Cвершилось то, на чем пять лет настаивали сторонники реформирования теплоснабжения (ТС) в России: 31 июля вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон “О теплоснабжении” и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Поправки приняты Госдумой в третьем чтении, одобрены Советом Федерации, подписаны президентом.
Законопроект разработан в рамках дорожной карты, утвержденной в октябре 2014 года, прошел все стадии общественных обсуждений, получил оценки регуляторов, обсужден со всеми субъектами РФ и с мая прошлого года находился в Госдуме.
По оценке Минэнерго РФ, обновленный закон даст толчок реформе отрасли ТС, поскольку позволит перейти от государственного регулирования тарифов на тепло к рыночному — установлению для конечного потребителя предельного уровня цены на тепловую энергию. За этот уровень принят уровень так называемой альтернативной котельной: цена будет рассчитываться исходя из того, во сколько потребителям могла бы обойтись тепловая энергия в случае строительства собственной котельной. По мнению членов комиссии РСПП по ЖКХ, теоретически такая модель наиболее объективна с точки зрения формирования справедливой цены на тепло. Минэнерго РФ также считает, что первый шаг к реформированию ТС в перспективе позволит отрасли привлечь средства в модернизацию инфраструктуры. Как утверждает ведомство, ежегодно в отрасль направляют 87 млрд рублей, хотя потребность в инвестициях достигает 250 млрд рублей.
Реформа, как ожидается, заработает до конца года. Сначала введение нового принципа планируется только в нескольких ценовых зонах — крупных городах, внутри которых за ТС будут отвечать единые теплоснабжающие организации (ЕТО).
Система теплоснабжения в стране архаична и неповоротлива, потребность в ее реформировании назрела давным-давно. Но что осталось в итоге от концепции энергетического сообщества, которую несколько лет обсуждали и пытались принять?
Чего хотели
Напомним, в чем заключалась идея перехода на рыночное ТС. В отличие от оптового рынка электрической энергии, на котором можно купить продукт, выработанный где угодно и поступивший в единую энергосистему, рынок тепла локален: в любом городе или поселке отдельный генерирующий тепло источник с присоединенными к нему сетями и потребителями замкнут и изолирован от остальных.
Реформаторы полагали, что в такой локальной системе нужно определить ЕТО, которая отвечает за качество услуг по обеспечению тепловой энергии конкретной территории и должна будет строить, реконструировать, модернизировать объекты ТС, определенные для нее в схеме ТС и закрепленные в инвестиционной программе. Деятельность ЕТО регламентируется законом и контролируется антимонопольными органами. Чтобы раз и навсегда защитить потребителя от необоснованного повышения цен на тепло и непрозрачных механизмов их образования, стоимость тепловой энергии рассчитывается для каждой местности по специальным алгоритмам, которые согласовываются с правительством.
Цена на тепло на 60 — 70% (у котельных — до 90%) состоит из стоимости газа или другого топлива, необходимого для его получения; на 20% — из федеральных и местных налогов, зарплаты энергетиков, ремонтов. В предлагавшейся модели с увеличением стоимости газа со стороны государства автоматически увеличивается стоимость конечного продукта. Чтобы не было как сейчас: для ТЭЦ газ подорожал условно на 10%, а конечный платеж за тепло для потребителя вырос на 4%, и брать на себя эту дельту в 6% вынуждена энергокомпания.
И это длится годами, недофинансированные источники и теплосети начинают хуже ремонтировать, обслуживать. Круг замыкается: учащаются аварии, жалобы на плохое теплоснабжение, чрезвычайные ситуации в замороженных городах.
Цель реформы, как отмечает один из ее идеологов, вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров, — отойти от сложившегося тарифообразования, управляемого чиновниками, сделать его рыночным, прозрачным. Кратно увеличить ответственность за теплоснабжение (через ЕТО). Определить, что такое качество товара в отрасли. Причем учитывать: тепловая энергия — это товар, поставленный до стены дома, вашего теплообменника, бойлера или теплового узла; параметры его качества — давление, температура и расход на входе в дом. За это будет отвечать ЕТО. А то, что мы потребляем внутри квартиры, — это услуга отопления и теплоснабжения, комфортность которых измеряется в градусах. За нее отвечают управляющая компания, ТСЖ.
Предполагалось, что вся страна перейдет на единые правила ценообразования (по ним будут установлены не тарифы для котельной или ТЭЦ, а цена для конечного потребителя, «крышку» сверху даст метод альтернативной котельной) и возьмет курс на либерализацию цен на тепловую энергию.
Что получили
По принятому закону, принцип альтернативной котельной может быть введен не по всей стране: выбирают несколько локальных ценовых зон, где поставщик смог договориться с губернатором/мэром о том, что на отдельной территории устанавливается определенный потолок цены на тепло. Если потолок выше существующего тарифа, стоимость энергии будет поднята до этого уровня в течение переходного периода 5 — 10 лет. Если действующий тариф выше будущей цены — он замораживается. Подчеркнем: не снижается, а замораживается. Резюме: между желаемым и достигнутым большая разница. Остальные территории пока будут жить в прежней логике ценообразования. Альтернативный принцип определения цены в новом законе никак не закреплен. По сути, это дезавуирует рыночный принцип, потому что в любой момент можно изменить правила игры.
Важным в логике реформаторов был еще один посыл: установить напрямую отношения продавец — покупатель. Если ответственность за поставки тепла при создании ЕТО поднимается кратно и четко определено, как измеряется продаваемый товар, то все промежуточные звенья (чиновники, которые что-то согласовывают, проверяют, регулируют) должны быть исключены. На деле все осталось так, как было, считает Парвиз Абдушукуров. А потому, по его оценке, условия для того, чтобы пришел частный инвестор, не созданы. Барьеры для ведения бизнеса в тепле не сняты.
УК любят кэш
К моменту старта реформы ТС в тюменском и челябинском энергетических сообществах закончилась борьба за то, кому и как обеспечивать города теплом: территории, наконец, приняли схемы ТС (см. «Тепловой удар», «Э-У» № 6, от 08.02.2017).
В Тюмени, согласно схеме, статус ЕТО с января 2017 года получило АО «УТСК» (принадлежит ОАО «Фортум»). Компании перешли все сбытовые функции, ранее выполняемые «Теплом Тюмени», входящим в структуру СУЭНКО. Теперь «Тепло Тюмени» лишь оказывает ЕТО услугу по передаче тепловой энергии. УТСК, таким образом, стала ключевым звеном цепочки поставок ресурса, и управляющие компании должны заключать договоры с нею. УТСК предлагает потребителям типовые договоры, основанные на действующем законодательстве. Но более половины управляющих компаний Тюмени до сих пор противятся этому, сочтя условия менее выгодными. Коммунальщикам хотелось бы максимально сохранить прежние условия договоров, позволяющие им не оплачивать тепло в течение года без каких-либо штрафных санкций. У поставщиков ресурсов в итоге возникают гигантские кассовые разрывы и убытки, покрыть которые регулируемые организации возможности не имеют. В УТСК стремятся прийти к компромиссу: если потребитель в установленный срок оплатил не менее 60% от начислений предыдущего месяца, ему предоставляют возможность произвести окончательный расчет в течение трех месяцев.
В Тюмени рассматривают возможность до конца года создать на паритетных началах совместное предприятие между основными участниками рынка тепла — УТСК и Корпорацией СТС, в прошлом оппонировавшей «Фортуму» при разработке схемы теплоснабжения. Сегодня все разногласия нивелированы. Правительство региона ждет от создания СП повышения качества теплоснабжения населения.
Власти Челябинска длительное время изучали сценарий создания совместного предприятия между эксплуатантом распределительных теплосетей МУП «ЧКТС» и собственником магистралей УТСК (также «Фортум»). Схему теплоснабжения здесь приняли в конце 2016 года, статус ЕТО в крупнейшей зоне централизованного сообщения УТСК получила тогда же. Но приступить к операционной деятельности компания сможет лишь с 1 января 2018 года — более полугода потребовалось министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области для того, чтобы установить тариф в зоне действия УТСК. Процесс заключения договоров с потребителями открыт, но, похоже, он и здесь не будет гладким: УК не готовы брать на себя ответственность за своевременные и полные платежи за потребленную тепловую энергию. В настоящий момент долги за тепло перед производителем в Челябинске превысили 2,5 млрд рублей.