Заповеди экспортера

Артем Коваленко
20 ноября 2017, 00:00

Как решать проблемы, с которыми сталкивается бизнес во время запуска проектов, ориентированных на зарубежные рынки

Генеральный директор Школы экспорта РЭЦ Алиса Никитина: «Конкурентоспособным может быть любое предприятие, имеющее качественный и уникальный продукт, правильную систему контроля и квалифицированный менеджмент»

Экспорт несырьевых товаров из России поднялся за восемь месяцев 2017 года на 19% (здесь и далее к аналогичному периоду прошлого года) до 77 млрд долларов. Это 35% всего экспорта России. Лидеры роста — машиностроение и АПК. Так, объем поставок гражданских машин и оборудования вырос почти на 17% до 10,8 млрд долларов. Экспорт этой группы товаров в страны Евросоюза показал плюс 15% и составил 2,1 млрд долларов. Поставки продовольствия и сельхозсырья увеличились на 19,6% (до 11,9 млрд долларов). Только в Китай несырьевой экспорт (более четверти в общей структуре экспорта) прибавил 32% и достиг 6,3 млрд долларов. Динамику показали поставки соевого масла, ракообразных, полиэтилена. В этом году РФ начала экспорт в Китай новых товаров, например, промышленных роботов, использующихся на строительстве различных объектов, а также подъемные механизмы, генераторы постоянного тока и пожарные машины.

По оценкам Минпромторга, объемы несырьевого экспорта по итогам 2017 года составят около 125 млрд долларов (в 2016-м — 109 миллиардов). «Этого недостаточно, чтобы выйти на темпы роста 3 — 4% ВВП в год, — заявил в октябре в ходе конференции «Евразийская интеграция» глава совета фонда ЦСР, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. — Нужно в следующие шесть лет довести несырьевой экспорт до 200 — 220 млрд долларов — это конкретная структурная задача, которая стоит перед правительством на ближайшие годы. Нужно максимально снизить барьеры, упростить валютный контроль, таможенные процедуры и выход предприятий на экспорт. Сейчас только одна из 150 компаний выходит на экспорт — этого абсолютно недостаточно для экспортной ориентированности. Нужно удвоить количество предприятий, которые работают на экспорт». Насколько это реально, как расширять спектр конкурентоспособных товаров и стимулировать несырьевой экспорт, «Э-У» рассказала генеральный директор Школы экспорта РЭЦ Алиса Никитина.

— Алиса, приведите, пожалуйста, успешные примеры выхода несырьевых экспортеров на новые рынки. Какие товары и услуги востребованы за границей?

— Прежде всего хотелось бы отметить главное — влияние на экспорт экономики. Сегодняшняя ситуация, в первую очередь ослабление рубля, сделала отечественные компании более востребованными за границей. Качество производимой продукции всегда было конкурентным, но раньше из-за стоимости рубля экспортировать ее было сложнее.

Ключевой категорией по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности является «Механическое оборудование и техника, компьютеры», объем которых в общем экспорте за период с января по июль 2017 года составил 4,3 млрд долларов. Это очень серьезный для России показатель. Значительные цифры приходятся на неклассифицированные товары. Это, в частности, услуги, которые компании оказывают заказчикам удаленно. С января по июль объем такого экспорта из российских регионов составил 3,6 млрд долларов, а его доля — 5,5% от общего экспортного объема. 

Конкретный пример динамично развивающейся на новых рынках компании — разработчик систем и крупного авиационного оборудования для аэропортов «НПО РТС». Предприятие регулярно выигрывает тендеры на поставку собственных решений в Китай.

Изучайте рынок

— Как меняется структура несырьевого экспорта, становится ли она более диверсифицированной?

— Во время обучения мы всегда делаем акцент на том, что структура несырьевого экспорта находится в постоянной динамике и диверсификации. Это связано с внешнеэкономическими отношениями нашей страны, со спросом на российскую продукцию и появлением новых игроков на экспортном поле. Так, с января по июль 2017 года на первые позиции вышли ИТ-товары, тогда как удобрения потеряли 4,2%. Значит, то, что было востребовано полгода назад, не обязательно будет интересно аудитории в следующем году. Об этом важно помнить предпринимателям при разработке стратегии развития предприятия. Можно даже сказать, что одна из задач современных сотрудников и руководителей компаний, как уже реализующих экспортные проекты, так и только планирующих заняться экспортом, — не только получение новых знаний в сфере их деятельности, но и актуализация уже имеющихся. Поэтому на курсах Школы экспорта РЭЦ мы также учим, как работать с источниками информации, получать и анализировать информацию о последних изменениях в законодательстве и запросах покупателей, следить за происходящими в сфере международной торговли изменениями и оценивать текущую ситуацию на рынке.

 — Как вы оцениваете уровень готовности компаний выходить на зарубежные рынки? Каких знаний, навыков им не хватает?

— Говорить о некоем общем уровне подготовленности предприятий сложно: много продуктов, много рынков, много кейсов. Работая с представителями различных компаний от индивидуальных предприятий регионального уровня до игроков федерального масштаба и анализируя их опыт выхода на внешние рынки, мы сделали несколько ключевых выводов о препятствиях, с которыми сталкиваются предприниматели во время запуска экспортных проектов.

Во-первых, компаниям часто не хватает базовых знаний и актуальной информации. Разрабатывая курсы для образовательной программы Школы экспорта РЭЦ, мы стараемся предугадать, какие нюансы экспорта окажутся для слушателей неочевидными, но значимыми, и обратить на них отдельное внимание. Во-вторых, далеко не все способны оценить реальную стоимость вывода именно их товара на международную арену. В-третьих, в свободных источниках, как правило, нет исчерпывающей информации о методах получения экспортерами поддержки от государства. А та информация, которая есть, сопровождается множеством стереотипов (например, о том, что господдержка доступна только корпорациям-гигантам) — эти мифы мы стараемся опровергнуть, подробно рассказывая о услугах Группы РЭЦ и условиях их получения.

Однако после решения этих вопросов предприниматели сталкиваются с другими сложностями: выбор страны экспорта, поиск партнеров, сертификация продукции, защита интеллектуальной собственности. И на каждом из этапов реализации экспортного проекта бизнесу нужна образовательно-информационная поддержка, ведь будущий успех во многом зависит от того, насколько тщательно компания подготовит свой товар или услугу к выходу на новый зарубежный рынок.

У нас в стране много предпринимателей, у которых действительно горят глаза при обсуждении перспектив работы с зарубежными покупателями. При этом не так важно, начинает ли компания работать с экспортными поставками или уже имеет опыт международных продаж — образовательная программа Школы экспорта РЭЦ становится информационной поддержкой, которая позволяет эффективно организовать работу сотрудников, ответственных за международную торговлю.

Производите уникальные продукты

— Предприятия каких отраслей чаще стремятся завоевать иностранные рынки? Насколько они конкурентоспособны?

— В целом частота выхода компаний на зарубежные рынки и объем экспортируемых товаров — не совсем зависящие друг от друга составляющие. Более корректно говорить о том, какие сферы имеют большую долю в общем объеме. Сейчас это ИT (6,2%) и удобрения (6%).

Китайский рынок не так прост, как может показаться на первый взгляд

Что касается конкурентоспособности, то тут многое зависит от самой компании. Мы учим предпринимателей корректно классифицировать товары, адаптировать их под новый рынок, грамотно выстраивать систему логистики, продаж, гарантийного обслуживания и т.д. Конкурентоспособным может быть любое предприятие, имеющее качественный и уникальный продукт, правильную систему контроля и квалифицированный менеджмент.

— Как региональные власти должны способствовать выходу компаний за рубеж?

— Расскажу о том, что касается непосредственно нашей деятельности. Администрации регионов уже сейчас заинтересованы в реализации уникального образовательного проекта и понимают, что получение качественных знаний в сфере ВЭД — это огромный шаг к развитию экспортного потенциала региона. Благодаря желанию сотрудничать со Школой экспорта РЭЦ мы присутствуем уже в 41 регионе и продолжаем развиваться. С помощью региональных тренеров, прошедших обучение и аттестацию по стандартам Школы, мы на безвозмездной основе обучаем компании, рассказываем им об особенностях экспорта и помогаем актуализировать знания в части законодательных мер регулирования и возможностях получения господдержки их предприятий.

Грамотно выбирайте страну-партнера

— Какие государства чаще интересуют экспортеров? Учитываете ли вы страновую специфику при подготовке бизнеса?

— Если вы хотите быть успешным, не учитывать ее просто нельзя. Более того, выбор страны-партнера зависит и от региона, откуда ведет деятельность экспортер, на это влияет множество факторов: политические и исторически сложившиеся торговые отношения с теми или иными государствами, наличие общей границы, выход к морю, природные ресурсы и т.д. Так, субъекты Дальневосточного федерального округа ведут активную внешнеэкономическую деятельность с Китаем, Кореей или Японией. Бизнес средней полосы России экспортирует продукцию в страны БРИКС или СНГ. Многое зависит от уникальности экспортируемого продукта и его особенностей: он может быть мало востребован в странах Европейского союза, но иметь колоссальный успех в Латинской Америке. Именно последовательному выбору зарубежного рынка и покупателя мы учим в рамках вводного курса образовательной программы Школы экспорта РЭЦ, т.к. это фактически определяет эффективность будущего экспортного проекта. В курсе деловой коммуникации рассказываем об особенностях ведения бизнеса с представителями разных государств — как грамотно выстроить диалог с зарубежным партнером на разных этапах экспортной сделки, учитывая его национальные, религиозные и культурные особенности. Знания, которые мы передаем в данном курсе, базовые, охватывают сразу несколько необходимых экспортерам областей и ориентированы на потенциальных и действующих экспортеров с начальным уровнем компетенции в сфере ВЭД, в частности, общения с иностранными партнерами. Кстати, уже в следующем году планируем запустить программу для опытных предпринимателей, в которой страновая специфика будет рассмотрена более предметно.

— Как вы оцениваете возможность выхода компаний в Иран, Индию и Китай? Насколько рынки этих стран привлекательнее рынков ЕС?

— Поставки в эти страны постоянно растут, причем рейтинг регионов-экспортеров в эти государства возглавляют различные субъекты федерации. Для Индии это Москва, Санкт-Петербург и Республика Саха, для иранского рынка — Челябинск, Астраханская область и Москва. Китай более четырех лет уверенно удерживает позицию одного из главных импортеров российской продукции, занимая второе место. Общий объем экспорта с января по июль — 20,8 млрд долларов. Основные поставщики — Москва, Тюменская и Иркутская области: продают топливо, древесину, продукты деревообработки и ИT-решения. Подробнее об особенностях построения международного бизнеса в Иране, Индии, Китае и во многих других странах мы рассказываем в наших курсах, посвященных деловой коммуникации и возможностям онлайн-торговли для экспортеров, доступных как в очном формате в регионах-участниках реализации нашей программы, так и дистанционно на образовательном портале Школы экспорта РЭЦ.