Дай пять Иннопромов

Людмила Колбина
22 мая 2017, 00:00

Стагнация на рынке конгрессного туризма сказывается на работе отелей Екатеринбурга. Чтобы столицу Урала чаще выбирали для проведения федеральных мероприятий, рынку нужны новые идеи и привлекательные продукты

АНДРЕЙ ПОРУБОВ
Читайте Monocle.ru в

Второй международный форум по внутреннему и въездному туризму «Путешествуй по России» обсудил 27 апреля в Москве развитие туристической отрасли в России и в регионах. В тренде ли сегодня региональный деловой туризм, в том числе в крупнейшем деловом центре страны — уральской столице? Размышлениями об этом с нами делится Ольга Акимова, генеральный менеджер angelo by Vienna House Екатеринбург и Лайнер Аэропорт-отель Екатеринбург, по итогам года отмеченного как самый креативный отель международной сети Vienna House. 

Шлейфовые деньги 

— Ольга Валерьевна, какие события в этом году наиболее значимы для отелей Екатеринбурга? 

— Мы ожидаем ряд мероприятий, продвигающих наш мегаполис как один из культурных центров РФ, в том числе Иннопром в июле, WorldSkills в ноябре. Помимо этого отель angelo примет всероссийские съезды неонатологов, фтизиатров, терапевтов, радиологов. Как один из самых крупных конгресс-центров в регионе, отель входит в устойчивый пул лидеров рынка делового туризма, между которыми в Екатеринбурге обычно и распределяется миссия приема гостей больших форумов. При этом отмечу: ключевой момент и для региона, и для отелей — это pre- и post-event, то есть шлейф мероприятий, сопровождающих мероприятия базовые, дающих им добавочную стоимость. Их цель — продвижение бренда, региона, развитие территории в целом. Например, на Венский фестиваль музыкальных фильмов в Екатеринбург гости могут приехать перед Иннопромом пораньше: культурная составляющая добавляет интерес к международной выставке. В этом же ряду Уральская индустриальная биеннале: в ходе предыдущей отель angelo, например, выставлял у себя арт-объекты. Безусловно, здесь же Ural Music Night, которая очень нравится гостям и горожанам. В прошлом году это музыкальное событие прошло великолепно. Надеюсь, для бизнеса, который планирует в этом году в это время проводить мероприятия, ночь музыки станет одной из причин выбрать именно Екатеринбург. Шлейфовые мероприятия ценны тем, что привлекают дополнительный поток туристов в отели.

Ольга Акимова: «Чтобы уловить тренды, надо быть разносторонне развитым человеком, постоянно неудовлетворенным тем, что есть. В хорошем смысле неудовлетворенным. У нас команда идет вперед» 019_expert_ural_21-1.jpg
Ольга Акимова: «Чтобы уловить тренды, надо быть разносторонне развитым человеком, постоянно неудовлетворенным тем, что есть. В хорошем смысле неудовлетворенным. У нас команда идет вперед»

Хотелось бы заострить внимание на том, что в Екатеринбурге в принципе немного проходит традиционных известных крупных федеральных мероприятий для бизнеса, а главное — новых не появляется. Город якобы всерьез взял курс на превращение в событийный центр страны, но конкретики мало. Например, популярный форум «Большой Урал» проводился уже в пятый раз, в его обустройстве традиционно принимают участие Клуб отельеров и Конгресс-бюро, в составе которых мы с коллегами продвигаем Екатеринбург. Но таких мероприятий могло бы быть гораздо больше, возможности конгресс-отелей и потенциал мегаполиса к тому располагают. 

Екатеринбург в последние годы активно продвигают как центр туризма, глобально открывают Свердловскую область для других регионов, привлекая туристов на наши праздники, на сплавы по Чусовой, на международные фестивали барбекю, колокольного звона, на царские дни в Алапаевске. Масса именно культурологических мероприятий для развития внутреннего туризма проводится в регионе. 

Но нам хотелось бы продвижения столицы Урала и как бизнес-дестинации, потому что бизнес приносит гораздо больше денег в город. Соответственно, больше налогов, больше развития. Основу турпотока Екатеринбурга и сегодня формирует деловой туризм — 70% гостей города приезжают с бизнес-целями. Большинство отелей располагают конгресс-площадками, это хорошее подспорье для бизнеса. Но эти площадки загружены далеко не круглый год. 

Вице-президент Международной ассоциации конгрессов и конференций Анна Горска рассказала в рамках форума «Большой Урал» о рынке Польши. Здесь организация одного конгресса на 3 тыс. человек приносит минимум 1 млн евро, а в целом конгрессная деятельность в этой стране составляет 1% от ВВП. И сама Польша активно продвигает себя как бизнес-дестинация через Конгресс-бюро, которое является частью министерства спорта и туризма страны. Завидные результаты, впечатляющий опыт.

Сообщество отельеров дает городу рекомендации по организации делового туризма. Мы в постоянном контакте с администрацией Екатеринбурга и правительством Свердловской области. Но деловому туризму явно нужна и лоббистская фигура, амбассадор бренда «Екатеринбург», который  на федеральном уровне будет ассоциироваться с Уралом, отстаивать интересы региона в плане проведения здесь новых больших форумов и выставок. Ведь Иннопром в свое время придумали два человека, их поддержал губернатор, потом федерация, и все закрутилось. Это произошло на моих глазах. За всеми фестивалями, форумами всегда стоят значимые фигуры. И всегда это частно-государственное партнерство. Например, УГМК инициировала и добилась проведения чемпионата Европы по настольному теннису в 2015 году. 

— Устраивает ли вас топ-десять лучших мероприятий региона, которые пройдут в этом году? Что они дадут отелям?

— Для внутреннего туризма это все отлично, и с точки зрения делового туризма они могут стать дополнительным источником развлечения для наших гостей отелей. Но сами по себе притягивать в регион именно бизнес они не будут. Международный фестиваль барбекю собирает преимущественно местную публику. Фестиваль «Усадьба Jazz» не заставит корпоративного заказчика приехать на день раньше или уехать на день позже делового форума. Царские дни в Алапаевске привлекают паломников, но это сегмент отелей две звезды и хостелов. Межрегиональная Ирбитская ярмарка мне очень нравится, как и сам Ирбит, его музеи: всегда есть что посмотреть. Но насколько серьезна там деловая часть? Давайте будем откровенны: фестивали и сплав «Чусовая России» — великолепные мероприятия, но туда приезжают не те люди, которые оставляют деньги в отелях.

На крупнейших международных выставках ITB в Берлине и WTM в Лондоне, где собирается наша отрасль, к этому времени приурочены большие тусовки и концерты, ради которых хочется приехать пораньше, встретиться с друзьями. У нас, как я уже отметила, на эти цели работает Венский фестиваль музыкальных фильмов и Ural Music Night. Эти мероприятия можно и нужно рекламировать на федеральном уровне, чтобы люди ехали на них. В Риге есть фестиваль света: вроде ничего особенного, зато какая реклама! А у нас шикарная ночь музыки — знатоки не знали, как разорваться, чтобы все посмотреть и послушать, а рекламы должной нет. Потому что это не денежный фестиваль, он собирается за счет спонсоров. Но если город начнет продвигать его на всероссийском уровне, гости могут и поехать. Городу не хватает продвижения именно через такие мероприятия.

Можно и за уши тянуть 

— Куда движется рынок конгрессного туризма? 

— Никуда он не движется, находится в том же состоянии, что и в прошлом году. Это ни хорошо, ни плохо. Появляются какието новые мероприятия, например, Первоуральский экологический форум. Но нет событий уровня Иннопрома, которые реально несут большие деньги в регион. Мы с коллегами посчитали, что городу нужно пять Иннопромов в год, которые повлекли бы за собой массу других мероприятий. Рынок стал бы совершенно другим. Пять Иннопромов — это реальные возможности и уровень столицы Урала. 

— Почему их не пять? 

— Думаю, есть дефицит идей на рынке, личностей с идеями, денег в регионе. Это отражает состояние бизнес-среды. Согласитесь, что инновационная промышленность на Урале была за уши притянутой темой, ее просто взяли и развили. И хорошо это сделали. В екатеринбург приезжали и Путин, и Медведев, и «Единая Россия» проводила свои конференции. Иннопром финансировался правительством первые четыре года. Конечно, чтобы такое мероприятие вышло на самоокупаемость, надо сначала в него вложить.

Под идею деньги отлично подбираются. Например, Казань сделала инфраструктуру к Универсиаде. И на этой волне летит дальше. Подхватила тему программирования, высоких технологий. Мероприятий в городе очень много, и не только за счет туризма и Кремля. Там проходят именно деловые форумы высокого уровня. И нам удалось сделать МВЦ «Екатеринбург-Экспо» потому, что в 2009 году только что прошел ШОС. На этой же волне создали Иннопром. Но надо идти дальше. Всегда впереди планеты тот, кто подхватывает тренд в нужное время, быстро и в тему.  

— Как начался сезон в отеле?

— В плане бизнеса очень хорошо, превысили прошлогодние показатели. Уже в январе сработали  в огромный плюс — предложили такие условия для наших гостей и организаторов мероприятий, что они поехали в Екатеринбург даже в низкий сезон. У нас установка — не сидеть в своем «курятнике», а продвигать город: это работает и на интересы нашего бизнеса. Например, мы отмечены премией «Уральская звезда» как лучшая конгресс-площадка, которая ежегодно присуждается за достижения и инновации в сфере туризма региона, а также премией Russian Hospitality Awards — angelo становился лучшим бизнес-отелем России, а также был финалистом в номинациях «Лучший MICE-отель России» и «Лучшая маркетинговая кампания России». 

Поле возможностей большое. Мы присоединились, например, к проекту «Уральская кухня», потому что еда — это и часть культуры, и самый простой и вкусный способ рассказать о регионе. Сейчас у себя в отеле устраиваем мастер-классы по региональной кухне, для нас это фишка. Московские и европейские гости просто в восторге. Отель в аэропорту, и это ворота в столицу Урала: такого потока, который проходит через наше лобби, нет ни в одном отеле города. Исходя из этого возник наш проект «Екатеринбург — сердце делового Урала». Показываем на площадке все, что есть замечательного в мегаполисе, чтобы бизнес, правительственные делегации разных стран получили о нем представление. Проект «Урал спортивный» рассказывает о местном гольф-клубе, об олимпийских чемпионах с Урала, о велосипедных и лыжных маршрутах. В проекте «Урал культурный» совместно с Музеем изобразительных искусств готовим интерактивную экскурсию. 

Таким образом, у нас в лобби всегда есть некая точка притяжения, где гости могут получить представление о регионе. Это хорошо работает и в федеральном масштабе на таких мероприятиях, как форумы АСТЕ в Москве, в фестивальном движении «Be in Russia», на бизнес-завтраках для продвижения региона, куда приезжает большое количество корпоративных заказчиков, которые принимают решение о проведении мероприятия в том или ином городе. 

— Что происходит на рынке? Вы сказали, что начало сезона отмечено повышенной активностью: все кругом оттаяло от кризиса, задвигалось? 

— Не могу сказать, что все оттаяло. Мы просто усиленно работаем. Как и большинство отельеров, кто зарабатывает деньги, «сверлим дырки во льду». Без этого ничего не будет. Очень многие компании выбирают на тендерах для проведения мероприятий не Екатеринбург, а другие города, это факт. Чтобы чаще выбирали столицу Урала для федеральных мероприятий, бизнес должен предложить хороший привлекательный продукт. Это и проживание, и питание, и трансферы, и культурная составляющая, и цены. А далее этот продукт Конгресс-бюро уже продвигает на всероссийской и международной арене.

Отмечу тренды рынка. Во-первых, несколько лет наблюдается усиление конкуренции в сегменте отелей 3 — 5 звезд, ценовой в том числе. Не секрет, что 4 и 5 звезд порой можно купить по цене трех. Другой тренд — внутренние туристы из других областей вместо заграницы все чаще едут в Екатеринбург, это видно по активной загрузке 3 — 4-звездочных отелей в новогодние праздники и в выходные дни. Их интересует шопинг, культурная составляющая, развлечения. Динамика пассажиропотока международного аэропорта Кольцово также показывает увеличение внутренних вылетов: туристы начали активнее летать внутри страны и за границу.

На рынке на 7 — 10% в год увеличивается количество мероприятий. Например, международные фармацевтические и докторские конференции собирают специалистов со всей России и Европы. Они влияли на рост загрузки отелей Екатеринбурга от 3% до 10% в прошлом году по сравнению с 2015-м. 

Транзитным пассажирам из Челябинска, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Тюмени, Тобольска, Уфы удобно перед вылетом останавливаться в angelo: они спокойно отдыхают семьями, а потом летят в отпуск. Наблюдаем рост потока туристов из Казахстана: они приезжают в отель как транзитные пассажиры. Активно китайское направление, вся Юго-Восточная Азия, Европа. Потому, как я уже отметила, мы и делаем в отеле сильные акценты на представление того, что есть на Урале, чтобы эти люди потом могли приехать в Екатеринбург уже с другой целью — как туристы, в том числе — деловые. Наша философия — продвигать Екатеринбург.

О пользе отслеживать тренды 

— В чем креатив отеля? Какие инновационные решения играют роль в развитии бизнеса? 

— Используем соцсети как хороший источник для продвижения. Оказались востребованы наши нестандартные решения в кулинарии, в том числе и предложение гостям взять еду из отеля с собой на борт, мы это делаем уже год. Нам приятно, что за нами последовал и аэропорт Кольцово, решил добавить себе такой же вид дохода. Почему мы за это взялись? Все знают, что зачастую качество еды в самолетах недостаточно высокое. Поэтому мы придумали бортовое питание от отеля. Гости могут заказать и взять с собой сеты здорового питания, разного рода национальную еду, вегетарианскую, антиаллергенную, безглютеновую. У нас есть отдельный сайт для этого продукта, где можно все оплатить кредиткой, а перед вылетом забрать или мы принесем в зону регистрации. 

Управление бронированиями онлайн у нас уже есть. В этом году будет мобильный check-in и check-out. В отеле все чаще останавливается поколение миллениалов: дети-онлайн не жили в Советском Союзе, у них совершенно другие представления, им удобно общаться в чатах, им нужны скорость и быстрота ответов на вопросы. Именно поэтому мы используем новые технологии, такие как мобильный консьерж, чаты. Конечно, никто живого общения не отменял и с роботом на ресепшн нельзя решить все вопросы, когда тебе что-то не нравится. Но виртуализация общения — явный и ожидаемый тренд, еще не дошедший до Урала. Мы внедрили технологию мобильного консьержа еще в прошлом году осенью: вы приезжаете в отель и сразу регистрируетесь в этой программе на своем мобильном телефоне. Можете заказать еду в номер, столик, любую экскурсию, задать вопрос сотруднику службы приема и размещения. Туда занесена карта города, все культурные места Екатеринбурга. Этот модуль используем на конференциях, чтобы сделать общение гостей удобным и без напряжения. 

— Сложно отелю идти в ногу со временем? 

— Стабильно должно быть одно — качество. Основа качества в международном отеле уровня 4+ — вкусная еда, хороший сон, безопасность и Wi-Fi. Это must have, его мы всегда предлагали и будем предлагать. Но отелям пора идти дальше, в ногу не с российскими, а с глобальными трендами развития. 

О пользе отслеживать тренды. Сейчас модно быть здоровым. Мы разработали с диетологом Центра косметологии и пластической хирургии Екатеринбурга меню для здорового питания, и неожиданно оно стало самым популярным в отеле. Там лосось сделан по специальной технологии в вакуу ме на пару, когда все полезные свойства сохраняются и вкус становится насыщенным. Многокомпонентное блюдо составлено таким образом, чтобы человек получил сбалансированное питание, не только полезное, но и вкусное. Обычно для русского человека то, что полезно — невкусно. Мы же пропагандируем именно ту кухню, когда это не только полезно, но еще и приятно во всех отношениях, на вид и на вкус. Тут мое личное пристрастие в жизни совпало с ценностью компании Vienna House: делать простые вещи, но элегантно. 

То, что мы делаем, несложно, но мы облекаем вещи в такой вид, чтобы гостям захотелось это попробовать. Человек покупает эмоцию, впечатление, философию жизни. У нас есть слоган: «Оглянись, счастье здесь и сейчас. Оно в angelo». И это та философия, которую мы несем гостю, который бежит каждый день куда-то в суете, в тревоге. В angelo человек может спокойно и не торопясь насладиться моментом: почувствовать вкус еды, красоту дизайнерского отеля, обратить внимание на картину, помечтать о чем-то при видео взлетающих самолетов, чтобы у него выделились эндорфины и дофамин, и жизнь стала лучше. Если мы с командой человека хоть на одну минуту сделаем счастливым — мы свою работу выполнили.