Айтишник в квадрате

Павел Кобер
26 марта 2018, 00:00

Кажущаяся узкопрофильной задача подготовки специалистов для ИТ-отрасли в действительности способна обеспечить прорыв в развитии ведущих отраслей экономики, где уже вовсю оцифровываются рабочие процессы

ЕЛЕНА ЕЛИСЕЕВА
Школьники и студенты, желающие связать свою профессиональную деятельность с информационными технологиями, посетили организованную в Уральском федеральном университете стендовую сессию ИT-компаний
Читайте Monocle.ru в

В России ощущается дефицит в миллион специалистов ИТ-отрасли (дефицит испытывают не только собственно ИТ-компании, но и масса организаций и предприятий, функционирующих при помощи информационных технологий), при этом ежегодно спрос на айтишников увеличивается на 25%. Такие данные прозвучали на круглом столе по подготовке кадров — одном из центральных мероприятий прошедшего в Уральском федеральном университете (УрФУ) 14 марта дня открытых дверей «Пик IT». В круглом столе приняли участие топ-менеджеры и HR-руководители ИT-компаний, ИT-директора и специалисты по управлению персоналом крупных промышленных компаний и организаций финансового сектора, представители образовательного сообщества и эксперты.

Проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ Даниил Сандлер обратил внимание собравшихся, что нехватка ИТ-специалистов — проблема мировая. В США дело дошло даже до того, что губернатор одного из штатов вышел с инициативой продлить обучение в школах на несколько лет, чтобы выпускать готовых сотрудников для ИТ-отрасли без необходимости дополнительной учебы в колледже.

— Есть и другие вопросы, на которых нет однозначного ответа. Мы входим в новую промышленную революцию, где даже транснациональные корпорации перестают быть той организационной и экономической единицей, на базе которой развивается экономика. Основой становятся цифровые платформы. Передовые корпорации уже движутся в эту сторону. Например, Alibaba — это не одна компания, а цифровая платформа, на которой работает множество компаний с разным статусом и глубиной участия. Вызовов много и будущее неопределенно, но наш президент однозначно поддерживает нас в стремлении решать эти задачи и сообщает нам, что государство окажет поддержку тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, имеющих сквозной меж­отраслевой эффект.

О необходимости подготовки специалистов, которые не замыкаются на ИТ-отрасли, а хорошо знакомы с основными бизнес-процессами, экономикой и менеджментом на предприятии, рассказал завкафедрой анализа систем принятия решений Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ Евгений Синицын:

— Что нужно, чтобы люди развернулись к цифровой экономике? Сегодня много говорится об «умном городе». Но «умный город» — это прежде всего большое информационное хранилище, иначе ничего умного не

выйдет. Например, несколько проектов, выполненных для органов госвласти, показывают, что есть серьезный дефицит информации, необходимой для принятия адекватных и оперативных управленческих решений. Точнее, она есть, но разобщена. Для успешной цифровой экономики нужны также менеджеры, грамотные в сфере ИТ, бизнес-аналитики — посредники между бизнесом и разработчиками программ. Очень часто приходилось наблюдать, как при отсутствии того человека, который собрал информацию, поговорил с бизнесом, грамотно поставил задачу, проект превращается в хаос. Нужны и специалисты по анализу больших объемов данных, эту компетенцию мы даем достаточно серьезно.

А самые, на мой взгляд, интересные специалисты — «прогрессоры», способные создавать новые бизнес-модели в информационной среде или применять информационные технологии для изменения лица существующего бизнеса. Они глубоко понимают потребности бизнеса, имеют предпринимательский дух и, естественно, знают возможности информационных технологий. За рубежом именно такие «прогрессоры» являются теми сотрудниками ИТ-компаний, для которых создается режим наибольшего благоприятствования. Вот именно на подготовку перечисленных специалистов своеобразных «билингве» в сфере экономики и ИТ мы стараемся ориентироваться, в частности втягивая студентов в реальные проектные работы.

Разработчик плюс

В компании Naumen (производитель программного обеспечения) работает около 500 человек, половина из них — в Екатеринбурге. Дефицит кадров составляет 15%, в основном разработчики.

— Почему мы не можем в Екатеринбурге набрать достаточное количество ИТ-специалистов? — задается вопросом председатель совета директоров Naumen Александр Давыдов. — Очень многие из них уезжают учиться в другие города, в том числе потому, что в Екатеринбурге не удовлетворяется запрос на элитное образование.

И это одна из самых больших проблем.

Поэтому мы вынуждены переносить центр деятельности в Санкт-Петербург и Москву. Как решать кадровый вопрос? На мой взгляд, самое эффективное средство — вовлечение со стороны компании в проектную деятельность школьников и студентов.

В системе образования готовы к такой совместной работе, тем более с учетом того, что самостоятельно школы явно не тянут предмет информатики. Начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева так прокомментировала ситуацию:

— Мы понимаем, что система общего образования не отвечает потребностям современного рынка труда, но с нашей инерцией ждать, когда она изменится, будем еще очень долго. В ближайшее время вряд ли поменяется учебный план и вряд ли часов информатики у нас станет столько же, сколько истории с физкультурой вместе взятых. Если система общего образования не отвечает на данные вызовы, то должна подключиться система дополнительного образования, но сегодня эта сфера страшно недофинансирована. Поэтому совместные с бизнесом проекты по развитию дополнительного образования в ИТ-сфере очень нужны. Надеемся, что со следующего учебного года в ряде школ Екатеринбурга при участии специалистов УрФУ и компании «СКБ Контур» появятся кружки по информатике. И такие кружки должны быть в каждой школе. Еще одна серьезная проблема — кадровая: нам надо перепрофилировать учителей информатики. Для этого нужно привлекать специалистов из высшей школы и разрабатывать современные курсы по переподготовке преподавателей. Решение проблем лежит в развитии системы дополнительного образования и в сотрудничестве с вузами и работодателями. Мы готовы к такому взаимодействию.

Руководитель управления по работе с персоналом «СКБ Контура» Светлана Скользкова отметила, что компания уже больше десяти лет, помимо школ, сотрудничает с УрФУ, и наиболее успешно — в области подготовки разработчиков программного обеспечения:

— Но когда мы говорим о кадрах для ИТ-отрасли, то должны понимать, что здесь работают не только разработчики, но и продавцы, маркетологи, другие специалисты. И четко отделить информационные технологии от всего остального очень сложно. Поэтому важно готовить специалистов, которые бы квалифицированно разбирались не только в области ИТ.

— К нам сейчас пришел на стажировку большой поток студентов, около 50 человек, — сообщила директор по персоналу компании «СКБ Лаб» Елена Пономарева. — У них такой запрос: хочу попасть на стажировку в тестирование, но развиваться в программировании. Этот подход уже не актуален. Сейчас появилась новая профессия — тестировщик, ею надо заниматься, к ней надо готовить, потому что это целая наука со своими парадигмами и множественными направлениями.

Пожалуйте на завод

На круглом столе выступили и представители ИТ-служб крупных промышленных предприятий. Начальник отдела ИТ Машиностроительного завода им. Калинина Николай Каин на примере своего предприятия сообщил, что требуются айтишники как широкого, так и узкого профиля:

— Если мы берем разработку программных продуктов, то постановщик задач должен знать как языки программирования, так и иметь базовые знания в определенной предметной области. Но и специалист узкого профиля тоже необходим — тот же разработчик, отвечая головой за функциональность ПО, должен иметь в своей команде несколько узкоспециализированных программистов, которые прекрасно знают языки программирования, различные платформы, отлично обращаются с аппаратным обеспечением и больше ни во что не погружаются, гарантируя качественный программный код этого ПО. Одними специалистами широкого профиля невозможно создавать качественные программные продукты.

Главное, на что обратил внимание Николай Каин, — в вузах не учат студентов решать сложные задачи в условиях жестко ограниченных ресурсов: на предприятии предполагается, что ИТ-отдел будет экономить деньги или даже зарабатывать их, автоматизируя ресурсоемкие процессы, а не транжирить, внедряя проекты просто ради научного интереса или наработки опыта.

Для Русской медной компании (РМК), как и для других промышленных предприятий, основная потребность в ИТ-специалистах связана с дефицитом представителей «рабочих специальностей» от ИT-сферы, чья задача — не создавать и внедрять прорывные технологии, а обеспечивать бесперебойную и безаварийную работу действующих решений в области информационных технологий в промышленном контуре.

— Многие процессы в тяжелой промышленности вообще невозможны без ИТ, с их помощью мы плавим, катаем, отливаем, обрабатываем металл. Но ИТР от ИТ-сферы составляют на заводе максимум 10% общего состава. А где взять оставшиеся? Нам не хватает практических специалистов АСУ техпроцессом, способных правильно эксплуатировать инфраструктуру, но не вмешиваться в программирование технологических процессов, — заметил вице-президент РМК по ИТ Сергей Шувалов.

— ИТ-специалисты востребованы в разных отраслях промышленности, а не только в ИТ-области, — согласился генеральный директор ГК «ХОСТ» (системный интегратор и разработчик информационных систем) Константин Суслов. — Мы заинтересованы в хорошо подготовленных специалистах как для себя, так и для экономики в целом. Поэтому идем в университеты и проводим практические курсы. Не надо от нас ждать полноценного обучения, это не наша задача — заменить классическое образование. Наши ресурсы ограничены, и мы пробуем и предлагаем разные формы обучения. Один из вариантов — формат комбинированного курса, когда теоретическую часть студенты слушают на онлайн-курсах, а практические навыки и оценка результата работ — на очных лекциях раз в месяц. Начали такую программу в конце прошлого года, на курсы записались порядка 20 человек, пять из них по результатам финального тестирования мы пригласили к себе на работу. Для нас это хороший результат.

— Мы никогда не успеем за ИТ-ком­паниями с точки зрения компетенций.

В то же время мы должны выпускать специалистов, соответствующих запросам работодателей, поэтому без тесного взаимодействия с ними не можем организовать образовательный процесс, — подчеркнул директор Института радиоэлектроники и информационных технологий — РтФ

УрФУ Сергей Шабунин. — В нашем образовательном процессе участвуют очень много сотрудников ИТ-компаний. Привлечение таких специалистов позволяет существенно улучшить качество подготовки и просто увлечь наших студентов. А увлекать их образовательными и техническими проектами нужно буквально с первых-вторых курсов. И тут мы решаем задачу формирования нужных команд для наших работодателей.

Но какое в целом влияние на предприятия может оказать армия айтишников и каких последствий нужно ожидать от перехода к цифровой экономике? Исполнительный вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Татьяна Кансафарова озвучила результаты проведенного по итогам 2017 года опроса членов СОСПП:

— Среди опрошенных представители 28% компаний надеются на создание новых интернет-платформ для развития бизнеса. Промпредприятия воспринимают ИТ как некий сервисный бизнес. Столько же респондентов ожидают появление новых рынков высоких технологий. Вероятный рост числа высококвалифицированных кадров и высокопроизводительных рабочих мест отметили 16%. Но около 10% опрошенных отметили как риск отток и миграцию высококвалифицированного персонала — именно из-за того, что будут внедряться информационные технологии.