Подлей масла

Людмила Колбина
6 ноября 2017, 00:00

Спрос на семена подсолнечника, рост рынка масла и экспортные перспективы стимулируют агрохолдинги инвестировать в новые проекты

ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА
Читайте Monocle.ru в

13 октября в министерстве сельского хозяйства Челябинской области награждали победителей Всероссийской агропромышленной выставки «Золотая осень 2017» (4 — 7 октября, Москва). В их числе —  группа компаний «Сигма» (Копейск), чье подсолнечное масло «Корона изобилия» по результатам лабораторных исследований отмечено золотыми медалями как высококачественный продукт. А накануне, 28 сентября, «Сигма» завершила главный инвестпроект года — запустила в башкирском селе Маячный маслоэкстракционный завод стоимостью более 6 млрд рублей. Это позволит нарастить объемы переработки в четыре раза, до 1200 тонн подсолнечника в сутки. Планы Маячного на следующий год — цех рафинации и дезодорации масла на 400 тонн в сутки.

На протяжении сезона-2017 не все игроки рынка подсолнечного масла смогли работать на полную мощность. «Сигме» удалось загрузить производство и обеспечить бесперебойность поставок за счет отлаженной системы работы с поставщиками семечки и непрерывной логистической цепочки снабжения предприятий весовым маслом. К тому же она сумела обеспечить себя сырьем на весь период еще до начала уборочной кампании.

Посей…

Ограничения по севообороту и климатические условия в ряде регионов сдерживают рост посевных площадей под подсолнечником, однако в целом по России они, по данным Минсельхоза РФ, увеличились с 1990 года на 174% и значительно превышают 7 млн гектаров. В 2016-м, например, посевы подсолнечника были увеличены на  614 тыс. га, что вкупе с благоприятными погодными условиями привело к рекордному урожаю — на 13% больше, чем в 2015-м, и, соответственно, к увеличению объемов переработки в масло на 10,7%.

Спрос на семечку с ростом рынка только увеличивается. Производство стимулирует ценовая ситуация, эта культура на первом месте среди масличных с точки зрения рентабельности, говорит генеральный директор холдинговой компании «Сигма» Александр Махров. Себестоимость выращивания колеблется в зависимости от внесения удобрений и химикатов. В прошлом году затраты производителей на тонну семян, по его данным, составили 7 — 10 тыс. рублей, а доходы — 25 тыс. рублей. С учетом сево­оборота (подсолнечник на одном месте сажают раз в семь лет) нужно наращивать урожайность с гектара. Потенциал благодаря новым гибридам и технологиям имеется: за последние годы возросла интенсификация возделывания культуры.

— Главное в нашем деле — сырье, — говорит Александр Махров. — «Сигма» инвестировала 150 млн рублей в предприятие «Дружба» — хотели попробовать силы в сельском хозяйстве, понять, можно ли добиться максимально возможной урожайности 20 центнеров с гектара, предел ли это. Будем развивать бизнес в эту сторону.

Мало кто из переработчиков выращивает сырье самостоятельно, «Сигма» — одна из решившихся на это компаний. Как правило, когда появляется спрос, сельхозпроизводители сами расширяют посевы. Так произошло и в Башкирии: с приходом челябинского холдинга республика увеличила производство подсолнечника втрое — с 80 до 260 тыс. тонн. Но мощности «Сигмы» росли, требовалось все больше сырья, поэтому холдинг стал закупать семена подсолнечника также в Оренбуржье и Самарской области. Компания купила элеваторы для хранения сырья: в Самаре — в 2010 году, на границе с Оренбургской областью — в 2013-м.

…Выжми…

Маячный маслоэкстракционный завод — не первый масштабный инвестиционный проект ГК в Башкортостане. В 2006 году «Сигма» приобрела небольшой Чишминский прессовый маслозавод. За десять лет его вывели, по выражению Александра Махрова, на «гроссмейстерский» уровень. Теперь он перерабатывает 1 тыс. тонн подсолнечника в сутки, стал полноценным в технологическом смысле экстракционным производством. Создано практически новое производство, построен элеватор, созданы инфраструктура, автохозяйство. На предприятии работают больше 600 человек.

На Маячном будут делать 14 тыс. тонн нерафинированного масла в месяц. Часть его отправится на дальнейшую переработку в Копейск, где его рафинируют, дезодорируют и разольют по бутылкам (завод построен по технологии и с использованием оборудования шведской компании ALFA LAVAL и итальянской SIPA; с 2007 года работает по уникальной технологии серебряной фильтрации масла). А остальное уйдет партнерам компании внутри страны и на экспорт. 

Немалым преимуществом на высококонкурентном рынке подсолнечного масла является то, что производственные объекты, объединенные в комплекс группой компаний, способны снизить себестоимость выпускаемой продукции и приносить доход и независимо друг от друга, и от работы в комплексе. Все это позволяет обеспечивать ритмичность поставок и гарантировать стабильное качество продукции. Есть в структуре холдинга комбикормовый завод  — в поселке Сургут под Самарой.

В целом экспорт бутилированного подсолнечного масла из России приходится 13% от вывозимых объемов 029_expert_ural_45.jpg
В целом экспорт бутилированного подсолнечного масла из России приходится 13% от вывозимых объемов

…Продай

Масложировой сектор стал одним из лидеров поставок за рубеж российских продуктов питания, и самые большие объемы — у подсолнечного масла. В прошлом году экспорт этого продукта составил 1,7 млн тонн, что почти на четверть больше, чем годом ранее. Сложилось все: хороший урожай (более 11 млн тонн), относительно высокие экспортные цены и низкая стоимость закупки. В этом году сбор подсолнечника будет сопоставим с прошлогодним, ожидают игроки. Внутреннее потребление количественно не изменится (около 2 млн тонн), однако кризис скорректировал поведение потребителя: он склоняется к более дешевой продукции. Поэтому несколько месяцев назад в производственной линейке «Сигмы» кроме премиальной «Короны изобилия» появились марки эконом-сегмента.

Масложировой сектор стал одним из лидеров поставок за рубеж российских продуктов питания, и самые большие объемы — у подсолнечного масла

А вот экспорт останется прежним. В марте этого года Россия вышла на второе место в мире по экспорту растительных масел с объемом более 2 млн тонн (впереди с 5 млн тонн лишь Украина). Среди компаний-экспортеров фасованного масла на долю «Сигмы» приходится 6%. Ее задача — выйти на новые рынки сбыта, нарастить объемы поставок в частности в Китай, куда уже уходит более 150 тонн масла в месяц. Китай импортирует в месяц российского подсолнечного масла в упаковке в среднем 2,5 тыс. тонн, доля его рынка — 13%. Огромнейший рынок Поднебесной защищен от проникновения внешних поставщиков требованиями законодательства к пищевой продукции по качественным критериям, которые у нас даже не исследуются. «Сигме» приходится отправлять образцы продукции дистрибьюторам, проходить экспертизы, чтобы попасть в торговые сети этой страны.