Юг Украины интегрируют в состав юга России

30 мая 2022, 00:00
ФОТО: СКРИНШОТ ВИДЕО RUTUBE
Вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин (слева), председатель военно-гражданской администрации Херсонской области Владимир Сальдо в ходе посещения завода «Паладда»

Южные границы России в скором времени могут прирасти новыми регионами за счёт областей Украины, которые сегодня находятся де-факто под экономико-политическим контролем нашей страны. Ранее они представляли собой единый хозяйственный комплекс, сопоставимый со всем ЮФО.

В середине мая Херсонскую область с рабочим визитом посетил «куратор» Южного федерального округа вице-премьер России Марат Хуснуллин. Как передаёт его слова «РИА Новости», у Херсона большая перспектива и регион займёт «достойное место в нашей российской семье».

Как отметил вице-премьер, главной задачей является запуск экономики региона. По его словам, уже разработан комплекс мер, который позволит сделать это как можно скорее. Уже определены возможности продажи сельхозпродукции, пути её вывоза. Также определены принципы возобновления работы предприятий. Ранее военно-гражданская администрация Херсонской области сообщала, что намерена обратиться к России с просьбой принять регион в состав федерации.

Также власти Херсонской области ранее заявляли, что до конца года планируют полностью перейти на российское законодательство создать новые пенсионные органы. Сообщалось ранее и о ведении переговоров об открытии в Херсоне отделений одного из российских банков. Помимо этого, на территории Херсонской области уже начали выплачивать пенсии в рублях.

Эти территории, по заверению местных властей и некоторых представителей российской политической и военной элиты, уже не вернутся в состав Украины. Их будущее должны определить сами жители этих регионов. Сценариев немного, но любой из них предполагает объявление независимости от Украины.

Постоянный представитель Крыма при президенте РФ Георгий Мурадов уже делится планами по восстановлению южных районов Украины с помощью воссоздания существовавшего в советское время единого хозяйственного комплекса, состоящего из Херсонской, Запорожской областей, Крыма, а также бывших Луганской и Донецкой областей Украины. Ныне эти территории формируют сухопутный путь в Крым из России. Напомним, что ВС РФ в начале марта, спустя неделю после начала специальной военной операции (СВО) на Украине, разблокировали дамбу Северо-Крымского канала, находящуюся на территории Херсонской области. Это позволило решить на полуострове вопрос с дефицитом воды, а также возродить ранее забытые отрасли, например, рисоводство.

Возвращение Херсонской области под контроль Украины исключено, заявил в конце апреля замглавы военно-гражданской администрации региона Кирилл Стремоусов. После этого регион посетили и представители высших эшелонов власти России, в частности, зампредседателя Совфеда РФ и секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак. В ходе визита в регион он подчеркнул на встрече с главой Херсонщины, что «Россия здесь навсегда»

Херсонская область — регион с хорошо развитым сельскохозяйственным производством, сообщается на портале Торгово-промышленной палаты региона. Территория области занимает почти 2 млн гектаров сельскохозяйственных угодий, что является наибольшей площадью пахотных земель на Украине. Для сравнения, площадь сельхозугодий Ростовской области (данные сельхозпортала.рф) — 2,2 млн гектаров.

В отраслевой структуре валовой продукции сельского хозяйства Херсонской области ведущее место принадлежит растениеводству. Область является одним из национальных лидеров по выращиванию овощей и бахчевых культур. Основные источники воды — Каховская оросительная система и Северо-Крымский канал.

В 2007 году американская транснациональная корпорация Cargill первой на Украине начала реализовывать в Каховском районе программу по популяризации, выращиванию и переработке высокомасляного сорта подсолнечника стоимостью 400 млн гривен. В 2008 году украинский холдинг Agrofusion — крупнейший в Украине и один из самых крупных в Европе производитель томатной пасты, владеющий торговой маркой In Agro, — построил в Голопристанском районе завод по переработке томатов стоимостью 12,5 млн долларов, который включает тепличное хозяйство по выращиванию рассады. В том же 2008 году компания Dancrоft построила предприятие по производству соевого шрота и соевого масла стоимостью около 176 млн евро.

Промышленный комплекс Херсонщины составляют более 200 предприятий различных отраслей: машиностроение, пищевая и перерабатывающая, химическая и целлюлозно-бумажная, легкая промышленность, электроэнергетика. Приоритетным считается судостроение — судоремонтные плавучие доки, выпускаемые херсонским заводом «Паллада». Население Херсонской области — чуть более 1 млн человек.

«Формально территории других стран в состав РФ принять мы не можем, — говорит политолог Дмитрий Абросимов. — Нужно межгосударственное соглашение. Поскольку с Украиной такое соглашение заключено быть не может, значит, необходимо, чтобы эти территории объявили о своей независимости. Тогда мы сможем подписать с ними соответствующие документы о чём угодно».

Он напоминает, что нынешние ЛНР и ДНР в бытность регионами Украины были тесно связаны с другими её регионами — Запорожьем и Днепропетровском. «Донбасс давал уголь для заводов, которые там расположены, а Запорожье — бокситы и электроэнергию, — поясняет Абросимов. — В этот комплекс когда-то входила и Ростовская область. Например, крупнейшая шахта региона Обуховская поставляла уголь на металлургические предприятия Украины».

Однако в целом экономическое взаимодействие между регионами Украины и югом России может потребовать пересмотра стратегий развития ряда областей. Так, по словам Дмитрия Абросимова, наличие на освобождённой части Украины глубоководных портов и мощных земельных ресурсов и элеваторов ставит под сомнение проекты по развитию портовых мощностей в той же Ростовской области. «Возникает вопрос о целесообразности нашего комплекса зернохранилищ. Получается, многие проекты у нас уже не будут иметь экономического смысла. Поэтому важно, чтобы эти регионы работали, прежде всего, для поддержания своей самостоятельности», — предупреждает политолог.