На круги своя

Темпы падения экспортной выручки уральских компаний замедляются. Однако предпосылок для качественных изменений в структуре экспорта не видно: сырьевые отрасли и компании по-прежнему доминируют

Читайте Monocle.ru в

Аналитический центр «Эксперт» подвел итоги ежегодного традиционного исследования уральского экспорта, по результатам которого определены 100 крупнейших экспортеров Урала и Западной Сибири.

Совокупный объем экспорта по итогам 2016 года участников исследования составил 23,6 млрд долларов: это на 5,7% ниже, чем в 2015 году. Мы наблюдаем падение выручки от экспортной деятельности с 2011 года, но темпы провала становятся меньше: по итогам 2015 года, например, зафиксировано почти 30-процентное сжатие. В рублевом эквиваленте компании показывают незначительный рост (3,7%) за счет увеличения стоимости доллара (почти на 10%).

Совокупная стоимость экспорта участников исследования в прошлом году составила 30,8 млрд долларов. Результаты 2016 года оказались ниже. Это следствие изменения методологии: из года в год основу регионального рейтинга составляли уральские компании, многие из которых входят в федеральные холдинги. Мы посчитали, что методологически правильнее такие компании представлять в субрейтинге крупнейших экспортеров-подразделений федеральных подразделений, действующих в Урало-Западносибирском регионе. Кроме того, мы расширили этот субрейтинг до топ-50.

Итак, пятьдесят уральских дочерних предприятий по результатам 2016 года поставили на зарубежные рынки продукции на общую сумму 9,1 млрд долларов, это на 20% меньше, чем в 2015 году. Иными словами, темпы падения «дочек» больше, чем самостоятельных экспортеров.

В тройку лидеров основного рейтинга вошли Сургутнефтегаз, Новатэк и Уралкалий. На их долю приходится около 70% от общей суммы экспорта участников исследования. Существенное сокращение экспорта из тройки показал только Уралкалий, который демонстрировал хорошие темпы роста экспорта в 2015 году.

Топ-3 среди подразделений федеральных холдингов разделили Башнефть, ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез и Евраз НТМК: на их долю приходится суммарно 50% от общего субрейтинга. При этом экспортная выручка лидеров субрейтинга упала в сравнении с прошлым годом на 11 — 37%.

Персональный состав первого дециля основного рейтинга практически не изменился, произошли лишь небольшие рокировки. ВСМПО-Ависма поднялась на 7-е место с 11-го, а УГМК опередила Антипинский НПЗ.

Среди новых лидеров субрейтинга — Башнефть, Газпромнефть-Ямал, УМПО и ЕЗ ОЦМ.

Итоги исследования коррелируют с официальной статистикой. По данным Федеральной таможенной службы, общий экспорт десяти территорий макрорегиона (это Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская, Оренбургская области, Башкирия, Удмуртия, Пермский край, ХМАО и ЯНАО) в 2016 году просел на 11% против 32,4% в 2015 году и составил 39,5 млрд долларов. В рублевом выражении — минус 1,4% к уровню 2015 года.

Таким образом, доля ста крупнейших уральских экспортеров составляет около 60% общего экспорта региона, а вместе с 50-ю компаниями-дочками холдингов — чуть более 80%. Безусловно, это оценочный расчет: предприятия со штаб-квартирой на Урале нередко продают товары через подразделения, расположенные за пределами региона.

В региональном разрезе все как обычно: по данным ФТС,Тюменская область закономерно лидирует с 40-процентной долей от общего уральского экспорта. За ней следуют Свердловская область (18%) и Башкортостан (14,5%). По результатам нашего рейтинга компании Тюменской области в топ-100 делают 65% (15,3 млрд долларов), Свердловской области — 12% (2,8 млрд долларов), на третьем месте Пермский край — 9,4% (2,2 млрд долларов). На долю предприятий Башкортостана приходится лишь 1% крупнейших экспортеров. Это еще одно следствие смены методологии: региональный экспортный гигант Башкирии — Башнефть учитывается в субрейтинге.

В товарной структуре мы также не увидели изменений. В масштабах макроэкономики регион по-прежнему остается поставщиком сырья на мировой рынок. По данным таможни, в 2016 году нефть и нефтепродукты составляли более половины суммарного экспорта макрорегиона — 53,6%. 12% пришлось на черные металлы и изделия из них, 5,6% — на удобрения (из них калийные — 82,6%, азотные — 17,3%). Приличную долю занимают цветные металлы (медь — 4,5%, титан — 1,1%, алюминий — 0,9%), а также химические соединения за исключением удобрений (органические — 2,5%, неорганические — 1,2%), древесина и изделия из нее — 1,2%. Единственная группа товаров отрасли машиностроения, экспорт которой превышает 1%, — «Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства» (2%). Около 50% данной группы ТН ВЭД приходится на экспорт турбореактивных двигателей.

Результаты нашего исследования в целом подтверждают общий тренд: 65,1% выручки участников исследования приходится на нефтегаз; 12,2% — химию и нефтехимию; 11,1% — цветную металлургию; 9% — черную металлургию. По 0,9% приходится на машиностроение и лесную и деревообрабатывающую промышленность, 0,7% — строительные материалы, 0,2% — пищевую промышленность.

В отраслевом разрезе по компаниям топ-100 в 2016 году в плюс сработала только черная металлургия, показав прирост экспортной выручки почти 5% (около 100 млн долларов). Максимальное снижение — у химии и нефтехимии (минус 24,4%, или 1 млрд долларов), по остальным отраслям спад не превышает 10%, минимальный спад (0,4%) показали предприятия пищевой промышленности.

Данные ФТС подтверждают отраслевой расклад: на 35% снизилась выручка по товарным группам «Продукты неорганической химии, соединения драгоценных, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов» и «Удобрения». Также сильно просел экспорт группы «Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства». Среди основных направлений экспортируемой продукции из региона приросла только группа «Прочие недрагоценные металлы, металлокерамика и изделия из них» (более 95% составляют титан и хром).

В страновом разрезе лидируют все те же Нидерланды — традиционно ключевой партнер по внешней торговле региона. Среди других стран-импортеров уральской продукции (за исключением стран ТС) крепкие отношения сохраняются с Германией, Китаем, США, Италией и Турцией.

38 участников нашего рейтинга сократили географию поставок, около трети, наоборот, расширили территорию присутствия. Четверть участников нашего исследования начали поставлять на экспорт новые товары. Но этот объем пока слишком мал, чтобы перекрыть традиционный сырьевой поток.