и сумма лимита для ипотеки. Соответственно, мы понимаем, что спрос остаётся.

— Некоторые специалисты утверждают, что в Крыму не хватает плановой связки бизнеса и власти. Как вы считаете, нужно ли усилить роль государства в отношениях с бизнесом в республике?

— Я категорически не согласен с этим утверждением. Если бизнес нуждается в обратной связи от государства, он получает её оперативно. У нас у всех есть контакты с курирующими министрами, вице-премьерами. Мы все имеем возможность связаться по проблемным вопросам с главой республики. Здесь, повторюсь, проходят заседания инвестиционного комитета. Они идут в формате ВКС. В режиме реального времени представители муниципальных образований, ресурсоснабжающих организаций, профильных министерств обсуждают всю проблематику. Соответственно, любые вопросы, которые мы хотим передать в адрес правительства, проговариваются в режиме реального времени.

Вот пример: по проекту в Евпатории мы действуем с опережением календарного плана. Мы закончили разработку документации и сейчас занимаемся утверждением проекта планировки, хотя это было запланировано на конец года. Это связано с тем, что мы в режиме реального времени отрабатываем с муниципалитетом и нашим профильным министерством все запросы, начиная с получения технических условий и заканчивая утверждением градостроительной документации. Встал вопрос о том, что в Евпатории есть сложности со свободными мощностями электричества, мы подали заявку, подписали соглашение, и сегодня уже ведётся проектирование реконструкции подстанции Мойнаки. Это подстанция будет действовать для всего города и обеспечит необходимые мощности для инвестпроекта.

— А дефицит рабочих рук в строительной отрасли — для вас эта проблема актуальна?

— Нехватка рабочих рук ощущалась всегда, потому что есть очень большая конкуренция в этой сфере. Параллельно ведётся колоссальное строительство в рамках государственной программы по социально-экономическому развитию Республики Крым. То есть предложений очень много для рабочих, из-за чего дефицит был всегда.

До того, как Крым вошёл в состав России, в Симферополе строилось единовременно порядка 50 тысяч квадратных метров на весь город в год. Сегодня, эта цифра близка к миллиону «квадратов». И это без учёта колоссального объёма строительства школ, садиков, больниц, амбулаторий, которое ведётся параллельно. Количество строительных площадок во много раз увеличилось, поэтому тяжело этот спрос на рабочую силу удовлетворить. Это ощущается.