Самые обаятельные и привлекательные

Павел Кобер
27 февраля 2017, 00:00

Уральские субъекты федерации — в поисках оптимальной структуры для привлечения инвестиций и развития бизнеса на своих территориях

Читайте Monocle.ru в

К сентябрю этого года Корпорация развития Среднего Урала (КРСУ) намерена завершить строительство на собственные средства первого бизнес-инкубатора в индустриальном парке «Богословский», созданного для комплексного развития моногорода Краснотурьинск (Свердловская область). Инвестпроект стоимостью 40 млн рублей представляет собой производственное здание площадью 1,5 тыс. кв. метров, ориентированное на размещение малого и среднего бизнеса. В планах КРСУ — создание еще двух бизнес-инкубаторов в «Богословском».

В Оренбурге вовсю реализуется проект индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» — для развития народных промыслов, легкой промышленности и индустрии детских товаров. В 2016 году он включен в федеральный реестр индустриальных (промышленных) парков.

В Кургане в индустриальном парке «Новые промышленные технологии» (на базе завода Кургансельмаш) в литейном центре начался монтаж оборудования, закупленного на льготный кредит в 50 млн рублей от Фонда развития промышленности. Центр призван обеспечить производителей импортозамещающей трубопроводной арматуры качественными отливками.

Уральские субъекты РФ активно занялись созданием региональных институтов развития. По сути, это инструменты прямого государственного вмешательства, направленные на стимулирование определенных отраслей или отдельных территорий в тех случаях, когда рыночные подходы не работают. В таких ситуациях государство (бюджеты субъектов РФ) предоставляет инвесторам возможность воспользоваться услугами индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития, агентств по привлечению инвестиций, фондов поддержки предпринимательства и других региональных институтов для получения льгот по налогообложению, низкой арендной ставки, гарантированных заказов, поддержки в продвижении на внешние рынки и т.д.

Понятно, что финансирование деятельности институтов развития — дело весьма затратное. Поэтому неизбежен вопрос об эффективности использования госсредств.

В этих условиях субъекты федерации стараются выбрать из набора инструментов привлечения инвестиций те, которые способны принести наибольшую отдачу. Постигается это на чужом успешном опыте.

Здесь — разделение…

— Функции институтов развития весьма разнообразны: привлечение инвестиций, управление инвестклиматом, девелопмент инфраструктуры, управление проектами в сфере ГЧП… Попытки охватить все сферы разом зачастую не являются успешными. Международный опыт демонстрирует нам, что организационным структурам, которые занимаются поддержкой бизнеса, инвестициями и экономическим развитием в стране в целом или в регионе, эффективно работать позволяет четкое разделение ролей при хорошем взаимодействии друг с другом, — убежден генеральный директор Корпорации развития Среднего Урала Сергей Киселев. — Успешным можно назвать опыт таких стран, как Чехия, Ирландия, Австрия. К примеру, в Ирландии перечисленные компетенции сосредоточены в нескольких специальных агентствах. Полномочия распределены между IDA Ireland (привлекает и сопровождает только иностранные компании), Enterprise Ireland (работает с ирландскими компаниями и продвигает экспорт), SFI (фокусируется на инновациях) и др. При этом каждое подразделение обладает достаточными полномочиями, чтобы выполнить обещания перед бизнесом. Вопросами инфраструктуры занимаются отдельные организации, непосредственно технопарки.

В то же время субъекты РФ формируют свои институты развития исходя из региональной специфики. Так, особенностью КРСУ Сергей Киселев называет построение работающей «воронки продаж»:

— Мы выстраиваем путь от привлечения внимания инвестора до «продажи» ему региона как места ведения бизнеса. Как в бизнесе, мы анализируем продуктивность сотрудников, эффективность инструментов привлечения, используем CRM (систему управления взаимоотношениями с клиентами. — Ред.). В этой логике мы воспринимаем продвижение региона и привлечение инвесторов как продажу. Она большая, сложная, длинная, но это продажа, где есть продавец и покупатель — внешний инвестор, которого мы должны заинтересовать, помочь разобраться с местным законодательством и не дать ошибиться из-за нехватки информации о местном рынке. Не всем институтам развития в регионах РФ близок такой бизнес-подход.

Во-вторых, у КРСУ есть четкие отраслевые приоритеты.

— Мы не гоняемся за популярными направлениями и не хватаемся за все подряд. Мы знаем, в чем сильные стороны Свердловской области, и наращиваем компетенции и экспертизу в конкретных отраслях: это машиностроение, металлообработка, лесопромышленный комплекс и химическая промышленность, — отметил Сергей Киселев. — В этих нишах мы готовы предоставить инвесторам наибольшие возможности для реализации проектов: готовые квалифицированные кадры, близость к сырью и к рынкам сбыта, сложившуюся промышленную инфраструктуру и развитую сеть потенциальных партнеров для кооперации. Сотрудники корпорации также имеют четкую специализацию и создают клиентские предложения для компаний в данных сегментах. Каждая такая отраслевая история уникальна. А мы работаем исходя из двух принципов — предлагать только то, в чем сильны, и помочь компании задействовать все возможные региональные и федеральные меры государственной поддержки инвестпроектов.

…а тут — сочетание функций

В Удмуртии «фронт-офисом» работы с инвестором выступает республиканское Агентство инвестиционного развития (АИР), определяющее политику региона в инвестиционной сфере и сопровождающее инвестпроекты по принципу «одного окна» на каждом этапе их реализации. Кроме того, АИР формирует и ведет Реестр инвестиционных проектов Удмуртии, включение в который позволяет инвесторам претендовать на республиканские меры господдержки. В роли «бэк-офиса» выступает Центр инвестиционного развития, основная задача которого — выстроить эффективные коммуникации с потенциальным инвестором и инициатором идеи, «упаковать» проект, разработать финансовую модель.

— Анализируя опыт других регионов России, мы остановились именно на этой структурной модели. На мой взгляд, такое построение институтов развития уникально. Агентство инвестиционного развития сочетает в себе функции органа власти и института развития. Это позволяет объективно оценивать ситуацию с различных позиций. С позиции органа власти Агентство честно и открыто выстраивает и проводит в постоянном режиме диалог с бизнесом, со стороны общественности и предпринимательского сообщества — через конкретные действия формирует доверие и уверенность в поддержке. В итоге такое сочетание способствует более оперативному и точному взаимному принятию управленческих решений, позволяет минимизировать риски и добиться поставленных целей, — сообщила руководитель АИР Римма Бякова.

Об эффективности работы институтов развития в Удмуртии, в частности, свидетельствует позиция республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в РФ (формируется исходя из опросов региональных предпринимателей и независимых экспертов). В 2016 году республика заняла в нем 29 место, поднявшись в сравнении с предыдущим годом сразу на 14 позиций.

Значительных успехов Удмуртия добилась в развитии государственно-частного парт­нерства (ГЧП), что также является важным фактором формирования привлекательного инвестклимата территории. Сегодня здесь насчитывается 52 проекта ГЧП. Например, в прошлом году в Ижевске сдан в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс. Реализуется проект «Развитие нефрологии и диализа», в рамках которого будут созданы новые диализные места в Ижевске, Глазове и Увинском районе.

В борьбе за инвестиции

Оренбургская область выделяется развитием в другом инвестиционном направлении. Регион одним из первых в 2014 году подписал соглашение с Корпорацией МСП, что позволило получить большие льготы в кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса за счет предоставления совместных гарантий и поручительств. Сегодня Оренбуржье занимает второе место среди всех субъектов РФ по сумме выданных гарантий МСП Банка (дочерняя организация корпорации) и по сумме кредита, выданного под совместные гарантии МСП Банка и Гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области. А всего за период деятельности этого регионального фонда (с 2008 года) предоставлено 369 поручительств на сумму 1,1 млрд рублей; общая сумма кредитов, выданных под поручительство фонда, — 3,3 млрд рублей.

Помимо фонда для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе созданы такие структуры, как Корпорация развитии Оренбургской области (при ее непосредственном участии реализуется 11 крупных инвестпроектов), Оренбургский областной и Орский городской бизнес-инкубаторы, два индустриальных парка, сеть многофункциональных центров для бизнеса.

В Курганской области сделали акцент на создание территориально-отраслевых комплексов (кластеров) и индустриальных парков. Так, на территории региона сформирован кластер «Новые технологии арматуростроения», внутри кластера созданы Курганский центр испытаний сертификации и стандартизации трубопроводной арматуры и Курганский региональный центр инжиниринга «Технологии арматуростроения». Управляет развитием кластера Координационный совет под председательством губернатора Алексея Кокорина.

Второй территориально-отраслевой комплекс — Курганский медицинский кластер, созданный на базе Российского научного центра «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова» Минздрава РФ и Курганского областного перинатального центра. Основным направлением деятельности кластера, объединяющего уже 40 участников, является создание экспортно ориентированного бизнеса для привлечения потока медицинских туристов, нуждающихся в получении медицинских услуг мирового уровня преимущественно в области травматологии, ортопедии, в перинатальной сфере. Также в Зауралье создаются четыре индустриальных парка: три в Кургане (кроме Кургансельмаша на территориях бывшего Курганского завода колесных тягачей и предприятия «Лен Зауралья») и агропромышленный парк в Шадринске (на средства частного инвестора из Екатеринбурга).

В Челябинской области по поручению губернатора Бориса Дубровского произведена перезагрузка системы поддержки бизнеса: на базе Минэкономразвития региона создан ряд новых инструментов. Привлечение инвестиций, продвижение региона и сопровождение бизнес-проектов — задачи Агентства инвестиционного развития Челябинской области.

Для стимулирования малого и среднего производственного бизнеса область первой в стране создала аналогичный федеральному региональный Фонд развития промышленности. Он предоставляет целевые займы по ставке от 5% годовых сроком до пяти лет для реализации новых промышленных проектов, а также взаимодействует с федеральным ФРП, предлагая займы на сумму до 100 млн рублей по льготной ставке на условиях софинансирования (70% из федерального бюджета, 30% — из регионального).

Предоставлением льготных займов бизнесу занимается также Фонд развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области, в рамках которого создан региональный Центр микрофинансирования (предлагает кредиты по сниженной ставке на сумму до 1 млн рублей на срок до одного года).

Для поддержки кооперации в регионе в прошлом году создан Центр кластерного развития Челябинской области, который занимается выявлением кластерных инициатив, возможностей для объединения, поддержкой в реализации и продвижении совместных проектов. Кроме того, ЦКР предоставляет консультации по возможностям субсидирования части затрат на совместные проекты. Для помощи компаниям региона в выходе на зарубежные рынки в Челябинской области организован Центр поддержки экспорта.

Отметим, что в ближайшее время структура и функционал институтов развития в российских регионах подвергнутся неизбежной корректировке. Это связано с разработанными Агентством стратегических инициатив и утвержденными правительством России 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов федерации по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата. В текущем году все регионы должны приступить к внедрению этих целевых моделей.