Все средства распределены по нескольким направлениям. 132,1 млн планируется выделить на поддержку общественных инициатив, 81,8 млн на создание кемпингов и автокемпингов, 103,9 млн на государственную поддержку развития инфраструктуры туризма. Оставшиеся 250 млн рублей будут вложены в проектирование «туристского кода» центра Махачкалы.
По данным сервиса sber.pro, с 2018 года прирост турпотока в Республику Дагестан составляет не менее 15% в год. Небольшой спад в 2020 году был связан с эпидемиологическими ограничениями: в течение четырёх месяцев полностью был запрещён въезд в республику, закрылись отели и рестораны. Согласно данным властей Дагестана, в 2021 году численность туристов превысила 1 млн человек, а по итогам 2022 год — уже свыше 1,5 млн человек.
По словам главы республики Сергея Меликова, эта динамика «заставляет задумываться о необходимости создавать условия для комфортного пребывания», чего в Дагестане пока нет. «Маленькое количество гостиниц, койко-мест, неразвитая туристическая инфраструктура», — перечислял он в сентябре прошлого года недостатки туристской инфраструктуры региона. С тех пор мало что изменилось, но власти работают над предложениями, реализация которых позволит республике стать не просто привлекательным туристическим регионом, но и комфортным, в том числе и для гостей из-за рубежа.
Сегодня большинство туров по Дагестану построено следующим образом: туристы прилетают и заселяются в гостиницу в Махачкале, Дербенте или Каспийске, откуда выезжают на однодневные экскурсии, сообщал sber.pro. Задача властей республики — сделать так, чтобы турист мог остановиться в любой точке кольцевого маршрута, без необходимости возвращаться в город. Для этого необходимо создать полноценную туристическую инфраструктуру непосредственно на пути следования по маршруту.
Для решения этой задачи сформировано пять туристических кластеров: прибрежный, горный, Дербент, Сулакский каньон, Ачикольские озёра — кластер активного отдыха и рыболовства.
Реализация проектов в составе кластеров ведётся на принципах частно-государственного партнёрства. Успешный пример такого партнёрства — строительство туристического комплекса «Золотые пески» в прибрежном кластере. За счёт федерального бюджета было построено 10 км подъездной автодороги, ведущей к комплексу, а строительство гостиницы, ресторана, аквапарка и прочей инфраструктуры взяли на себя частные инвесторы.