Пищевое импортозамещение: инвестиции в лимонную кислоту и крахмал на Кубани

Ксения Никифоряк
19 сентября 2022, 00:00

Отечественный производитель крахмала «Рустарк» к 2025 году построит в Краснодарском крае первый в России завод по производству лимонной кислоты за 20 млрд, а также новое производство крахмалопродуктов. Общий объём инвестиций — 60 млрд рублей

KUBNEWS.RU
Территория комбината в Гулькевичах
Читайте Monocle.ru в

В Краснодарском крае на территории промышленного парка «Армавир» к 2025 году построят первый в стране завод по производству лимонной кислоты. Предприятие компании «Рустарк» создаст почти 800 новых рабочих мест. Как отметил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, проект важен не только для края, но и для всей страны, потому что сегодня лимонную кислоту в Россию поставляют исключительно из-за рубежа.

Кому и зачем нужна лимонная кислота

Лимонная кислота является важным ингредиентом в пищевой промышленности, фармацевтике, косметологии, сельском хозяйстве, а также при производстве бытовой и промышленной химии.

Как рассказал «Эксперту ЮГ» президент Ассоциации «Союзкрахмал» Олег Радин, 85% потребления лимонной кислоты приходится на пищевую промышленность, где она используется как подкислитель, консервант, регулятор кислотности, природный ароматизатор и ингибитор черствения.

В фармацевтике её применяют в качестве окислителя и антикоагулянта при производстве препаратов. В сельском хозяйстве эта органическая кислота необходима для приготовления и консервирования кормов, она добавляется в бактерицидные и антисептические вещества. В косметологии — как регулятор уровня pH и успокаивающее средство.

При производстве химии лимонная кислота используется при получении эмульгаторов и сложных эфиров, добавляется в моющие, чистящие средства. Помимо этого, лимонная кислота используется в строительстве и промышленности, например, для добычи нефти.

«В России органические кислоты не производятся, и зависимость от импорта составляет 100 процентов. Безусловно, производство отечественной лимонной кислоты имеет стратегическое значение», — подчеркнул Радин.

По последним наблюдениям, объём импорта лимонной кислоты в Россию составляет порядка 60 тысяч тонн в год, сообщил «Эксперту ЮГ» генеральный директор ООО «Рустарк» Роман Козырев, отметивший, что 99% лимонной кислоты поступает на российский рынок из Китая. С учётом того, что сегодня на заводах Китая, как и на многих производствах по всему миру, намечается дефицит данного продукта, цены на лимонную кислоту растут. А так как в России её никто не производит, многие отечественные компании сталкиваются с трудностями.

«В целом, если обратиться к компаниям, которые торгуют ингредиентами, этот продукт есть, но нет стабильности поставок. Поэтому потребителям нужно либо вносить предоплату и самим заниматься импортом, а это возможно только для компаний, которые могут себе позволить крупные товарные поставки из-за границы, либо покупать товар по более высокой цене и с большим количеством накладных расходов», — пояснил Козырев.

Опытный игрок в импортозамещении

ООО «Рустарк» работает в России на протяжении 20 лет — до 2022 года компания называлась «Крахмальный завод Гулькевичский».

По данным ИАС Seldon.Basis, ООО «Рустарк» зарегистрировано в посёлке городского типа Красносельский Гулькевичского района Краснодарского края, ведёт свою деятельность с 2001 года. В 2021 году выручка компании составила 3,66 млрд рублей. Основной вид деятельности — производство крахмала. Собственником «Рустарка» является АО «Мультидекс», которым владеют ЗАО УК «Эгида» и ООО юридическое агентство «КБ Эгида». Собственниками последней являются Ольга Жук и Алексей Коновалов.

«Рустарк» — один из крупнейших игроков на рынке глубокой переработки зерна, на котором сейчас представлено 25 предприятий.

В 2018 году компания успешно организовала импортозамещающее производство — первой в стране запустила производственные линии мальтодекстрина, который до этого приходилось покупать на европейском рынке. Мальтодекстрин — важнейший продукт, используемый в детском питании, и не только.

По словам Романа Козырева, запустив производство, компании удалось насытить отечественный рынок, а также заняться экспортом мальтодекстрина.

Этот опыт «Рустарк» намерена использовать и при создании производства лимонной кислоты.

«Объём производства, который мы планируем построить в Армавире, будет превышать потребности российского рынка. Мощность предприятия составит 88 тысяч тонн лимонной кислоты в год», — подчеркнул Козырев.

В настоящее время проводится инжиниринг, осенью начинается проектирование завода, строительные работы компания планирует начать в 2024 году, а запуск производства намечен на конец 2025 года.

Большие инвестиции — возможность создать несколько производств

Объём инвестиций в строительство комплекса в Армавире составляет 60 млрд рублей. По словам генерального директора «Рустарк», такая сумма обусловлена тем, что в Армавире компания будет производить не только лимонную кислоту.

«Это совокупный объём инвестиций в ту площадку, которая у нас будет в Армавире. Это три пусковые очереди. Лимонная кислота относится к первой пусковой очереди (её стоимость — 20 миллиардов рублей). Ещё две мы прорабатываем — их финальные продукты будут определены в 2024 году в зависимости от конъюнктуры рынка», — рассказал Роман Козырев.

Перечень продукции, которую компания может производить из крахмала, очень широк — любая глубокая переработка зерна кукурузы даёт большой спектр продукции.

Что же касается первой пусковой очереди, то, помимо лимонной кислоты, которая станет основным продуктом на этом заводе, также будут производиться нативные крахмалы, декстроза, глюкоза — тот перечень крахмал-продуктов, который обычно производится на предприятиях данной отрасли.

По словам Романа Козырева, «Рустарк» намерена обеспечить продукцией не только отечественный рынок, но и ближнее и дальнее зарубежье, а в перспективе лимонная кислота может быть экспортирована во все страны мира, в том числе и в Европу.

Сегодня компания уже экспортирует продукцию на основе крахмала на рынки Ближнего Востока и Африки.

Как рассказал Олег Радин, суммарный объём импорта лимонной кислоты в мире, по оценкам экспертов, в 2020 году составил 1,4 млн тонн.

99% лимонной кислоты поступает на российский рынок из Китая

«В настоящее время крупнейшими потребителями являются страны Евросоюза и США. Однако в ближайшей перспективе потенциальными странами для экспорта могут быть Турция, Индия, Индонезия, Пакистан, Япония, Республика Корея и Израиль», — отметил Радин.

Поддержка импортозамещения — один из приоритетов государства

Сегодня в России предприятиям-производителям импортозамещающей продукции оказывается значительная поддержка. Для этого государство применяет льготное кредитование, субсидирует предприятия, а также обеспечивает различные налоговые льготы.

В случае компании «Рустарк» одна из основных мер поддержки — обеспечение площадки для строительства и всей необходимой инфраструктуры в промышленном парке «Армавир».

По словам Романа Козырева, это очень важная составляющая успеха, потому что, как правило, в одиночку коммерческому предприятию трудно поднять мощные инфраструктурные проекты, связанные с энергообеспечением промышленного производства.

«Такая же практика применима в особых экономических зонах. В данной ситуации “Армавир” — полноценный промпарк, где государство обеспечивает всю необходимую инфраструктуру: электричество, газ, водоснабжение, водоотведение, дороги, а частные компании занимаются строительством тех мощностей, которые будут эксплуатировать. Всё то же самое делается и в особых экономических зонах», — рассказал Козырев.

Что же касается налоговых льгот, то, по сравнению с ОЭЗ, в промпарке они будут незначительными, но компанию это устраивает.

«В целом наша отрасль поддерживается государством, потому что мы относимся к пищевой перерабатывающей промышленности, которая курируется Минсельхозом. Существует ряд постановлений, которые позволяют нам получать льготное финансирование, а возможно, и компенсацию до 20 процентов капитальных затрат после окончания строительства и запуска завода в эксплуатацию», — уточнил Роман Козырев.

По его словам, рентабельность данного проекта достаточно высокая, примерный срок окупаемости — чуть менее семи лет.