О юридическом образовании в современной России рассказывает ректор Уральского государственного юридического университета профессор Владимир Бублик.
— Уже много лет говорится о том, что юристов и экономистов в стране переизбыток, что акцент нужно сделать на подготовке рабочих специалистов и инженеров. Как вы на это реагируете?
— Миф о «передозировке юристами и экономистами» в России не соответствует действительности, искусственно поддерживается в журналистской сфере, а иногда предлагается и для политических дискуссий. В обществе всегда требуются юристы с разными уровнями квалификации — универсалы, узкие специалисты. Хорошо подготовленные юристы с разной долей успешности работают в банковской и страховой сферах, могут быть адвокатами, педагогами, риэлторами и юридическими консультантами, специалистами по интеллектуальной собственности.
Анализируя процессы трудоустройства наших выпускников, мы можем утверждать, что запрос на хороших юристов не снижается, но и требования со стороны работодателей становятся все выше. Юрист в современном понимании уже не может оставаться «транзакционистом», то есть работником, необходимым для подготовки договоров, простой ревизии документов и консультирования по правовым вопросам. Мы в университете понимаем, что на рынке труда все более востребованы «системообразующие» юристы, обладающие объемным мышлением и знаниями, относящимися к системам управления и деятельности организаций, находящихся в едином правовом поле.
Мы прогнозируем рост спроса на корпоративных юристов, особенно тех, кто знает тонкости специальных защитных расследований в отношении продукции стран-участников ВТО, специфику обращения в суд ВТО, налоговое право, тонкости совершения сделок с недвижимостью и землей. Чтобы иметь высокий доход, им необходимы опыт работы по профилю, с зарубежными контрагентами и, безусловно, свободное владение английским языком. Консалтинговые агентства отмечают направления, по которым наблюдается постоянный спрос: юрист-дженералист (правовое обеспечение договорных отношений купли-продажи, аренды, поставки и т.д.); юрист по сопровождению маркетинговой деятельности в ритейле и FMCG, где компании постоянно занимаются продвижением своего бренда и продукции; юрист по работе с ритейлерами и девелоперами в крупных торговых и культурно-досуговых центрах; юрист по корпоративному праву и сопровождению сделок в сфере M&A (такие специалисты особенно востребованы инвестиционными фондами и управляющими компаниями крупных диверсифицированных групп); юрист по ценным бумагам, по сопровождению иностранных активов, по трудовым вопросам, по работе с проблемной задолженностью.
Для нас важнейшим остается целевая подготовка специалистов по направлению «Судебно-прокурорская деятельность». Она имеет системные ориентиры, выпускники попадают в мощные организационные структуры МВД, прокуратуры, Следственного комитета и там же, пройдя профессиональное становление, получают должности руководителей структурных подразделений, приобретая уже управленческий опыт.
Так что «передозировки» профессионалов в сфере юридической деятельности не произойдет и в дальнейшем.
— Как вы оцениваете уровень подготовки юристов в России вообще и конкретно в вашем вузе?
— В каждом вузе или на факультете этот уровень разный. На это влияет много факторов: новые условия социально-экономического развития, «массовость» юридического образования, старение преподавательских кадров, диверсификация юридического образования от бакалавриата до защиты докторских диссертаций, далеко не везде устойчивое финансовое обеспечение государственных вузов и др.
В нашем университете мы стремимся достигать высоких показателей в профессиональной компетентности юриста через конвергенцию теоретических знаний в практические навыки, расширение практико-ориентированных форм обучения. Но мы не должны забывать и о своевременной подготовке юристов высшей квалификации для преподавательской работы в вузе.
Качество образования, уровень подготовки юристов — это не только образовательный процесс и научная работа, но и воспитание, просвещение, культура, стремление студента к освоению иностранных языков, побуждение его к инновациям, творчеству, психолого-педагогическая обстановка при обучении. Не менее значимы межкафедральное сотрудничество, креативные публикации исследователей.
В Стратегии развития УрГЮУ отражено, что при подготовке юристов важно научить их применять власть от имени закона и в рамках законности. В моем представлении — это тот самый критерий, на основании которого можно оценивать уровень выпускника после овладения практическими навыками на конкретной должности.
При оценке уровня подготовленности юриста важно принимать во внимание, что именно ему привили в университете. Мы этот набор определили в следующем комплекте: объемное мышление, аналитический ум, знания и навыки управления, интуиция, хорошая память, наблюдательность, работоспособность, трудолюбие и такие черты характера, как принципиальность, целеустремленность, оперативность и коммуникабельность.