Те, кто ставят по-крупному

Павел Кобер
12 ноября 2018, 00:00

Основными инвесторами в машиностроительные проекты выступают государство и госкорпорации. Объем частных инвестиций прямо пропорционален спросу на отечественное оборудование, а он пока не растет

ПРЕСС-СЛУЖБА УРАЛМАШЗАВОДА
Читайте Monocle.ru в

Такого не наблюдалось уже несколько лет: уральское машиностроение в текущем году набрало солидные обороты. По данным Росстата за три квартала, производство машин и оборудования в Свердловской области выросло в 1,6 раза (сравнение здесь и далее с таким же периодом прошлого года, если не указано иное), в Пермском крае — на 20,6%. Даже в Удмуртии, где за девять месяцев отмечается спад промышленного производства в целом на 4,1%, машиностроение продемонстрировало уверенный подъем на 12,2%.

Конечно, рост в большинстве случаев восстановительный, да и к статистической информации следует относиться осторожно. Но это хороший повод изучить ситуацию в отрасли. Мы направили запросы непосредственно на машиностроительные предприятия Уральского региона, чтобы узнать, какие там реализуются инвестиционные проекты. Дело оказалось непростым, поскольку многие инвестпроекты, как у нас водится, окутаны коммерческими и государственными секретами. Тем не менее полученная информация позволяет определить общие направления инвестиций уральских машиностроителей и масштабы решаемых производственных задач.

Вскочить на платформу «Арматы»

На предприятиях концерна «Калашников» реализуется комплексный инвестиционный проект, стартовавший в 2014 году и направленный на модернизацию и реконструкцию основных производственных активов. Например, на Ижевском механическом заводе (ИМЗ) объем инвестиций в 2018 году составил около 5 млрд рублей. Проведены капитальный ремонт помещений, модернизация производств, упорядочены логистические процессы. Обновленное инструментальное производство теперь полностью сосредоточено в новом корпусе. Здесь изготавливают металлорежущий инструмент в широком ассортименте, в том числе твердосплавные фрезы, сверла и развертки. Производство сертифицировано по требованиям ГОСТ.

В новом учебном центре завода сотрудники смогут проходить курсы повышения квалификации, обучаться вторым или смежным профессиям, слушать лекции и участвовать в мастер-классах. В центре смогут заниматься ежегодно до 5,5 тыс. человек.

— Всего полгода назад был дан старт инвестпрограмме ИМЗ, и сегодня мы уже показываем первые обновления на предприятии. Темп изменений будет только расти, все значимые открытия, включая производство спортивно-стрелкового и охотничьего оружия, состоятся в рамках празднования 100-летия со дня рождения Михаила Калашникова в 2019 году, — обещает и.о. гендиректора концерна «Калашников» Владимир Дмитриев.

Другой гигант уральского машиностроения — научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» — утвердил стратегию развития в конце 2016 года. Документ рассчитан до 2025 года и представляет собой конкретный план действий по выходу УВЗ из кризисного состояния и дальнейшему закреплению на рынке с учетом непростой экономической ситуации в стране. Один из ключевых аспектов стратегии — диверсификация и развитие выпуска высокотехнологичной гражданской продукции, что позволит корпорации повысить эффективность и обойтись без очередного финансового оздоровления со стороны государства.

В сфере производства гражданской продукции инновационное развитие Уралвагонзавода связано с разработкой и выпуском новых видов техники. Ряд широк: специализированный подвижной грузовой железнодорожный состав (хопперы, платформы, крытые вагоны); гусеничные промышленные тракторы нового поколения и инженерные машины на их базе (бульдозеры, трубоукладчики и др.); дизель-электрические тракторы; одноковшовые фронтальные погрузчики повышенной грузоподъемности; трехсекционный сочлененный трамвайный вагон с низким полом по всей площади салона; многофункциональный автономный комплекс пожаротушения и эвакуационно-спасательных работ. Ведется разработка систем высокотехнологичных гусеничных лесозаготовительных машин с инновационной автоматической трансмиссией, способных обеспечить существующие и перспективные виды технологий лесозаготовки и ухода за лесом в различных природно-производственных условиях.

Вложения корпорации в создание инновационной продукции положительно сказались на объемах продаж. Если в 2015 году доля Уралвагонзавода на российском рынке вагоностроения составляла 12%, то в 2017 году — уже 26%, на рынке вагоностроения стран СНГ — 11% и 23% соответственно. В текущем году УВЗ планирует произвести 17,5 тыс. грузовых вагонов, в том числе 16,7 тыс. полувагонов.

В сфере производства спецтехники корпорация УВЗ вкладывается в разработку и выпуск боевых, специальных и обеспечивающих машин сухопутных войск на базе тяжелой гусеничной платформы «Армата», колесной и гусеничной самоходных артиллерийских установок «Коалиция-СВ», унифицированной двухзвенной гусеничной платформы «Арктика», универсальных подвижных средств диагностики, технического обслуживания перспективных бронетанковых вооружений и техники, а также семейства перспективных высокооборотистых дизельных двигателей для военной и специальной техники.

Только на одном предприятии корпорации УВЗ в Челябинске — «ЧТЗ-Уралтрак» — реализуются инвестпроекты на 8 млрд рублей. Из них на 4 миллиарда ведется реконструкция заготовительного производства: строится новый чугунолитейный цех и модернизируется действующий цветнолитейный. Это позволит заводу изготавливать из серого и высокопрочного чугуна сложные качественные корпусные отливки (проектная мощность — 7 тыс. тонн в год), а из алюминиевых сплавов — различные двигатели гражданского и специального назначения (2 тыс. тонн в год). Проект планируется завершить в следующем году. Финансирование ведется за счет федерального бюджета, а также из собственных и кредитных средств.

Второй проект «ЧТЗ-Уралтрак» касается реконструкции и техперевооружения производства дизельных двигателей. Создаются современные гибкие мощности термического, испытательного, сборочного производств, формируется цех современных высокоточных станков. Здесь установят 73 единицы металлообрабатывающего, термического, моечного, сборочного и испытательного оборудования (из них 61 — по федеральной целевой программе), будут внедрены инженерные решения по автоматизации и роботизации производства. Проект рассчитан до 2020 года, его стоимость также составляет около 4 млрд рублей.

Напомним, здесь же, в Челябинске, в октябре этого года завершилась реализация, пожалуй, самого крупного инвестпроекта в уральском машиностроении: состоялся пуск в эксплуатацию завода «Русские электрические двигатели» (РЭД), созданного для импортозамещения высоковольтных электродвигателей. Мощность — до 300 единиц в год. Продукция может использоваться для нужд нефтяной и газовой промышленности, судостроения, электроэнергетики и других отраслей. РЭД — совместный проект Транснефти, челябинской компании «Конар» и итальянской Nidec (вложилась технологиями). Информация об инвестициях в создание завода противоречива. По данным руководства «Конар», это 9,6 млрд рублей. В администрации Челябинской области нам назвали сумму в 15,1 млрд рублей (подробнее см. «Русские двигатели по итальянским технологиям», «Э-У» № 43 — 44 от 29.10.2018).

Двигатели инвестиций

Крупнейшим инвестпроектом среди реализуемых на уральских машиностроительных предприятиях в настоящее время является, по нашим оценкам, подготовка в «ОДК-Пермские моторы» серийного производства, технического обслуживания и ремонта двигателей семейства ПД-9 — 18. «Этот проект, начатый в 2013 году, является частью программы создания перспективных двигателей для гражданской авиации семейства ПД-9 — 18 тонн, реализуемой предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации, — пояснили в пресс-службе «ОДК-Пермские моторы». — Цель проекта — подготовка серийного производства двигателей ПД-14 путем проведения технологического перевооружения производства, в первую очередь приобретения прогрессивного оборудования и освоения новых технологических процессов в серийном производстве. Общий объем финансирования по проекту — 8901,6 млн рублей. На конец третьего квартала 2018 года осуществлены инвестиции в объеме 3643 млн рублей. Завершение проекта планируется в 2021 году».

ПД-14 — базовый двигатель, разработанный в широкой кооперации предприятий ОДК для нового российского авиалайнера МС 21-300 с применением новейших материалов (в том числе композитных) и технологий. По экологичности двигатель превосходит находящиеся в эксплуатации зарубежные аналоги, параметры обеспечивают снижение удельного расхода топлива на крейсерском режиме на 10 — 15%. В октябре этого года ПД-14 получил сертификат типа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

Другое предприятие, входящее в состав Объединенной двигателестроительной корпорации, «ОДК-УМПО» (Уфа), реализует программу реконструкции и техперево­оружения производственной базы для выпуска компонентов и агрегатов вертолетных турбовальных двигателей ВК-2500. Проект объемом инвестиций почти 8 млрд рублей предполагает создание к 2019 году четырех производственно-технологических центров (ПТЦ, один из них уже функционирует), где будет сосредоточена основная работа по изготовлению узлов ВК-2500. В рамках проекта предусмотрено проведение строительно-монтажных работ на площади более 31 тыс. кв. метров, прокладка новых и модернизация существующих инженерных сетей, организация около 700 рабочих мест. Новое производство оснастят 310 единицами высокотехнологичного оборудования. После ввода в эксплуатацию четырех ПТЦ предприятие будет готово выпускать 300 моторокомплектов и до 100 ремонтно-групповых комплектов ежегодно. Этот инвестпроект связан с началом производства корпорацией ОДК двигателей ВК-2500 в Российской Федерации. До этого двигатели и моторокомплекты для финальной сборки поставлялись из Украины. В рамках складывающейся производственной кооперации за «ОДК-УМПО» закреплено девять узлов двигателя, это примерно треть деталей и сборочных единиц в составе изделия.

За три года объемы вложений выросли в 1,6 раза 012_expert_ural_46.jpg
За три года объемы вложений выросли в 1,6 раза

Крупные проекты в отечественном машиностроении реализуют всего шесть-восемь госкорпораций и мегакомпаний 

Екатеринбургские предприятия машиностроения также активно вкладываются в обновление производственных фондов. Газпромбанк — основной стратегический парт­нер Уралмашзавода — реализует на предприятии две инвестпрограммы. Первая, направленная на техническое переоснащение механосборочного производства, принята в конце прошлого года. Объем инвестиций — 1,5 млрд рублей. Закуплены пять современных обрабатывающих центров производства итальянских компаний. Так, Pama обеспечит Уралмашзавод тремя горизонтально-расточными обрабатывающими центрами. Два из них будут расположены на единой платформе, что позволит обрабатывать детали длиной до 32 метров. Pietro Carnaghi поставит токарно-карусельный центр, Safop — обрабатывающий токарно-фрезерный. Ожидаемые эффекты — снижение трудоемкости на 10 — 15%, рост объемов производства на 15 — 20%, повышение качества продукции. Также в рамках программы идет модернизация станочного парка, реализуются проекты по цифровизации и промышленной безопасности.

Второй инвестпроект предполагает модернизацию на Уралмашзаводе сварочного производства. На его переоснащение Газпромбанк направит 314 млн рублей. Будет модернизирована часть действующего оборудования, расширены его технологические возможности, а также приобретено новое — трехрезаковая машина термической резки, машина лазерной резки металла, современные сварочные аппараты с новыми системами управления. Кроме этого планируется создание центра автоматической сварки и наплавки, проведение мероприятий по повышению качества подготовки поверхностей деталей и окраски, в том числе монтаж дробеструйной камеры, которая позволит производить зачистку крупногабаритных металлоконструкций больших размеров (до 30 м), и окрасочно-сушильной камеры. Внедрение новых технологий позволит повысить качество металлоконструкций, а также значительно снизить трудоемкость работ (в среднем на 10 — 15% по разным технологическим переделам).

Как сообщили в пресс-службе Уралхиммаша, на предприятии в 2018 году реализуется 31 инвестиционный проект, 28 должны завершиться до конца года.

Общий объем инвестиций по плану — 158,1 млн рублей. Основные направления — модернизация действующего и замена изношенного оборудования, автоматизация и механизация производственного процесса. К примеру, до конца этого года планируется завершить модернизацию листогибочных вальцев Hausler, на эти цели выделено 5 млн рублей.

— Мы запускаем большой, рассчитанный на три года проект модернизации системы теплоснабжения и вентиляции цеха аппаратов высокого давления № 40. Общая сумма инвестиций — более 95 млн

рублей, в этом году мы освоим только средства, заложенные на разработку проектной документации, — отметили в пресс-службе Уралхиммаша.

А в пермской группе предприятий «Мотовилихинские заводы» самый крупный проект, реализуемый сегодня совместно с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом, — разработка роторной управляемой системы (РУС).

— РУС — оборудование, предназначенное для бурения наклонно-направленных и горизонтальных скважин с большим отходом от вертикали, где точность проводки ствола скважины имеет большое значение, — пояснили в пресс-службе Мотовилихи. — Перспективность этих систем в том, что с ухудшением структуры запасов возникнет необходимость разрабатывать небольшие месторождения, где особенно важно точно пробурить скважину в сравнительно небольшом нефтеносном пласте, что было не так актуально ранее при разработке крупнейших месторождений. Первыми столкнулись с задачами массовой добычи нефти и газа на небольших месторождениях, в том числе и сланцевых (с низкопроницаемыми породами), американские нефтяные компании. Это обеспечило им преимущество в части разработок оборудования для горизонтального бурения и гидроразрыва пласта. Сейчас они являются лидерами рынка, а российские производители только начинают выпускать такую продукцию.

В рамках проекта РУС Мотовилихинские заводы завершают разработку телеметрической системы и в начале 2019 года планируют вывести ее на испытания. Во второй половине следующего года будет испытана система управления буровым устройством, что позволит в 2020 году провести испытания и начать производство самой РУС, а также перейти к выпуску системы в других габаритах. Суммарные инвестиции в проект составляют 220 млн рублей, из них 60% — вложения предприятия, 40% — субсидия Минобрнауки России, выделенная Пермскому политеху.

— Коммерциализация проекта подразумевает продажу услуги бурения с применением роторной управляемой системы. Речь идет о создании сервисной структуры по мере готовности оборудования к выходу на рынок. Проект сложный, масштабный. Однако Россия обладает максимальными запасами сланцевой нефти в мире, и разработка таких месторождений сейчас только начинается, — рассчитывают в пресс-службе МЗ.

Замена оборонке

Как видно из представленных инвестиционных проектов, драйверами роста уральского машиностроения сегодня выступают не только гособоронзаказ и нефтегазовый комплекс. Поставки машин и оборудования также рассчитаны на железную дорогу, авиастроение, леспром, дорожное строительство. Машзаводы инвестируют как в обновление производственных мощностей, в том числе закупку современных высокоточных станков, так и в разработку инновационной продукции.

Во многих крупных инвестпроектах государство выступает соинвестором. При этом нельзя не заметить, что данные проекты в отечественном машиностроении реализуют всего шесть-восемь госкорпораций и мегакомпаний, таких как Ростех, «Калашников», ОДК, Газпромбанк, Транснефть, «Объединенные машиностроительные заводы». Малые и средние машиностроительные предприятия существенно ограничены в своих возможностях по разработке новых видов продукции и формированию портфеля заказов. Для них открыты двери индустриальных парков и ТОСЭР, но этого явно недостаточно (см. «Эксперимент с камнем», с. 13).

Эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев перечисляет факторы, сдерживающие развитие отрасли:

— Политика импортозамещения в машиностроении стала насущной необходимостью, прежде всего для обеспечения нефтегазовой и горнодобывающих отраслей, а также для модернизации электроэнергетики в условиях экономических санкций. Нужно признать, что процесс импортозамещения идет медленно. Ограничителями возможностей страны в этом направлении являются технологическое отставание, недостаточное воспроизводство инженерной школы, хроническое недофинансирование прикладной науки в предыдущие годы. Преодолеть это наследие своими силами, без международного сотрудничества и трансфера технологий, вряд ли получится быстро. Определенные сдвиги произошли при государственной поддержке в транспортном машиностроении, благодаря чему удалось радикально обновить грузовой вагонный парк. Есть подвижки в пассажирском парке, в локомотивах. Эта тема еще остается актуальной в связи с предстоящим в рамках модернизации инфраструктуры расширением железнодорожной сети и реализации проектов ВСМ.

Тем не менее, по мнению эксперта, машиностроение остается низкорентабельным бизнесом:

— Большинство предприятий едва сводят концы с концами, многие в кредитах и убытках. Оборонный заказ помог сохранить основу индустрии. Исход предстоящей конверсии, на мой взгляд, остается неизвестным. На смену оборонного заказа может прийти платежеспособный инвестиционный спрос лишь ограниченного числа отраслей, прежде всего — нефтегазовой и горно-металлургической. Кроме транспортного и энергетического машиностроения можно добавить еще и строительную отрасль в связи с намечающимися большими стройками в рамках исполнения «майского» указа президента. Хватит ли этого для развития отрасли — вопрос спорный. Устойчивый рост возможен лишь на основе платежеспособного потребительского спроса. Небогатое население с невысокими доходами — слабая база для такого роста. И это — еще один ограничитель вдобавок к перечисленным.