Донское правительство ускоряет строительство Западной хорды

19 сентября 2022, 00:00
DONLAND.RU
Губернатор Ростовской области Василий Голубев надеется получить деньги федерального центра на год раньше и призывает ускорить строительство Западной хорды

Губернатор Ростовской области Василий Голубев попросил федеральный центр ускорить выделение средств на строительство Западной хорды. Власти уже принялись за выкуп участков под дорогу. До этого глава Дона также предлагал перераспределить средства, предназначающиеся для модернизации трамвая в Ростове, чтоб выделить деньги на хорду.

Как пишет пресс-служба областного правительства, обсуждение проекта проходило в рамках совещания по региональному развитию под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина на прошлой неделе. Василий Голубев попросил выделить деньги в виде инфраструктурного кредита в размере 15,3 млрд рублей в 2022 году. Первоначально средства должны были поступить в 2023-м. Но так как подрядчики готовы освоить деньги до конца текущего года, сроки предложили сдвинуть. Так же поступить предложено и с проектом «Северного радиуса».

«Для нас эти два объекта имеют принципиальное значение. Выполнив их строительство, мы замыкаем транспортное кольцо вокруг Ростова», — заявил Василий Голубев. Вице-премьер поддержал инициативу губернатора и обещал отдать поручение о скорейшем выделении средств.

Отметим, что инфраструктурный кредит в 15,3 млрд рублей ранее предназначался для модернизации трамвая в Ростове-на-Дону, реализацией которой займётся «Синара».

На прошлой неделе правительство Ростовской области объявило открытый конкурс на строительство первого этапа автомобильной дороги «Западная хорда» от а/д А-280 «Ростов-на-Дону — Таганрог» до моста через реку Дон на Западном обходе (улица Всесоюзная — Западное шоссе), сообщается на сайте госзакупок. Начальная цена контракта — 1,34 млрд рублей. Заказчиком выступает областной минтранс.

Для строительства Западной хорды планируется изъять около 500 тысяч кв. м земель. Также 236 тысяч кв. м будет выкуплено для установки опор ЛЭП, следует из проекта планировки и межевания, утверждённого правительством Ростовской области. Стоимость изымаемого имущества будет определена специальной оценочной комиссией. Сроки выкупа пока неизвестны.

Необходимость выкупа участков у местных жителей вызывает ряд вопросов. Так, ещё в феврале нынешнего года жители улицы Всесоюзной выступили с обращением к губернатору с просьбой выслушать их претензии по строительству Западной хорды, пишет «Блокнот Ростов».

Во время публичных слушаний по проекту дороги от жителей донской столицы поступило около более 30 замечаний. Однако администрация не сочла их достаточным основанием для изменения проекта.

В апреле губернатор предложил и городским властям, и минтрансу, и проектировщику непосредственно на месте посмотреть, как магистраль впишется в реальную городскую среду, сообщает пресс-служба правительства области. Был ли проект откорректирован по итогам выезда — не известно.

Неясным остаётся вопрос о и том, кто сегодня является исполнителем проекта по строительству Западной хорды. В ноябре прошлого года правительство Ростовской области заключило концессионное соглашение с ГК «Регион» миллиардера Сергея Сударикова. Проект в рамках ГЧП предполагал, что дорога обойдётся в 30 млрд рублей.

В последнем информационном сообщении правительства по данной теме инвестор не упоминается, в число губернаторских проектов Западная хорда не входит. На запрос «Эксперта ЮГ» в ГК «Регион» ответ на вопрос о том, является ли компания концессионером, пока не был получен.

Как ранее комментировали «Эксперту ЮГ» в ГК «Финам», экономический кризис заставляет финансовые структуры вкладывать деньги в проекты с высоким сроком окупаемости. Для «Региона» этот проект — диверсификация портфеля, возможность инвестировать в проект с понятной и гарантированной доходностью, который ГК реализует совместно с государственными структурами.

Генеральный директор ООО «Мастер», руководитель Академии муниципального управления ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)», эксперт в сфере ГЧП Вячеслав Пышко также ставит под сомнение участие инвестора в проекте.

«В ситуации, когда губернатор направляет правительству такой запрос (об опережающем финансировании. — “Эксперт ЮГ”), возникает сомнение в наличии концессионного партнёра в будущем строительстве», — отмечает Пышко.

Также, по мнению эксперта, стремление властей быстрее приступить к реализации проекта может быть связано с желанием снизить социальное напряжение, возникшее вокруг Западной хорды.

«Как только проект получит финансирование, любые обращения горожан в надзорные органы окажутся неактуальными, будет официальное подтверждение согласованности проекта, — говорит Вячеслав Пышко. — Насколько я знаю, по поводу проекта Западной хорды был ряд прокурорских запросов, связанных с выяснением того, не навредит ли строительство объектам культурного наследия, так как дорога должна пройти по Кумженской роще и другим участкам, где находятся археологические и культурные памятники. Также сами жители Западного жилого массива выражали недовольство тем, что дорога пройдёт рядом с их домами».

Проект Западной хорды прошёл госэкспертизу и утверждён властями. Согласно официальной информации, он не представляет угрозы ни памятникам, ни жилым домам. Более того, по действиям губернатора очевидно, что для города данный проект является приоритетным.