Реформа аудита откладывается: окончательное чтение законопроекта (ФЗ № 273179-7), вносящего изменения в закон об аудиторской деятельности (см. «Под прессом трансформации», «Э-У» № 19 — 20 от 14.05.2018), перенесено на осеннюю сессию Госдумы. Актуальность реформы, проблемы и вызовы отрасли мы обсудили в ходе круглого стола «Уральский аудит-2018» в редакции журнала «Эксперт-Урал» с менеджерами ведущих региональных аудиторских организаций.
Проклятьем заклейменный
Как известно, Банк России, недовольный качеством работы аудиторов по заверению отчетности банков, решил забрать у Минфина часть надзорных функций за отраслью. Одновременно с этим появилась идея провести ряд преобразований. В проект закона внесены изменения, сужающие круг субъектов предпринимательства, которые должны в обязательном порядке подтверждать достоверность бухгалтерской отчетности, что на деле означает сужение клиентской базы аудиторских компаний. Ранее все акционерные общества с выручкой более 400 млн рублей должны были проводить эту процедуру. В законопроекте предлагается повысить порог обязательного аудита до объема выручки в 800 млн рублей, ввести критерии минимального актива бухгалтерского баланса (на уровне 400 млн рублей), а также среднесписочной численности работников (100 человек). При наличии минимум двух из трех указанных показателей в течение двух лет подтверждать отчетность необходимо.
Второе направление новаций — ужесточение требований к квалификации персонала организаций, имеющих право проводить аудит общественно значимых организаций (к ним относятся банки, страховые компании, НПФы, компании, имеющие акции в биржевом обороте и ряд других). Ожесточенные споры вокруг отдельных положений этой части законопроекта шли весь прошлый год. По мнению генерального директора Ассоциации «Налоги России» Игоря Теущакова, аудиторское сообществ убедило законодателей в ряде спорных моментов: «Нам удалось привести аргументы в пользу разделения требований к общему аудиту и аудиту финансовых организаций».
Аудиторы также возражали против довольно жестких формальных требований к персоналу, заверяющему отчет общественно значимых организаций: наличие в штате по основному месту работы не менее трех аудиторов. Но это условие изменить не удалось.
По мнению Игоря Теущакова, нововведение значительно сузит возможности развития небольших аудиторских компаний: «Малые компании занимают больше трети рынка, а имеющих в штате трех аудиторов по постоянному месту работы — половина. Если не будет переходного периода, в 2019 году количество аудиторских компаний сократится минимум в два раза».
Это автоматически скажется на функционировании института СРО. 1 января 2017 года вступил в силу федеральный закон, который увеличивает требования к численности членов аудиторских СРО до 2 тыс. компаний (рост в четыре раза по сравнению с первоначальными требованиями) и до 10 тыс. аудиторов (14-кратный рост). Ни одна из действующих на тот момент пяти СРО аудиторов не удовлетворяла новым требованиям. В отрасли начались процессы объединения. В конечном итоге к концу прошлого года на рынке осталось два СРО — Российский союз аудиторов и аудиторская ассоциация «Содружество», но и им для выполнения требований законодателя может не хватить работающих на рынке игроков, в итоге все сведется к одной организации.
Причина появления законодательных новаций понятна: государственные ведомства хотят своими методами устранить сложившиеся диспропорции в аудиторской отрасли. Одна из них — процветание демпинга. Как мы уже говорили, дискуссия о необходимости реформы началась с претензий ЦБ к качеству заверения финансовой отчетности. И проблема действительно существует: «Наши клиенты рассказывают, что есть аудиторы, готовые за небольшие суммы без выхода на проверку выдавать заключения, получив только удаленный доступ к учетной базе, а иногда и вообще без него. В таких случаях о качестве не может быть и речи», — говорит генеральный директор аудиторской фирмы «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева.
Заместитель директора по развитию группы компаний «Авуар» Максим Левченко встречается с проявлениями демпинга в ходе тендеров: «Если при первой стартовой цене в 300 — 400 тыс. рублей за аудит появляется заявка на исполнение работы в 50 тыс. рублей, это уже само по себе говорит о низком качестве выполнения работы».
Но как показала наша дискуссия, механизм устранения этих диспропорций из министерских кабинетов и из регионов видится по-разному. Бороться исключительно ограничительными методами неэффективно, нужен комплексный подход, считают представители отрасли.
Так, законодатель видит необходимость в сужении круга организаций, которым показано заверение отчетности. Генеральный директор компании «Инвест-аудит», председатель комиссии по обязательному аудиту Уральского отделения СРО «Российский союз аудиторов» Егор Чурин считает такой подход в корне неверным:
— В некоторых странах вообще нет понятия обязательного аудита, компания не может просто так сдать свою отчетность, она должна подтвердить ее достоверность в независимой организации. У нас сложилась другая культура в составлении финансовых отчетов, поэтому нам необходимо вводить элементы обязательности. На мой взгляд, есть категории организаций, которым нужен независимый финансовый контроль, — это акционерные общества, банки, общественный сектор. Безусловно, необходимо подтверждать отчетность компаниям в системе ЖКХ.
По мнению Егора Чурина, реформа должна распространяться и на ответственность за качество бухгалтерской отчетности: «Когда директор будет подписывать баланс и знать, что он несет ответственность за искажение информации, он будет делить эту ответственность с аудитором. И мы получим в итоге высокий уровень качество аудита».
Последний и решительный
Вторая проблема — кадры. Качество персонала, как известно, главный капитал любого консультационного бизнеса. Светлана Киселева видит проблему реформы так:
— Меня больше беспокоят не ограничения, появляющиеся в результате изменения законодательства, а кто будет оказывать аудиторские услуги в будущем.
В отрасли складывается тенденция сокращения персонала — идет «устаревание» кадров, многие квалифицированные специалисты переходят из профессии в реальный бизнес, а молодежь выбирает эту специализацию неохотно. Чаще всего выпускники вузов рассматривают работу в аудиторской компании как стартовую площадку для дальнейшей карьеры. Поэтому мы в компании чаще думаем не над тем, как получить заказ, а как сохранить ту команду, которая сможет выполнить эти заказы профессионально. Пока получается.
Каждая компания решает эту задачу самостоятельно, инвестируя в подготовку и повышение квалификации персонала. Управляющий партнер аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских на своем опыте убедилась, что подготовка квалифицированного персонала — затратный и долгий процесс: «В нашей компании этим занимаются три квалифицированных аудитора, которые больше десяти лет разрабатывают обучающие программы, ведут записи вебинаров, проводят квартальные аттестации. Кроме того, у нас есть отдельная программа подготовки стажеров, мы также прорабатываем варианты сотрудничества с ВШЭМ УрФУ.
Максим Левченко также называет кадровую проблему одной из острейших для отрасли: «По большому счету специалистов-аудиторов сегодня нигде не готовят, внутреннее корпоративное обучение — единственный инструмент, которым мы можем пользоваться. Мы считаем, что заниматься этой работой нужно практически со школьной скамьи».
Но эти усилия не всегда дают должный эффект из-за падения престижа профессии, в обществе нет понимания роли аудитора в экономике страны, говорят участники дискуссии. По мнению Ирины Екимовских, на престиж профессии влияет еще один фактор — с мая этого года аудитор обязан сообщать информацию о подозрительных сделках в Росфинмониторинг:
— Это очень мощный подрыв доверия к аудитору, ведь аудитору клиенты раскрывают всю информацию, советуются. Само понятие аудиторской тайны, кодекс аудитора ставятся под вопрос.
Профессия аудитора сложна также тем, что здесь постоянно требуются новые знания. Например, сейчас в отрасли идет переход на международные стандарты аудита (МСА). Егор Чурин считает, что это чрезвычайно полезная новация:
— МСА поднимают российский аудит на другой уровень, но освоить их непросто, так как они построены на другой логике. МСА — это универсальный инструмент финансового контроля бухгалтерской отчетности, новое поле для работы с финансовой информацией, ее новое понимание для аудиторов и пользователей. Наша задача — развивать и применять эту методику в смежных отраслях, в том числе в экономической экспертизе.
Главное отличие МСА — применение риск-ориентированного подхода, считает Егор Чурин: «Мне постоянно приходится пояснять своим сотрудникам, что сейчас необходимо понимание бизнеса клиента, его рисков, потребителю придется показывать не сумму уплаченного НДС, а концептуальные рисковые проблемы, которые влияют на банкротство предприятия, на инвестиции. Именно это аудитор должен раскрывать и направить все ресурсы аудиторской проверки именно на эту область, а не перерывать счета-фактуры».
— Идеология стандартов другая, — соглашается директор Агентства аудита и бухгалтерского учета, заместитель Председателя Совета Уральского отделения СРО «Российский союз аудиторов» Елена Яблокова, — она ориентирует нас на то, чтобы мы проверяли отчетность с позиций оценки рисков, и аудиторам приходится сейчас перестраивать свои системы.
Наконец серьезным вызовом для отрасли является внедрение элементов цифровых технологий. «За этим будущее, — убежден Максим Левченко. — Мы в обычной жизни уже привыкаем к тому, что берем смартфон и заказываем любую услугу. И аудит не должен стоять в стороне от развития этих процессов».
По словам Егора Чурина, уже есть технологии, позволяющие часть аудиторских процедур осуществлять с помощью программных продуктов, больших баз данных и аналитических систем. Не за горами создание искусственного интеллекта: «Не так много компаний сегодня начали заниматься внедрением технологий в аудите. Если данные элементы не учитывать в законодательстве, можно опоздать на поезд, в котором едет наш клиент. В своей компании мы уже приступили к созданию алгоритмов, математических моделей».
Объединяйтесь
Безусловно, грядущие изменения законодательства окажут влияние на аудиторский бизнес: региональный рынок ждет укрупнение. Сразу несколько участников сформулировали это движение как часть своих стратегией. Егор Чурин уже давно работает над вопросами укрупнения бизнеса. «Мы также идем по пути объединения, — говорит Елена Яблокова. — Я, общаясь с малыми аудиторскими компаниями, вижу, что многие хотят уходить с рынка, и мы готовы принять аудиторов из этих компаний».
Акцент стратегий аудиторских компаний будет в значительно большей степени смещаться в сторону консалтинговых практик, уже сейчас на них приходится 40% выручки аудиторско-консалтинговых компаний, и эта доля будет расти. Максим Левченко считает, что за счет предоставления комплекса услуг региональные компании могут удержать свои доли на рынке, так как имеют доверие и репутацию в глазах клиентов. «У нас есть все возможности, чтобы предоставить качественную экспертизу», — соглашается Егор Чурин. Поддерживая в целом коллегу, Игорь Теущаков в краткосрочной перспективе указывает риски, связанные с макроэкономическими факторами: консалтинговые практики «хорошо живут» в условиях высокого уровня деловой активности, а мы видим сейчас обратную тенденцию, поэтому сделки слияний и поглощений на региональных рынках, где и нужны консультанты, можно пересчитать по пальцам.