Пора в пятый класс

Людмила Колбина
24 сентября 2018, 00:00

Запустив установку гидрокрекинга, Орскнефтеоргсинтез завершил первый этап программы модернизации и внедрения новой схемы производства нефтепродуктов

Читайте Monocle.ru в

О рскнефтеоргсинтез (Орский НПЗ, Оренбургская область) открыл новый комплекс гид­рокрегинга (сложного процесса переработки вакуумного газойля в высококачественные нефтепродукты — дизтопливо и авиакеросин) мощностью 1,6 млн тонн в год. На площади, равной нескольким футбольным полям, компактно разместились установка производства серы с блоком грануляции и отгрузки, азотная станция, блок оборотного водоснабжения, факельное хозяйство, понизительная подстанция, объекты химводоподготовки, а также собственно комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля с секцией производства водорода. Инвестор — АО «ФортеИнвест», собственник ПАО «Орскнефтеоргсинтез» (входит в промышленно-финансовую группу «САФМАР») — вложил в модернизацию 40 млрд рублей. Использовались как собственные, так и заемные средства. Вся программа технологического обновления завода оценивается в 70 млрд рублей и рассчитана на 12 лет. Модернизация выводит предприятие в число лидеров по технологии переработки в России.

Плоды инвестиций

Запуском установки гидрокрекинга завод завершил первый этап программы модернизации и внедрения новой схемы производства нефтепродуктов, длившийся с 2012 по 2018 год и включающий четыре пусковых комплекса. Ввод последнего позволит квалифицированно перерабатывать весь вакуумный газойль, что существенно повысит глубину переработки в целом.

Новейшую технологию в области гидрокрекинга предоставил один из ведущих мировых разработчиков — компания Shell Global Solutions International B.V. До начала пусконаладочных работ зарубежные специалисты обучили персонал завода и провели комплексную проверку состояния оборудования и его готовности к пуску.

Работы начались в середине 2015 года, на проектную мощность комплекс вышел чрезвычайно быстро — спустя 33 месяца.

В пиковый период численность строительно-монтажного персонала на площадке доходила до 2 тыс. человек.

Инвестиции уже приносят эффект: только в первом полугодии 2017 года Орскнефтеоргсинтез переработал по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 14% больше нефти (до 2,4 млн тонн), выпустил на 11% больше светлых нефтепродуктов, на 20 тыс. тонн (до 391,9 тыс. тонн) — автомобильных бензинов. Глубина переработки приблизилась к 82,23%.

Новая установка гидрокрекинга позволит увеличить глубину переработки сырья до 87%. По итогам этого этапа программы модернизации изменится товарная линейка: вакуумный газойль перестанет быть товарным продуктом, так как станет сырьем для установки гидрокрекинга; значительно увеличится выпуск авиационного керосина и дизельного топлива класса евро-5. Пятый класс — это наиболее экологичный дизель, кроме того, его можно использовать в условиях низких температур. Для российского рынка и климатических условий — как раз то, что нужно.

Глобальная модернизация производства значима для всего региона. Орскнефтеоргсинтез снабжает регион и прилегающие к нему районы нефтепродуктами, на градообразующем предприятии Орска работает 2,3 тыс. человек.

Стимулы к модернизации

Напомним, 1 июля 2016 года Россия официально перешла на использование топлива экологического стандарта не ниже евро-5. Стандарт предполагает пятикратное снижение в топливе сернистых соединений, а также уменьшение токсичности выхлопных газов. С 2011 года по 2016 год на комплексную модернизацию НПЗ нефтяными компаниями затрачено около 1 трлн рублей. Многие игроки завершили подготовку к выпуску евро-5 раньше установленного срока: лидером стал ЛУКойл, перешедший на этот класс с 2012 года. Башнефть перевела нефтеперерабатывающие мощности на выпуск евро-5 в первом квартале 2016 года. Татнефть намерена полностью обеспечить сеть фирменных автозаправочных бензином собственного производства стандарта евро-5 в этом году.

Другой фактор, подталкивающий к модернизации нефтепереработки в России, — геополитика: в связи с санкциями, введенными странами Европы и США, стране необходимо преодолеть зависимость от импорта продуктов нефтепереработки и нефтехимии, обеспечить конкурентоспособность соответствующей продукции российского производства и увеличить ее долю на международном рынке. Однако, по мнению специалистов, более 50% продукции отечественной химической и нефтехимической промышленности не может конкурировать с зарубежными аналогами как на внешнем, так и на внутреннем рынках по качественным характеристикам. Это обусловлено устаревшими перерабатывающими мощностями (большинство построено до 1991 года). Для полной модернизации химического комплекса страны требуются ежегодные инвестиции в размере 3 — 5 млрд долларов.

На Орский НПЗ до модернизации приходилось чуть более 2% всей перерабатываемой нефти, на экспорт завод отгружал около 3% от общего количества экспортируемых из Российской Федерации нефтепродуктов (лидирует по отгрузкам бензина в Афганистан и дизельного топлива — на рынки Казахстана и Таджикистана). Сегодня экспорт нефтепродуктов для Орскнефтеоргсинтеза — приоритет.  

Справка:
ПАО «Орскнефтеоргсинтез» — нефтеперерабатывающее предприятие мощностью 6 млн тонн в год. Выпускает до 30 видов различной продукции. В их числе автобензины класса 4 и 5; реактивное топливо; дизельное топливо летних и зимних видов класса 4 и 5; дорожные и строительные битумы; мазуты. В 2017 году объем переработки нефти составил 4 млн 744 тыс. тонн