Переходим к движению на новых принципах

Павел Кобер
13 августа 2018, 00:00

Электрификация автомобилей, беспилотное вождение, диджитализация транспортных систем способны в ближайшее десятилетие изменить философию движения, но одновременно бросить человечеству ряд серьезных вызовов

Читайте Monocle.ru в

Kомпании Bosch и Daimler объявили о начале реализации совместного проекта по развитию беспилотного транспорта. Концерн Daimler должен обеспечить автомобили системой вождения и предоставить транспортные средства для тестирования, Bosch — поставлять компоненты и детали для будущих беспилотников. Площадкой для тестирования станет Кремниевая долина в США. Первое беспилотное такси в Калифорнии появится во второй половине 2019 года. Проект должен показать, как искусственный интеллект может управлять транспортными средствами и выбирать оптимальные маршруты для передвижения.

Не отстать от мировых лидеров стремятся и российские автопроизводители. В Группе ГАЗ сообщили о ведущихся разработках беспилотного автомобиля.

— Первыми беспилотниками станут коммерческие автомобили, и ГАЗ будет обязательно в этом участвовать, — заявил член совета директоров Группы ГАЗ Манфред Айбек. — Российское законодательство и вся среда должны быть готовы к запуску беспилотных коммерческих автомобилей. Если каждый день по одному и тому же маршруту в торговые точки поставляется, например, хлеб или какие-то другие продукты питания, то это можно планировать и создавать соответствующую инфраструктуру. Возможно, через три-четыре года вы увидите в Москве специально выделенные полосы для таких автономных перевозок. И мы сделаем этот транспорт доступным.

Два пальца на руле

Кажется, сама Земля начинает вращаться на новых основаниях. Принципы передвижения населения и товаров по всему миру переосмысливаются технически, экономически и философски. Переход из точки А в точку Б становится быстрее, дешевле, безопаснее и комфортнее. Но достигается это не просто за счет замены одного транспортного средства другим, пусть даже на порядок более совершенным. Преобразуется вся транспортная система и сопутствующая инфраструктура, следствием чего становятся изменения в экономических и общественных связях, да и в самой человеческой психологии. Вопросы возникают разнообразные.

Например, в переходном периоде водитель будет сопровождать беспилотное транспортное средство. На всякий непредвиденный случай. Как вести себя водителю, чем ему заняться, чтобы не повредить собственную психику? Эту проблему обстоятельно изучают, в частности, немецкие специалисты, пытающиеся использовать опыт железнодорожного оператора Deutsche Bahn, который уже практикует управление локомотивами без участия машинистов. Дальше — больше: понятно, что в конце концов эти люди потеряют работу и вольются в многочисленную армию лишенных стабильного источника благополучия. И с этим тоже надо что-то делать.

Сегодня мегаполисы притягивают для заработка людей из городов-спутников в радиусе примерно ста километров. Как изменятся общественные связи, если ускорение транспортных потоков приведет в движение жителей малых населенных пунктов в пределах 300 — 500 километров от мегаполисов? Не вызовет ли это еще большую напряженность на рынке труда? А может, наоборот, перенаправит инвестиционный поток в отдаленные города и будет способствовать созданию там новых рабочих мест? Выходит, хваленая идея мегаполисов вообще начинает размываться вместе с их границами?

Замена в автомобилях двигателя внутреннего сгорания на аккумуляторные батареи способна вызвать глобальную переоценку ценности полезных ископаемых. Как это отразится на мировой добыче, транспортировке и переработке углеводородов, какие рыночные цены могут установиться на металлы, используемые для изготовления аккумуляторов (а это литий, графит, кобальт, медь, титан, алюминий, никель, марганец), изменится ли в связи с этим геоэкономическая расстановка сил в мире?

Будущее мобильности и новые вызовы стали одной из главных тем обсуждения на Российско-немецком промышленном форуме, прошедшем в Екатеринбурге в рамках международной выставки Иннопром-2018. Здесь были представлены, в частности, ведущие немецкие концерны транспортного машиностроения — Siemens и BMW. Но то — сегодняшние мировые лидеры. Останутся ли они таковыми через каких-то десять-двадцать лет? Заметим, что ни одна компания, которая в XIX веке делала кареты, не смогла трансформироваться в производителя автомобилей.

По словам президента и генерального директора BMW Group в России Штефана Тойхерта, ради сохранения лидерства автоконцерн в ближайшее десятилетие намерен измениться больше, чем за последние сто лет:

— Именно сейчас наступает самое увлекательное время, потому что в автомобилестроении одновременно наблюдаются сразу несколько тенденций — электрификация (доля электромобилей в скандинавских странах, в Малайзии, Таиланде уже составляет 40 — 60%) и переход на автономное вождение. BMW первый электромобиль выпустил в 1970 году для Олимпийский игр, которые прошли через два года в Мюнхене. Но в последующие десятилетия мы ничего не смогли сделать в области электрификации. Зато недавно пошел бурный рост. В 2017 году мы продали уже 100 тысяч электромобилей.

В новой стратегии компании до 2025 года предусмотрено, что к этому сроку у нас будет 25 электрифицированных моделей (половина гибридные и половина полностью электрические), а их доля составит четверть в общем объеме продаж автомобилей BMW. Что касается автономного вождения, то оно уже частично присутствует в двух сериях BMW. Я проехал на таком автомобиле 600 км из Мюнхена в Берлин и держал на руле буквально два пальца — исключительно на всякий случай, машина ехала сама по себе, и это было очень приятно.

 expert_ural_33_012.jpg

Ряд автопроизводителей сегодня развивают в крупнейших городах мира каршеринг — краткосрочный прокат автомобиля, оперативно оформляемый с помощью мобильного приложения. Например, BMW использует для этого в Европе 6 тысяч своих машин, многие из которых полностью электрические. Можно предположить, что вскоре они станут беспилотными, в результате чего системы такси и каршеринга, по сути, потеряют различия. Но главное, что уже сейчас развитие каршеринга требует создания соответствующей инфраструктуры, и прежде всего доступных парковок в мегаполисах. Как уже отмечалось, машины-беспилотники требуют организации выделенных полос. Для электромобилей необходимо создание сети зарядных станций. Последнее, кстати, вполне решаемо административным путем. Так, в китайском Шанхае местные власти постановили: при создании новых парковок каждое десятое место должно быть оборудовано зарядной станцией. Добавим, что зарядными станциями могут быть оборудованы и стоянки у торговых центров: пока водитель с семьей ходит по магазинам, аккумулятор заряжается (сегодня этот процесс занимает примерно 40 минут).

Как же тебя обогнать

Строительство транспортной инфраструктуры будущего невозможно без обновления законодательной базы. В апреле правительство утвердило очень смелую Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (см. «Стратегический взгляд на автопром»). Теперь для ее реализации требуются разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Отмечу, что автора статьи приглашали на обсуждение проекта транспортной стратегии Свердловской области. Так вот, об электромобилях, беспилотном транспорте и системе каршеринга в нем нет ни строчки. Для местных чиновников это пока инопланетные понятия.

Пробелы в законодательстве, связанные с возникновением новых участников движения и с изменением самой системы перевозок, характерны для всего мира. Например, пока ни в одной стране не решен вопрос, как встроить беспилотник в общий транспортный поток, каковы в этом случае будут, например, правила обгона (особенно если движется целая беспилотная автоколонна), кто и как несет ответственность при ДТП.

— Сейчас наша компания активно работает над формированием автономных колонн грузового автотранспорта, — сообщил генеральный директор немецкой транспортно-логистической компании Schenker Айварс Тауриньш. — Мы уже начали такие тестовые перевозки в Германии. Технически все работает. Здесь больше внимания уделяется интеграции этого решения во внешнюю среду — в общество, в пространство. Все остальные участники движения должны понимать, как ведет себя такая автоколонна и как им вести себя при встрече с ней.

Новые технологии, связанные с автоматизацией и цифровизацией, активно внедряются и на железной дороге. По многим показателем пионером в этой сфере является немецкий концерн Siemens, изготовивший для России высокоскоростные поезда «Сапсан», а также организовавший в Свердловской области совместно с Группой Синара предприятие «Уральские локомотивы», выпускающее в том числе скоростные электропоезда «Ласточка».

— На «Сапсане» установлены несколько тысяч датчиков, которые информируют о состоянии всех технических систем внутри поезда. Эти данные от всех наших «Сапсанов» и «Ласточек» передаются через интернет в дата-центр, который мы открыли в Москве. Таким образом, мы полностью перешли от интервального обслуживания поезда на обслуживание по состоянию. Это ускоряет и удешевляет сервис, — делится опытом директор по работе с глобальным ключевым клиентом Siemens в России Рольф Эпштайн. — Но этим для нас цифровизация не ограничивается. Мы пытаемся собирать не только внутренние, но и внешние данные, например, о состоянии инфраструктуры.

В процессе движения поезд фиксирует различные толчки и вибрации. Кроме того, мы можем дистанционно определять техническое состояние стрелочных переводов железнодорожного пути и используемого там электропривода.

При такой цифровизации никаких шпионов в Россию засылать не нужно. Но дело действительно важное, поскольку экономит колоссальные ресурсы на исследование текущего состояния инфраструктуры.

Беспилотные технологии, цифровизация и электрификация пришли и в сельскохозяйственную технику. Здесь своя специфика.

— Как и об индустрии, мы также говорим о сельском хозяйстве 4.0, — рассуждает генеральный директор CLAAS в России Ральф Бендиш. — Автономное вождение — это в том числе и тренд в сельскохозяйственном машиностроении. Но в отличие от легковых автомобилей и грузовиков сельхозтехника передвигается преимущественно в поле, где нет дорог. Поэтому здесь нужны спутниковая навигация и различные программы. Есть и много другой специфики. Например, вождение комбайна составляет меньше 20% времени работы комбайнера. Остальное — настройка и контроль системы, чтобы минимизировать потери урожая, сократить расход топлива и так далее. Электрификация сельхозтехники пока затруднена, поскольку для нее нужны очень мощные аккумуляторы. По нашей оценке, они станут доступны только к 2025 году. Зато цифровые технологии — уже реальность. Наша компания предлагает внедрение сложных систем, при которых техника работает в автоматическом режиме и общается между собой, а фермер как управляющий сидит за большим пультом и отслеживает на экране ее работу. Таким образом могут обрабатываться площади до 200 тыс. гектаров — это целое государство.

Ушла на склад

Создание новых транспортных средств и систем, меняющих саму философию передвижения людей и грузов, невозможно на старой производственной базе. Чтобы изменить мир, автопроизводители должны измениться сами. Здесь также уже разработаны и внедряются революционные технологии. Одну из таких представляет немецкий производитель промышленных роботов KUKA Robotics, который работает в нашей стране уже полвека: ровно 50 лет назад первая автоматическая линия была поставлена на производство КамАЗа.

Затем последовали поставки на другие советские автопроизводства — ГАЗ, ВАЗ, ИжАвто. Некоторые из этих линий до сих пор работают без модернизации.

— Для нас ключевой элемент в Индустрии 4.0 — построение нового типа бесконвейерной сборки, — обрисовал новую технологию генеральный директор KUKA Robotics RUS Дмитрий Капишников. — Со времен Генри Форда автопроизводители используют конвейер, где на определенных местах собирают различные элементы. Мы предлагаем новую систему производства. Это абсолютно чистый цех, где нет никакого оборудования. Производство осуществляют от 40 до 100 мобильных платформ и роботов, которые ведут абсолютно всю логистику, начиная со склада и заканчивая готовым продуктом. Собрали конкретную модель — и вся техника сама ушла на склад. Таким образом в одном месте мы можем собирать бесконечное количество моделей. Это очень важно, поскольку в мире господствует индивидуализация. Мы все как пользователи хотим, чтобы наш автомобиль был определенного цвета, размера, с большим набором разнообразных опций. Современное производство обязано обеспечивать такую потребность. Четыре месяца назад мы подписали с одним из крупнейших автопроизводителей первый контракт на поставку бесконвейерной линии.

Мобильность — мегатренд, который будет определять развитие нашего общества в ближайшие десятилетия. На коне окажется тот, кто вовремя начнет решать сопутствующие задачи — инфраструктурные, правовые, технологические.