Екатеринбургское предприятие «Уралхиммаш» (входит в Группу «Объединенные машиностроительные заводы») получило уже четвертый заказ на изготовление и поставку оборудования для Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, разрабатываемого Газпромом. Завод обязался в ближайшие полгода изготовить и поставить сепараторы на промплощадку заказчика в Якутию. Сумма контракта не называется.
В целом машиностроительная отрасль Урало-Западносибирского региона показывала в первом полугодии-2017 разнонаправленную динамику (сравнение с аналогичным периодом прошлого года): производство машин и оборудования выросло в Удмуртии (плюс 16,6%), Курганской области (15,4%) и Башкирии (0,6%); в Оренбургской области и Пермском крае — серьезный спад (48,6% и 29,6% соответственно), в Тюменской (вместе с ХМАО и ЯНАО), Челябинской и Свердловской областях — снижение на 2%, 3,1% и 4,7% соответственно. Большинство машзаводов на Урале и в Западной Сибири работают сегодня на гособоронзаказ и нефтегазовый сектор. В последние два года объемы заказов нефтяников и газовиков сокращались, что привело к сокращению отечественного производства нефтегазового оборудования.
Теснят с материка
— 2015 и 2016 годы характеризовались падением цен на нефть и замедлением темпов роста рынка нефтяного машиностроения — нефтяные компании отдавали предпочтение ремонту существующего оборудования, а не закупке новой техники. В этом году рынок постепенно восстанавливается и спрос на нефтепромысловое оборудование растет. В таких условиях успешны предприятия нефтяного машиностроения, которые сохранили долю на рынке и освоили новые производственные направления, — уверен исполнительный директор завода «Ижнефтемаш» (Ижевск, входит в группу компаний «Римера») Сергей Березин.
— Рынок нефтеперерабатывающей отрасли характеризует отложенный спрос и высокие риски реализации инвестиционных проектов. Отрасль находится под влиянием экономических и технологических санкций, — характеризуют ситуацию в пресс-службе «Уралхиммаша». — Практически завершен этап модернизации российских НПЗ, связанный с обеспечением современных требований к качеству моторных топлив. Отложены на неопределенный срок капиталоемкие проекты, нацеленные на повышение глубины переработки. Сейчас более значимы проекты газодобывающей и газоперерабатывающей отраслей. Основной драйвер развития газовой отрасли — формирование новых центров газодобычи (в их числе Якутский, Иркутский и Сахалинский, Ямал, акватории северных морей России). Основное продуктовое предложение нашего предприятия — оборудование в блочном исполнении, крупногабаритные аппараты высокого давления, шаровые резервуары. Возрос спрос на оборудование для компрессорных станций и парков хранения. Как результат, «Уралхиммаш» показал в 2016 году рост поставок блочного оборудования и шаровых резервуаров.
«Ижнефтемаш» наладил серийное производство станций управления электроцентробежными насосами с номинальным током 400 и 630 А. По итогам первого полугодия 2017 года доля таких станций в структуре продаж предприятия составила 1,5%, там ожидают увеличения этого показателя и доли на рынке. При этом спрос на глубинные штанговые насосы и станки-качалки производства остается стабильно высок: доля на российском рынке 42% и 35% соответственно. Ориентируясь на зарубежные образцы техники и требования заказчиков, специалисты предприятия разработали двухнасосную цементировочную установку (в 2016 году продано 50 единиц такой техники) и станок-качалку грузоподъемностью до 12 тонн, соответствующую требованиям American Petroleum Institute.
Доля нефтегазового оборудования в общем объеме продаж холдинга «Мотовилихинские заводы» (Пермь) скромнее — 14%. Для добывающих компаний предприятия холдинга производят насосные штанги, используемые при добыче нефти плунжерными и винтовыми насосами. Для буровых и сервисных компаний — утяжеленные (в том числе немагнитные), толстостенные и ведущие бурильные трубы.
— Спрос на насосные штанги стабилен. Это связано с тем, что российские нефтяные компании обновляют парк насосных штанг, который существенно износился за последние годы, — рассказывает директор по продажам гражданской продукции «Мотовилихинских заводов» Антон Гурман. — Спрос на утяжеленные бурильные трубы в прошлом году вырос на 7%: нефтяники активно инвестировали в бурение для поднятия планки по добыче нефти, на которой теперь зафиксированы объемы по соглашению с ОПЕК. После достижения договоренности с конца 2016 года бурение в России существенно замедлилось. Рост проходки бурением, за прошлый год составивший 12%, прекратился. И, вероятно, в этом году закупки утяжеленных бурильных и ведущих труб лишь немногим превысят уровень 2015 года.
От реализации инвестиционных проектов нефтяников и газовиков почти полностью зависит работа курганской компании «Корвет»: нефтегазодобывающим предприятиям поставляется более 90% всей выпускаемой на заводе продукции — оборудование устья и гидравлические системы управления работой скважин, запорная арматура на высокие давления, манифольды.
— Особых изменений спроса не замечаем, — говорит генеральный директор АК «Корвет» Анатолий Чернов. — После освоения оборудования устья скважин для Астраханского газоконденсатного месторождения, эксплуатируемого Газпромом, мы вытеснили с материковых проектов России последнюю зарубежную компанию — Cameron. Продвигаем оборудование и на шельфовые проекты. Так, выиграли тендер и поставили оборудование для ЛУКойла на платформы в Каспии, для компании «Газпром нефть шельф» — на ледостойкую платформу месторождения Приразломное на шельфе Печорского моря. Сложнее конкурировать на зарубежных проектах. Историю и резюме предприятия и не только предприятия, а страны в целом на данном направлении приходится начинать с нуля.
Раскачать качалку
На отечественном рынке нефтегазового оборудования наши машзаводы чувствуют себя сегодня уверенно, успешно конкурируя с зарубежными производителями в большинстве сегментов. На «Ижнефтемаше», например, отмечают: с 2014 года рост курса доллара и введенные против России санкции повысили спрос на все продуктовые линейки, что увеличило объемы реализации нефтегазового оборудования завода. В первом полугодии этого года в сравнении с тем же периодом прошлого выпуск станков-качалок увеличился здесь в денежном выражении на 54%, глубинных штанговых насосов — на 27%, муфт насосно-компрессорных труб — на 20%. Рост объемов реализации позволил увеличить финансирование разработок новой импортозамещающей продукции в секторе буровых ключей и спецтехники. В текущем году завод изготовил новый буровой гидравлический ключ, который сейчас проходит испытания. В стадии разработки — высокотехнологичные образцы цементировочной техники, способные конкурировать со сложным оборудованием европейских, американских и китайских производителей.
По мнению Антона Гурмана, в целом отечественное нефтегазовое оборудование отличает сочетание высокого качества и невысоких цен:
— Есть ниши, в которых иностранные производители, несмотря на многолетние усилия по продвижению продукции, не могут добиться больших продаж в России. Например, это станки-качалки, штанговые насосы, насосные штанги, установки электрических центробежных насосов, пакеры, инструмент для ремонта скважин. Высокотехнологичное или просто очень качественное оборудование американских, европейских производителей слишком дорого, а китайское — зачастую не обеспечивает требуемого качества.
Эксперты отмечают, что до недавнего времени была сильна конкуренция со стороны зарубежных производителей крупнотоннажного нефтегазового оборудования. Например, за рубежом (в Южной Корее, Китае, Японии, Италии, Германии) закупались реакторы, колонны, теплообменники для проектов компаний «Газпром нефть», «Забсибнефтехим». Сейчас большая часть оборудования заказывается в России. В связи с проводимой политикой импортозамещения доля отечественного крупнотоннажного оборудования значительна: реакторы — 78%, колонны — 81%, емкости — 83%, теплообменники — 76%.
Повышению конкурентоспособности способствует техническое перевооружение российских машзаводов. Например, модернизация «Уралхиммаша» коснулась заготовительного и штамповочного производств, механообрабатывающего и сварочно-сборочного переделов, а также испытательного центра. На заводе создан новый участок для выпуска реакторного оборудования из теплоустойчивых марок сталей, для этого обновлено сварочное и наплавочное оборудование, запущена в эксплуатацию установка для автоматической наплавки обечаек. Освоена технология работы с очень востребованной сегодня хром-молибден-ванадиевой сталью. Проведена модернизация станочного оборудования, термических печей.
На «Корвете» осваивают импортозамещающую продукцию для нефтегазового комплекса с начала 90-х, когда приступили к конверсии:
— В результате мы способны сегодня обеспечить поставки оборудования устья скважин для любого материкового проекта на скважины с давлением до 1500 атмосфер. Проделана большая работа и по локализации изготовления большого перечня комплектующих, ранее получаемых по импорту, в том числе технически очень сложных, таких как пневмогидроаккумуляторы, горизонтальные регулирующие клапаны и т.д. Естественно, это потребовало дооснащения производственных мощностей высокоточным оборудованием, — отмечает Анатолий Чернов.
Вместе с тем часть промышленников сетует на вялую государственную поддержку в импортозамещении. Модернизацию производства и освоение новых видов продукции они проводят за свой счет. Те же «Корвет» и «Ижнефтемаш» самостоятельно обеспечивают производство и финансируют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. «Уралхиммашу» повезло больше: в декабре 2016 года Минпромторг России выделил заводу субсидию в размере более 13 млн рублей на компенсацию части затрат на «производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства» в рамках проекта «Скруббер 101».
— В части выпуска продукции государственная политика импортозамещения на нас не повлияла, — сообщил Антон Гурман. — Но есть влияние на разработки — у «Мотовилихинских заводов» открыты совместные проекты с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом. В частности мы ведем разработку роторной управляемой системы — это один из пунктов перечня приоритетных и критических видов продукции с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности, разработанного Минпромторгом. По данному проекту влияние есть как по информационной поддержке Минпромторга (использование министерских баз данных по продукции, востребованной нефтегазовым комплексом, но не выпускаемой в России совсем или в необходимых объемах), так и в части возможности осуществления проектов с совместным финансированием со стороны государства.