Тетушка СЭМ

Павел Кобер
17 апреля 2017, 00:00

При внедрении системы экологического менеджмента (СЭМ) уральские предприятия столкнулись с рядом трудностей, но сегодня она окупает себя, минимизируя возможные штрафы Росприроднадзора

АНДРЕЙ ПОРУБОВ
Читайте Monocle.ru в

Ровно четверть века назад, в 1992 году, в Рио-де-Жанейро саммит глав государств, посвященный устойчивому развитию человеческого общества и природы, определил: экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства. Это подстегнуло к созданию международных стандартов по экологическому менеджменту — методу учета преимуществ охраны окружающей среды при осуществлении и планировании деятельности какой-либо организации. Сегодня экологический менеджмент стал неотъемлемой частью современных систем управления. 

Американцы в помощь

В соответствии с ISO 14001 (серия международных стандартов различных систем экологического менеджмента, разработанная для предприятий и организаций), механизм внедрения СЭМ включает пять этапов: оценку начальной ситуации; планирование внедрения; установление цели, задач и разработки программ; внедрение системы наблюдения или мониторинга; проведение объективной оценки результативности работ; осуществление внутреннего аудита СЭМ.

К настоящему времени внедрение системы экологического менеджмента завершили практически все крупные промышленные предприятия Урало-Западно­сибирского региона. Пионерами в этом процессе можно назвать крупнейшие предприятия Нижнего Тагила.

— В рамках российско-американского проекта экологического менеджмента с 1995 года прошли переподготовку более 50 работников промпредприятий города, а с 2000-х годов началось внедрение стандарта ISO 14000 на Нижнетагильском металлургическом комбинате, Уралвагонзаводе, Уралхимпласте, Высокогорском

ГОКе. Росприроднадзор периодически проверяет работу предприятий, холдинги обучают работников. Город по критериям Минприроды относится к зоне чрезвычайной экологической ситуации, — рассказывает горный инженер, геолог Сергей Хребтиков (Нижний Тагил).

Также одним из первых в металлургической отрасли страны были сертифицированы по международному экологическому стандарту ISO 14001 заводы Группы ЧТПЗ: в 2004-м — Челябинский трубопрокатный, в 2009-м — Первоуральский новотрубный.

— Особенностью системы экологического менеджмента ЧТПЗ является комплексный подход к обеспечению экологической безопасности на всех этапах — от проектирования и модернизации цехов до выпуска продукции. При этом компания уделяет первостепенное внимание развитию экологических программ и снижению возможного негативного влияния на окружающую среду как на производственной площадке, так и на прилегающей к заводу территории, — объясняет главный инженер ЧТПЗ Максим Сосунов. — Компания первой в мире показала, что металлургия может быть белой не только с точки зрения организации производственного процесса, но и в области его экологической составляющей. На новых производствах (к ним относятся «Высота 239», «ЭТЕРНО», Финишный центр, «Железный Озон 32») внедрены самые прогрессивные решения, соответствующие мировым экологическим стандартам. Так, электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32» оснащен экологическим оборудованием нового поколения общей стоимостью 1 млрд

рублей. Модернизируя действующие и запуская новые цехи, ЧТПЗ планомерно выводит из эксплуатации устаревшие производства. За последние несколько лет выведены мартеновский, литейный и цех печной сварки труб и построены два новых участка по производству керамического флюса (взамен плавленого). Преимущество керамического производства прежде всего в том, что оно полностью исключает негативное воздействие на экологию.

Также с 2004 года СЭМ функционирует в корпорации «ВСМПО-Ависма», в 2006 году она сертифицирована немецкой экспертной организацией TUV на соответствие требованиям стандарта ISO 14001.

— Особенностью нашей системы стало то, что для ее разработки не привлекались сторонние специалисты, она строилась на базе действующей на предприятии системы менеджмента качества, — говорит начальник центральной лаборатории «ВСМПО-Ависма» Андрей Головин. — Сотрудники службы качества и экологической службы предприятия прошли обучение, по окончании которого разработали основные документы СЭМ. Разработчики старались избежать излишней бюрократизации систем административного управления корпорации, не создавали дублирующие документы, расширяя документы системы качества там, где это возможно, требованиями СЭМ. Среди сложностей при внедрении некоторых элементов системы стоит отметить работу с разрозненными требованиями документации, разработанной в различных министерствах и ведомствах СССР, а позднее Российской Федерации. Международный стандарт требует четкого понимания нормативной документации, применяемой к деятельности организации.

В нормативном поле РФ это обеспечить проблематично: возникает необходимость исполнения устаревших и противоречащих друг другу документов. Сегодня новая версия стандарта ISO 14001 требует организовать риск-ориентированный подход, который, на наш взгляд, снимет большую часть этих вопросов.

На предприятии «Сибур Тобольск» также поначалу столкнулись с некоторыми проблемами при внедрении СЭМ в 2007 году. Здесь она стала составной частью интегрированной системы менеджмента, в которую вошли четыре стандарта.

— Основной трудностью в первое время было выявление значимых экологических аспектов, — сообщила начальник управления корпоративных коммуникаций «Сибур Тобольск» Надежда Козлова. — Существующая на предприятии система экологического менеджмента позволяет эффективно управлять идентифицированными экологическими рисками и планировать природоохранную деятельность с учетом наиболее значимых. При внедрении в первую очередь назначили ответственных в подразделениях, провели

обучение, адаптировали стандарты системы (направленные ООО «Сибур»), разработали документы СЭМ, программу инструктажа для персонала предприятия и для сторонних лиц. Провели инструктаж для всего персонала. Ежегодно приказом утверждается программа проведения внутренних аудитов. За год в среднем проводится 30 — 35 аудитов, по их результатам совместно с подразделениями проводится анализ и выявление причин несоответствий, разрабатываются необходимые корректирующие действия.

Много лишних бумаг

Уральский эколог Михаил Золотухин также отмечает проблемы, с которыми сталкивается бизнес при внедрении системы экологического менеджмента:

— Препятствует внедрению СЭМ прежде всего экономический фактор — проще говоря, проблема с финансами. Бывает, что на предприятии, особенно вновь созданном, нет средств на содержание сотрудников экологической службы и необходимые экологические платежи. Тем не менее под влиянием контролирующих инстанций внедрение СЭМ на уральских предприятиях худо-бедно осуществляется, и некоторый эффект от этого есть, правда, не тот, какой хотелось бы. Дополнительно отмечу огромный объем бумажной работы (зачастую ненужной), которую требуется проводить на предприятиях при соблюдении природоохранного законодательства.

За последние четыре года в России приняты ключевые документы стратегического планирования, на базе которых разработано и утверждено более десяти федеральных законов и 150 подзаконных актов, направленных на совершенствование системы экологического регулирования: изменение условий лицензионной деятельности, принципа оценки объектов негативного воздействия на окружающую среду, политики обращения с отходами, а также увеличение штрафов за нарушения законодательства и многое другое.

Экологи предприятий отмечают: большинство законопроектов принимаются правительством спешно, с быстрым введением, без учета переходного периода. Чтобы соответствовать новым ограничениям, предприятие должно или оперативно перестраивать политику, или быть готовым к штрафам. Поэтому важно, чтобы внедряемая система экологического менеджмента не только уменьшала или предотвращала возможный экологический ущерб и риски, связанные с производственной деятельностью предприятия, но и обеспечивала готовность к изменениям отечественного природоохранного законодательства. Лишь ту СЭМ можно назвать эффективной, которая обеспечивает соблюдение предприятиями природоохранного законодательства и конструктивные отношения с надзорными органами, а также позволяет минимизировать расходы на оплату штрафов за загрязнение окружающей среды.