Бьемся за бизнес

Артем Коваленко
8 октября 2018, 00:00

Курганская область готова принимать и поддерживать любых инвесторов

Алексей Кокорин: «Курганская область — это Клондайк в ближайшей перспективе для крупных и средних инвестиций»
Читайте Monocle.ru в

Группа компаний SLC — российско-китайское СП по производству буровой техники для нефтегазового комплекса — наладит в Курганской области выпуск мобильных буровых на многоосном шасси. Это вторая очередь проекта, который реализуется на заводе «Буровые установки Кургана». Первая, ремонт бурового оборудования, введена в эксплуатацию в феврале прошлого года. Для второй очереди предполагается создать замкнутый цикл производства от конструкторского бюро до выпуска готовой продукции. «Год назад здесь была совсем другая картина. Теперь в ремонтном корпусе современнейшее европейское оборудование. На предприятии не только идет активное строительство, вкладываются огромные финансовые средства, но и уже ведется производство, — рассказал губернатор Алексей Кокорин. — Уже через полтора года, когда завод выйдет на полную мощность, объем производства будет составлять около 2 млрд рублей. То есть в Курганской области появится еще одно предприятие-миллиардник».

Об инвестиционных возможностях и новых производствах в Курганской области Алексей Кокорин рассказал «Э-У».

— Алексей Геннадьевич, какие направления приоритетны для курганской экономики? В каких секторах нужно искать ресурсы для развития?

— Курганская область — индустриаль­но-аграрный регион. Наибольшую долю в структуре промышленности составляют обрабатывающие производства — 81%. Основными видами деятельности являются машиностроение, производство машин и оборудования, транспортных средств, выпуск металлоконструкций, на долю которых приходится около 40% общего объема промпроизводства.

Растем четыре года

— Инвесторами регион прежде всего воспринимается как агропромышленный.

— Да, область считается агропромышленной, хотя ее доходная часть со времен Великой Отечественной войны, когда сюда эвакуировали оборонные заводы, формируется прежде всего за счет крупных и средних промпредприятий. Четыре года подряд у нас растут объемы промышленного производства. В этом году по итогам семи месяцев — это около 102% к аналогичному периоду прошлого года. Областные доходы — 104,9%. С Минфином подписано соглашение, чтобы собственные доходы составляли не меньше 103,6%. Показатели выдерживаем: суммарно за последние 3,5 года приросли к нашему небольшому бюджету на 8 млрд рублей. Для соседей — Челябинской, Свердловской, Тюменской областей — это, может, и небольшая сумма, но для нас она ощутима, поскольку консолидированный бюджет Курганской области составляет всего около 40 млрд рублей.

На долю агропромышленного комплекса приходится до 15% валового регионального продукта. За шесть месяцев 2018 года инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям АПК составили 173% к уровню прошлого года. В декабре этого года в селе Мартыновка Сафакулевского района планируем запустить крупнейший инвестпроект АПК — современнейший тепличный комплекс. Это вложение 3,5 млрд рублей. 12,5 га закрытого грунта. Проект предполагает выращивание экологически чистых овощей (огурцов, томатов) и зеленных культур с применением систем искусственного освещения и регулирования микроклимата, что позволяет контролировать качество продукта. Уже идут набор и обучение сотрудников.

— Какие вы видите еще перспективные направления в АПК?

— В последнее время большое внимание уделяем увеличению мясного поголовья крупного рогатого скота. Разрабатываем специальную программу, чтобы увеличить производство высококачественной говядины. В следующем году планируем увеличить поголовье на 1 — 1,2 тыс. голов.

— Почему именно говядины?

— В области имеется более 1,5 млн га естественных кормовых угодий для производства экологически безопасной конкурентной говядины. Кроме того, с помощью программы мы планируем снизить остроту проблемы занятости сельского населения. Животноводство — это рабочие места и зимой, и летом. К тому же, в области есть районы, которые традиционно отдают приоритет овцеводству и скотоводству. Эта программа позволит обеспечить внутренний и внешний рынки качественной мясной продукцией, станет своеобразным драйвером развития сельскохозяйственных районов.

Курганский Клондайк

— Два муниципалитета в Курганской области — Варгаши и Далматово — получили статус территорий опережающего социально-экономического развития. В соседних регионах есть проблемы с привлечением в ТОСЭР резидентов. Вам удается убедить бизнес развивать производство на этих площадках?

— На днях поручил главам Далматовского района и города Далматово Петру Полухину и Евгению Волынцу активизировать работу с инвесторами. Если в Варгаши зашли несколько резидентов, то по Далматово ситуация не устраивает. Работаем. В Минэкономразвития РФ направлена заявка на включение в реестр резидентов компании «Промыслы Далматовского монастыря». В рамках инвестпроекта планируется расширить производство продуктов питания, создать рабочие места. Проведены переговоры с 24 инвесторами из различных регионов. Далматово готово предоставить семь земельных участков и девять объектов недвижимости.

— Их налоговые преференции привлекают?

— Это территории с развитой инфраструктурой. Там все есть для развития бизнеса — дороги, газ, электроэнергия. Варгаши — это, по сути, спальный район областного центра, рядом с Курганом, Далматово — достаточно крупное муниципальное образование с большими перспективами. Ну и, конечно, существенные преференции. Не все сразу разобрались, что именно они из себя представляют. Изначально желающих зайти в ТОСЭР было очень много, но когда они узнали, что льготы не имеют отношения к «бесплатной» раздаче денег, круг сузился… ТОСЭР — это эффективный инструмент, если ты намерен развиваться, выстраивать технологичные производства. Нужно только работать. Считаю, что нам удастся привлечь достойные компании в эти территории. Надеюсь, благодаря вашему деловому изданию еще больше инвесторов узнают о наших возможностях.

— В прошлом году Курганская область на 20 пунктов поднялась в рейтинге инвестпривлекательности АСИ. Как вам удалось это сделать?

— В этом году стоит задача улучшить место в рейтинге еще на десять позиций. Курганская область, на мой взгляд, это Клондайк в ближайшей перспективе для крупных и средних инвестиций. Может быть, резко скажу, но считаю, что другие регионы уже перенасытились. Мы же готовы принимать любых инвесторов, начиная, грубо говоря, от кафе-мороженого, заканчивая крупными и средними предприятиями. И для этого есть свободные земельные участки, индустриальные площадки. Есть резерв в виде неиспользуемой пашни — 549 тыс. гектаров, а это возможности для производства сельхозпродукции. Мы готовы поддерживать производителей. Например, помогли двум крупным агропредприятиям, ИП Колташов и «Кургансемена», приобрести вагоны-зерновозы. Эти компании наращивают объемы отгрузки зерна. Стоит задача не просто конкурировать на зерновом рынке, зерно нужно перерабатывать, в том числе в продукты с высокой добавленной стоимостью.

— Как вы считаете, механизмы гос­поддержки бизнеса себя оправдывают?

— Конечно. Например, специальный инвестиционный контракт (СПИК) — очень эффективный инструмент. В этом году трехстороннее соглашение было подписано между правительством Курганской области, заводом «Точинвест ШЗМК» и администрацией Шадринска. Контракт устанавливает налоговые меры поддержки — существенные льготы по налогу на имущество, прибыль, транспортному налогу. Такие соглашения ориентированы только на серьезных инвесторов, которые запускают импортозамещающие производства. Еще один СПИК мы заключили с заводом «Пульсатор», который запустил экологичное литейное производство. Кроме того, предприятие получило господдержку из Фонда развития промышленности в размере 50 млн руб­лей. Общий объем инвестиций составил 100 млн рублей. Новый цех выпускает заготовки из нержавеющей стали или высокопрочного чугуна для трубопроводной арматуры. К концу этого года предприятие ежемесячно будет производить 100 тонн изделий. То есть потребность заказчиков Курганской области в литейной продукции будет полностью закрыта. Раньше мы вынуждены были литье покупать в других регионах.

— В развитии арматуростроения регион значительно опережает многие регионы.

— Занимаем лидирующие позиции по производству трубопроводной арматуры и приводам к ней. Арматурный кластер Курганской области, который охватывает более 20 предприятий, производящих трубопроводную арматуру, а всего в нем более 60 предприятий и учреждений. За четыре года существования кластер реализовал пять крупнейших проектов. Один из ключевых — Центр испытаний и сертификации трубопроводной арматуры, который представлен двумя площадками и девятью испытательными стендами, которые позволяют создавать условия, максимально приближенные к реальным. Это уникальная, независимая испытательная лаборатория. Теперь стоит задача роста доли участников кластера на российском рынке. Уже сейчас, по предварительным оценкам, она выросла с 5 до 10,2%, а до 2024 года планируется «занять» до 18% на внутрироссийском рынке.

Участники Всероссийского форума арматуростроителей, который прошел 20 — 21 сентября в Кургане, предложили обратиться в правительство РФ с предложением сформировать номенклатурный перечень импортной трубопроводной арматуры, закупаемой крупными компаниями с госучастием, для импортозамещения ее российскими предприятиями. Есть и еще одно предложение — создать межрегиональный кластер, чтобы арматуростроительные предприятия могли участвовать в поставках оборудования для крупных нефтяных и газовых месторождений. Интерес к этому очень большой.

Эффективные решения

— Отсутствие «дешевых» ГЭС и АЭС плюс значительная доля «вынужденной генерации», имеющей высокие издержки, — главные причины высоких энерготарифов в регионе. Это препятствие для развития энергоемких проектов?

— Конечно, если проект энергоемкий, для инвестора стоимость энергии — решающий фактор. Благодаря работе с федеральными министерствами, ведомствами удалось снизить тариф для населения в прошлом году на 19%. Теперь бьемся за бизнес. Рано или поздно нам удастся снизить цену.

— Строительство дополнительных мощностей вопрос не снимает?

— Новые мощности ничего не изменят. Ведь энергия перераспределяется через оптовый рынок. Перспективы есть у малой энергетики. Поэтому ряд крупных предприятий переходит на собственную генерацию. Например, Катайский насос­ный завод. Но и здесь есть масса вопросов. Так, им нужно решать проблему резервного питания и т.п. Поэтому главная задача — снизить тарифы для юридических лиц. Бизнес сможет вложить освободившиеся средства в новые технологии. А это совсем другой уровень производства.

— «Э-У» организовал в Кургане круг­лый стол «Экономические, социальные и юридические аспекты незаконного оборота алкогольной и табачной продукции». Это актуальная для вас тема?

— Актуальная. Вынужден констатировать, что Курганская область, как и многие другие приграничные регионы, столкнулась с ростом рынка контрафактной продукции. Теневой сектор экономики наносит серьезный ущерб федеральному и региональному бюджетам, легальным производителям и предпринимателям, и, конечно же, потребителям. Нужны эффективные меры борьбы. Запрет на покупку контрабандного алкоголя и табачных изделий ничего не даст. Необходимо совершенствовать контроль и ужесточать ответственность. Но самое главное — сделать продажу запрещенных товаров нерентабельной, для этого придется гармонизировать ставки акцизов стран-участниц Таможенного союза (подробнее см. на с. 26).

— А вопрос дефицита эффективных управленцев для вас актуален?

— Как и для всех регионов. Мы его решаем, в том числе с помощью проекта «Лидеры Зауралья». Он подошел к полуфиналу. В сентябре был дан старт началу обучения конкурсантов на базе регионального бизнес-инкубатора и Курганского филиала РАНХиГС. До этого этапа допущены тридцать сильнейших, которые прошли многоступенчатый отбор. Для них запланированы три образовательных модуля — «Эксперт», «Менеджер», «Лидер» — по разным направлениям каждый. Результатом обучающего этапа станут разработка, презентация и защита своего проекта, который связан с приоритетами социально-экономического развития Курганской области. Следующий модуль «Менеджер» стартует 12 октября. На протяжении всего полуфинала преподаватели-эксперты будут оценивать участников и сформируют своеобразный рейтинг конкурсантов. Он-то и поможет отобрать десять финалистов. Кстати, все 30 полуфиналистов уже включены в основной кадровый резерв. Это умнейшие люди. Средний возраст — 31 — 33 года. Все они мотивированы на прорыв в экономической и социальной сферах.  

На момент сдачи номера в печать Алексей Кокорин принял решение о сложении с себя полномочий губернатора в связи с переходом на новое место работы. На должность врио губернатора Курганской области Владимир Путин назначил Вадима Шумкова.