Давний конфликт Республики Башкортостан и БСК «Сода» переходит в фазу рисков, о которых я как член Экспертного совета Федерального агентства по делам национальностей обязан высказать мнение. БСК «Сода» требует снять охрану закона с уникального шихана — горы Торатау, с 1965 года защищенного как памятник природы и истории. Гора состоит из известняка, который используется при производстве соды, и этих ресурсов достаточно для получения сверхприбылей без вложений в принципиальную модернизацию производства. Рустэм Хамитов как глава РБ несколько раз публично и четко заявлял: по закону снимать природоохранительный статус с шиханов нельзя, и он поддержит общество, вставшее на защиту горы. Ныне БСК «Сода» развернула чрезвычайно активную и, считаю, провоцирующую информационную кампанию, настраивающую одну часть населения республики против другой.
А именно работников «Соды» и их семьи — против общественности и властей Башкирии, угрожая первым массовыми увольнениями, шантажируя вторых ликвидацией рабочих мест. Олигархическая верхушка «Соды» публично игнорирует уже не только мнение экологов России, не только позицию почти всей общественности и науки Башкирии, но и четко выраженное официальное мнение самой Республики Башкортостан, крупнейшей по населению и первой исторически национальной автономии в России. Кроме того, республика обладает 32,8% акций самой «Соды», то есть эта верхушка игнорирует еще и мнение крупнейшего акционера.
Согласно опросу ВЦИОМ 2015 года, 72% опрошенных против разработки шиханов. И провластные, и оппозиционные, и независимые акторы Башкирии и России в большинстве своем оказались едины в этой позиции. Причем это люди самых разных национальностей (упомяну навскидку: замдиректора Института геологии УНЦ РАН Сергей Ковалев, директор Института биологии УФИЦ РАН Василий Мартыненко, секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев, директор Центра экологического аудита РАНХиГС при президенте РФ Леонид Примак, депутат Госсобрания-Курултая РБ Руфина Шигапова, писатель Игорь Савельев, директор Всероссийской школы блогеров Евгения Куцуева — примеры можно перечислять долго). Иное дело, что открытое пренебрежение исторически и символически значимыми для башкирского народа горами, да еще с требованием снять с них защиту закона, особо задело именно его. Последний флешмоб «Кольцо жизни» вокруг Торатау собрал более 3 тыс. человек, подавляющее большинство которых никак не отнесешь к националистам. Понятно, эту тему не могли не отработать и националисты, но она объективно конфликтна для башкирской нации. Помимо эпатажных БОО «Башкорт» или диссидента Айрата Дильмухаметова, в защиту гор давно выступили историки и писатели, ученые и общественники без различия национальности, от Всемирного Курултая башкир до Русского географического общества и Академии наук РБ. Пиар-технологи «Соды» сами создали ситуацию, когда новую сакральность шиханы приобрели как символ противостояния граждан произволу олигархов. А это сюжет куда более сильный, чем легенды о могилах аулия, а главное — понятный всем без различия национальностей, имеющий все рациональные обоснования и объединяющий национальный и гражданский протест.
В июне, после личной встречи 29 мая 2018 года Рустэма Хамитова с Денисом Мантуровым, на Международном экологическом форуме в Уфе Хамитов анонсировал создание нового предприятия по производству соды. Делом показав слабость аргументов бенефициаров «Соды»: новое предприятие вполне устраивают альтернативные источники сырья — Гумеровское месторождение (вообще, как отмечают геологи, РБ богата на известняки, нужно лишь искать подходящие). Заметим, это не вредит самой БСК — спрос на отечественную соду в условиях санкций будет только расширяться, места хватит всем. Конечно, при условии модернизации производства. Средств на нее или хотя бы на расширение логистики (для эксплуатации других источников сырья) у БСК должно хватать. По итогам первого квартала акционерам будет выплачено 4,2 млрд рублей дивидендов. Прибыль за этот период составила 2,5 млрд рублей, выручка — 10,5 млрд рублей. О каком массовом увольнении может идти речь с такими прибылями и перспективами рынка?
Однако менеджеры БСК вместо преобразований, которые позволили бы добывать сырье, не задевая охраняемые законом шиханы, вкладывают средства во впечатляющую информационную войну против РБ. Причем лоббисты «Соды», вероятно, добились моратория на медийный ответ от администрации РБ — иначе трудно объяснить ее молчание в СМИ на фоне растущей борьбы гражданского общества РБ с пиар-кампанией БСК. Но такое «выкручивание рук» республике ведет к обратному эффекту. БСК «Сода» сама поставила дело так, что теперь победа хозяев этой кампании будет символическим поражением всего Башкортостана. Такие оскорбления способствуют радикализации общественного мнения всего народа РБ. Суть «путинского консенсуса» — именно в вере в способность Владимира Путина как президента России и лидера нации защитить население от произвола глобальных и местных олигархов. И теперь, когда само государство под нешуточной угрозой, такой легкомысленный лоббизм очевидно конфликтного в национальной республике проекта уничтожения защищенных законом шиханов — угроза не только администрации Хамитова. Упустив шиханы, которые он взялся защитить, Рустэм Хамитов рискует потерять политическое лицо.
А это — уже сползание к украинскому сценарию, когда власть в регионах уходит в руки офшорного олигархата, владеющего оставшимися в регионе от СССР предприятиями. Получается, что олигархи местного значения могут вмешиваться в политический расклад в республике, игнорировать не только мнение главы крупнейшей национальной республики в РФ, но и национальные интересы России.
Импортозамещение, возможность выстоять у России, как постоянно отмечает профессор ИПМ им. М.В. Келдыша Георгий Малинецкий, основаны только на модернизации, прорыве в шестой технологический уклад. И конечно, на укреплении солидарности народов России. Позиция Республики Башкортостан, а в данном случае можно констатировать консолидированную позицию власти и общества, администрации и оппозиции, явно опирается на понимание именно данного факта. И вписывается в Стратегию развития страны. Федеральному центру, думается, осталось образумить этого не понимающих. Теперь только в его силах прекратить разгул лоббизма, нагнетающего ненужные страсти и противостояния в республике, заставить уважать охраняемые законом объекты и снять агрессивное давление на власть и гражданское общество.