На чем растут цветы гражданственности,

Мустафа Билалов
11 сентября 2017, 00:00

или Этнос и нация как предмет философского дискурса

Читайте Monocle.ru в

Идея проведения Всероссийской научной конференции «Философия и практика этнического многообразия и единства России» (организована министерством по национальной политике Республики Дагестан совместно с Дагестанским государственным университетом и Институтом философии РАН; проведена летом этого года в Махачкале), возникла сразу после октябрьского 2016 года заседания Совета по межнациональным отношениям при президенте России в Астрахани. Обеспокоенность вызвал оглашенный на этом заседании законопроект о «российской политической гражданской нации», призванный определить национальную стратегию страны.

По мнению экспертов, от форсирования слияния народов в единую нацию необходимо дистанцироваться, реальная политика этнонациональных отношений России должна, наоборот, всемерно поддерживать этническое бытие. Патриотизм как ключевой элемент гражданской идентичности немыслим без этнического чувства, этнического и национального самосознания. Соответственно, курс на формирование российской политической гражданской нации должен в качестве не менее важного ориентира предполагать курс на сохранение этнической идентичности народов многонациональной России.

Необходимо признать: процесс формирования гражданской нации действительно идет, и этот процесс — есть становление гражданского общества как цивилизационной перспективы человечества. Но следует также признать и то, что переход к этой перспективе в России затруднен. Такова спе­цифика нашей страны. Постсоветская эпоха показала, что этнонациональная культура обладает значительно более емким, содержательным и глубоким культурным потенциалом, отраженным в особенностях менталитета, традиционного материального и духовного уклада наших народов, чем это предполагалось в начале 90-х, и этот потенциал входит в противоречие с ориентирами на западные либерально-демократические гражданские общества классического типа. Кроме того, вследствие кризиса общенациональной идентичности в результате распада СССР в нашей стране имел место новый импульс регионализации общественного сознания. Иными словами, российская общегражданская идентичность, безусловно, складывается. Но постепенно и с большим трудом.

Очевидно, что в понимании нации и этноса продолжаются теоретические разногласия. Отчасти методологические неясности связаны с осмыслением этнической идентичности. Умаление роли этнических процессов сопровождается их субъективизацией. См., например, «Реквием по этносу» (Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003), автор которого подчеркивает: «Этничность, как и любая форма социальной идентичности, прежде всего имеет субъективную природу» и является «коллективным чувством».

Конференция предложила рассматривать формирование общенациональной и этнической идентичности как альтернативные и объективные тенденции в поликультурном регионе. Этносы (народы) — корни, которыми дерево нации врастает в землю, прежде чем обрастать политической зеленью и цветами гражданственности. Даже когда этносы меняют или теряют кажущиеся атрибутивными признаки (территорию, язык, культуру, религию), они тысячелетиями продолжают питать нацию этнически специфичным — ментальностью, психологией, соматическими особенностями, исторической памятью. В этом заключается ключевой элемент методологии в теории наций — конкретно-исторический подход. Нация наращивает объем общего за счет полилога особенного в содержании этносов. При этом особенное не истощается, поскольку его культурно-природный ресурс необозрим и неисчерпаем.

Отличительной чертой форума стали, по оценке экспертов, его философская насыщенность, направленность на поиск современной методологии в теории национальных отношений. Так, заместитель директора по научной работе и заведующий сектором этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения РАН Юрий Попков отметил: уникальность конференции состоит в том, что на ней обсуждались философские проблемы государственной национальной политики, а этот подход нечасто присутствует в научном и политическом дискурсе. А глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов (кстати, доктор философских наук и виднейший специалист по данной тематике) подчеркнул на пленарном заседании: «Да, философ многим непонятен, но история учит: откуда изгоняли философов, там начинались трагедии. И сегодня, мне кажется, мы страдаем от дефицита философских исследований, от снижения уровня философского видения современного мира и его перспектив. Мало кто занимается всеобщим. Классик же, напомню, говорил: если вы не поняли сущность всеобщего, то при решении каждого отдельного вопроса будете соприкасаться с тем, что изначально не выяснили. Поэтому философия, изучающая всеобщие законы природы и общества, должна помочь нам этот уровень всеобщего зафиксировать. Вот мы рассуждаем об этносах — и уходим в этнографию, в этнологию. Но ведь необходимо и познание общих законов формирования общностей людей, законов социума.

В природе этноса — биологической, социальной, политической, духовной — отражаются моменты всеобщего, которые характерны для социума в целом. Надо осмыслить многообразие проявления этнического в человеке — через сущность человека».

В рекомендациях конференции отмечается: «Изучение процесса формирования этнического, национального и гражданского самосознания россиян — задача комплексная, междисциплинарная, предполагающая учет этнокультурного, этноконфессионального своеобразия страны, внутренних и внешних экономических и политических процессов. В ходе реализации Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года должна быть учтена методология, основанная на единстве субъективного и объективного, идей примордиализма и инструментализма, формационного и цивилизационного подходов к истории, а также тенденций глобализации и ее альтернативы глоколазации и новаций социального конструктивизма». Сформулирован ряд принципиальных предложений для рассмотрения в органах власти, в том числе в Федеральном агентстве по делам национальностей России. Будем надеяться, что все это не останется на бумаге.