За последние пять лет тема «оживления» площадки бывшего «Химпрома» поднималась неоднократно. В 2017 году региональные власти объявили, что возобновить производство помогут инвесторы — корпорация АЕОН и ООО «Джи Ти ЭМ 1». На предприятии планировалось запустить производства карбида кальция, хлорной извести и средств защиты растений. Спустя год в проекте появились «АЕОН Корпорейшн» во главе с Романом Троценко и японская компания «Марубени Корпорейшн» с планом по строительству на территории Волгограда метанолового завода с мощностью один миллион тонн в год. В рамках соглашения объект должны были сдать к концу 2022 года. Как тогда заявлял Троценко, в дальнейшем производственная цепочка будет продолжена выпуском полиолефинов и пластиков, а предприятие, заявленное как «самый крупный завод по производству метанола в России», станет базой для создания химического кластера.
Но время шло, и список заинтересованных лиц менялся, а сроки реализации постоянно отодвигались. Так, в 2019 году информагентство «ВолгаПромЭксперт» сообщало, что развивать химическую промышленность в регионе хотят иностранные инвесторы: BASF, Mitsubishi Heavy Industries, Air Liquide и Haldor Topsoe.
При этом имущество производственного комплекса ВОАО «Химпром» приобрела компания «Промышленные технологии» (входит в корпорацию AEON), ставшая единственным участником торгов. Сумма сделки составила 103,2 млн рублей. Год назад гендиректор «Промтеха» Бахтиёр Касимов заявил, что, несмотря на введённые санкции, проект строительства метанолового завода не будет заморожен. Однако осуществлять задуманное придётся уже без иностранных инвесторов, которые в связи со сложившейся экономической обстановкой ушли с рынка. Схема реализации проекта и его объёмы изменились. В конце прошлого года руководство корпорации АЕОН сообщило, что сумма инвестиций в проект оценивается в 74 млрд рублей, а запустить завод на полную мощность планируется к 2026 году.
Как выяснил «Эксперт ЮГ», проект мог превратиться в долгострой не только в связи с уходом иностранцев. К нему есть и ряд других вопросов.
«Навигация (речь идёт о Волго-Донском судоходном канале. — “Эксперт ЮГ”) в Волгограде работает лишь восемь месяцев в году, — говорит член Волгоградского штаба ОНФ Эдгар Петросян. — С ноября по март канал не функционирует, а отправлять метанол планировали именно таким путём. Следовательно, производить продукцию для выхода на международный рынок будет достаточно проблематично. Именно поэтому метаноловые заводы в России строят в основном вблизи портов».
Эксперт добавил, что в России до недавнего времени планировалось построить порядка 20 метаноловых заводов, и среди этих проектов есть более перспективные и логистически просчитанные варианты.
Бывший депутат Волгоградской облдумы, заслуженный химик РФ Олег Болотин, некогда занимавший руководящие должности на предприятиях «Химпром» и «Каустик», считает, что в ближайшие несколько лет проект вряд ли удастся реализовать. «Объём производства метанола в России составляет примерно 4,5 миллиона тонн, внутри страны потребность в этом продукте колеблется в районе двух миллионов тонн. Остаётся ещё два миллиона. Когда речь идет о запуске нового предприятия мощностью миллион тонн, то мы понимаем, что этот объём не смогут использовать на российском рынке, если параллельно не запустят производство по переработке метанола. А это весьма дорогие производства. И частный капитал сегодня в эту отрасль вкладываться не будет», — уверен эксперт.